Психологическая коррекция нарушений познавательной деятельности детей с ЗПР
Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения: 1. Принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка 2. Принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций 3. Важность учета сензитивных периодов
Развитие познавательной деятельности предполагает: -стимуляцию познавательной активности -Развитие внимания -Развитие памяти -Развитие восприятия -формирование мыслительной деятельности, стимуляция мыслительной активности, -формирование мыслительных операций, развитие элементарного умозаключения
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать нарушения познавательной сферы. Целесообразно использовать следующие методы.
Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности
Метод коррекции концентрации внимания Метод коррекции восприятия Метод речевого опосредования Педагог, начавший работать с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец- прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения. Перечислим основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода кучащимся при развитии у них мыслительной деятельности. 1. Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая учащимся режим жизнедеятельности (увеличенный срок обучения, малая наполняемость класса, щадящий ре жим); соответствующий учебный план (увеличенное число часов на трудные разделы программы, введение специального предмета «Ознакомление с окружающим миром»; индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические). 2.Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке ин формации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности. 3.Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию). Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребенка но выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания. 4.Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей словесно-логической формы мышления. Для тренинга мыслительных операций учитель может адаптировать программы для младших школьников общеобразовательной школы (В.В.Давыдова - Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова). 5. Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий. Учитель создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения, развитию самоконтроля - сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.
Практика показывает высокую отзывчивость детей с ЗПР на коррекционную работу, которая определяет следующие пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленным вниманием и памятью: микроалгоритмическая организации деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз); дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую; использование разнообразных видов занятий, игровых моментов; применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий; организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оречевление учеником своей деятельности. При организации обучения, адаптированного для детей с ослабленной памятью, возможны следующие направления: учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное ; привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|