Здавалка
Главная | Обратная связь

Подведение итогов ролевой игры.



Задание для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы дискуссии:

Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме логической аргументации и доказательства.

 

Литература:

основная:

1. Грядовой Д.И. Логика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. (21,2 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM). – Гл.9.

2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст] : учебник / Ю.В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с. – Гл.9.

3. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики [2011] : Текст / В.Н. Карпов. – 2-е изд. — М. : Либроком, 2011. – 328 с. – (Из наследия мировой философской мысли: логика). – Гл.9.

4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов [Текст] : учебное пособие / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. – 363 с. – (Основы наук). – Гл.9.

дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование).

2. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики / В.Н. Карпов .—

2-е изд. — М. : Либроком, 2011 .— 328 с. — (Из наследия мировой философской мысли: логика).

3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 363 с. — (Основы наук).

4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 256 с.

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ № 1

Задание 1.Составьте краткий конспект 1 учебной темы «Логика и ее предмет».

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

На этом острове много птиц. – На этом острове обитает всего два вида птиц.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 5. Произведите ограничение понятия "Населенный пункт".

Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Состав преступления, как и содержание любого понятия, составляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления.

Задание 8. Обосновано ли вывод в следующем умозаключении:

Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем действия. Следовательно, это преступление совершено путем бездействия.

Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…

Задание 10. Может ли быть получено следующее заключение при помощи полной индукции?

Ни один студент группы не является неуспевающим.

ВАРИАНТ № 2

Задание 1. Составьте краткий конспект 2 учебной темы «Логика и язык»

Задание 2. Объясните, в чем заключается ошибка следующего рассуждения (какой закон логики нарушен):

Мне нравится все зеленое. Эта картина зеленая. Мне нравится эта картина.

Задание 3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:

Все студенты группы подготовлены к семинару. – Некоторые слушатели группы не подготовлены к семинару.

Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:

Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.

Задание 5. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 7. Могут ли быть одновременно истинными суждения каждой из следующих пар?

Все протоколы составлены. – Некоторые протоколы составлены.

Задание 8. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

Задание 9. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:

Все студенты вузов изучают логику. Иванов не студент вуза. Следовательно…

Задание 10. Определите метод умозаключения:

Дикое животное в неволе пользуется хорошим уходом и питанием, но болеет. Следовательно, причина болезни – неволя.

ВАРИАНТ № 3

Задание 1. Составьте конспект 3 учебной темы «Понятие как форма мышления».

Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?

Иванов хорошо выполняет свои обязанности. – Иванов достоин повышения в должности.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие. Нож.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – Новый учебник – Книга – Печатное издание.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

Преступление – должностное преступление – халатность – получение взятки.

ГУВД – отделение полиции – 12-е отделение полиции.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание
деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Сделки бывают односторонние и двусторонние.

Задание 7. Являются ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.

Задание 8. Произведите отрицание следующего сложного суждения:

Если просыпать соль, то произойдет несчастье.

Задание 9. Является ли правильным следующее условно-категорическое умозаключение?

Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти, то в данном магазине реализуются похищенные запчасти. В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти. Следовательно, в данном магазине не реализуются похищенные запчасти.

Задание 10. Соблюдены ли общие правила силлогизма в следующем примере? Проверьте выводы с помощью круговых схем:

Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

ВАРИАНТ № 4

Задание 1. Составьте конспект 4 учебной темы «Определение и классификация»

Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?

Студенты нашей группы Андреев и Владимиров плохо подготовились к экзамену по логике и не сдали его. Совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по истории Отечества.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Автомобиль. Механизм. Карбюратор. Легковой автомобиль. Модель автомобиля.

Задание 4. Ограничьте понятия "Особо опасный преступник".

Задание 5. Проверьте правильность следующего объявления с помощью операции умножения понятий:

Безбилетный проезд и бесплатный провоз багажа наказывается штрафом.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

Задание 7. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в каждой из пар?

Каждое гражданское дело имеет свои особенности. – Некоторые гражданские дела никаких особенностей не имеют.

Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.

Задание 8. Можно ли сделать однозначный вывод из следующих посылок:

Если Иванов совершил преступление, то он был на месте преступления. Иванов был на месте преступления. Следовательно…

Задание 9. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:

Ни один студент нашей группы не курит.

Задание 10. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Студент изучал логику, следовательно, он ее знает.

 

ВАРИАНТ № 5

Задание 1. Составьте конспект 5 учебной темы «Суждение как форма мышления».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: " Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее, другой - у меня.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими двумя группами понятий:

Уголовное право. Право. Гражданское право. Семейное право.

Получение взятки. Незаконное изготовление спиртных напитков. Вооруженное ограбление. Преступление.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие.

Столица – большой город – город – населенный пункт.

Задание 5. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

Задание 6. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Конституция – свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

Задание 7. Признав первое суждение в каждой из пар ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

Некоторые граждане не соблюдают паспортный режим. – Все граждане соблюдают паспортный режим.

Задание 8. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих парах суждений?

Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. – Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

Задание 9. Можно ли сделать правильный вывод из следующих посылок:

Кончил дело - гуляй смело. Иванов гуляет. Следовательно ...

Задание 10. Проверьте правильность силлогизма:

Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

ВАРИАНТ № 6

Задание 1. Составьте конспект 6 учебной темы «Дедуктивные и индуктивные умозаключения».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Вор не желает ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими группами понятий:

Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия.

Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение государственного имущества. Понятие кражи.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений:

Криминология – юридическая наука – наука.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:

Техника – аудиотехника – видеотехника – магнитофон – видеомагнитофон.

Время – время года – весна – май – май 1999 года.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Логика ¾ это наука о логическом в мышлении.

Задание 7. Правильно ли произведены следующие отрицания? Исправьте допущенные ошибки:

Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.

Задание 8. С помощью логического квадрата определите в каких отношениях находятся следующие суждения:

Некоторые государства являются федеративными.

Некоторые государства не являются федеративными.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если не зафиксировано изъятие следов преступной деятельности в протоколе, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Следовательно, изъятие следов преступной деятельности не зафиксировано в протоколе.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

ВАРИАНТ № 7

Задание 1. Составьте конспект 7 учебной темы «Законы формальной логики».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "...Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".

Задание 3. Содержание какого понятия богаче в следующей паре понятий:

Тихий океан. Часть земной поверхности, покрытая водой.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Високосный год – год – часть столетия – столетие.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основа ние деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Учебник логики состоит из двенадцати глав.

Углы бывают тупые, острые и вертикальные.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Праздность – мать всех пороков.

"Человек ¾ смеющееся животное" (Аль-Фараби).

Задание 7. Произведите отрицания следующего сложного суждения:

Птицы появились над морем – близко земля.

Задание 8. Определите логическую структуру следующего умозаключения. Проверьте правильность вывода.

Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Задание 9. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Задание 10. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью:

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Иванов имеет высшее юридическое образование. Следовательно ...

 

ВАРИАНТ № 8

Задание 1. Составьте конспект 8 учебной темы «Логические основы аргументации».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Европа. Европейская страна. Англия. Франция. Столица Франции.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – новый учебник – книга – печатное издание.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:

Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые.

Год делится на двенадцать месяцев.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Кобра – очковая змея, водится в Южной Азии; очень ядовитая.

Задание 7. Восстановите следующее высказывание до условно-категорического умозаключения:

Внезапно стало темно, значит, затмение солнца наступило.

Задание 8. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.

Задание 9. Определите правильность следующего силлогизма:

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. Данная доверенность недействительна. Следовательно, в данной доверенности не указана дата ее совершения.

Задание 10. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение?

 

ВАРИАНТ № 9

Задание 1. Составьте конспект 9 учебной темы «Формы развития знания».

Задание 2. Нарушено ли требование закона достаточного основания в каком-либо из следующих суждений?

Это правонарушение не является умышленным, значит, оно относится к неосторожным правонарушениям.

Человек в театре видит, что место впереди него имеет номер 22, поэтому он решает, что его место тоже номер 22.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Движение. Скорость. Ускорение. Вращение. Медленное движение.

Задание 4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

Отрезок – отрезок прямой линии – прямая линия.

Предмет – учебный предмет – логика – раздел логики.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Понятия делятся на единичные, общие, абстрактные, конкретные, положительные и отрицательные.

Земной шар делится на западное и восточное полушария.

Задание 6. Какое суждение является отрицанием следующего суждения:

Все задачи, заданные на дом, трудны.

Задание 7. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:

Слова могут быть разделены на слоги.

Задание 8. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какие правила силлогизма нарушены?

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин Д. от уголовной ответственности освобожден. Следовательно, гражданин Д. не является лицом, совершившим преступление в состоянии опьянения.

Задание 9. Определите логическую структуру следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не обнаружено прямого умысла. Следовательно…

Задание 10. Подвергните критике следующую аналогию:

И. Кеплер писал о том, что Земля подобно человеку имеет внутреннюю теплоту, в этом убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно сосудам живого тела на земле имеются реки. Существует еще целый ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению И. Кеплера, Земля тоже имеет душу.

ВАРИАНТ № 10

Задание 1. Составьте конспект 1 учебной темы «Логика и ее предмет».

Задание 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:

Каждый человек получает удовольствие от жизни. – Только некоторые люди получают удовольствие от жизни.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите их с помощью круговой схемы:

Окно. Оконная рама. Оконный проем. Створка оконной рамы.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Морской хищник – хищник Арктики – хищник – морское животное.

Животноводство – отрасль сельского хозяйства – сельское хозяйство.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.

Первый курс делится на три учебные группы.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Бочка – сосуд для хранения жидкостей и сыпучих веществ.

Задание 7. Составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят:

Он или не купил билет, или опоздал к началу сеанса. Он опоздал к началу сеанса. Следовательно, он купил билет.

Задание 8. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…

Задание 9. Определите состав, фигуру и модус следующего силлогизма; найдите вывод, термины, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.

Задание 10. Определите логическую структуру следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.