Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование личности ребенка с ЗПР в воспитательно-образовательном процессе ДОУ



Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника-это формирование способности управлять эмоциями.

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоян­но испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного про­странства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми - создание положитель­ного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей:

-медицинской помощи, предполагающей для детей с хроническим тревожным отрицательным настроением необходимой врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья;

-психокоррекционной помощи, предполагающей использование психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся;

- применения педагогических технологий, направленных на со­здание эмоционального благополучия каждого ребенка;

- гуманистического стиля педагогического общения, безоценоч­ного принятия ученика, соучастного выслушивания его искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрица­тельных эмоций, чувств;

-совершенствования технологий обучения: насыщении учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимулами и игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложении, положи тельными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

- предупреждения и устранения причин эмоционального диском­форта на уровне школы, оказания соответствующей помощи, много­кратных упражнений, напоминаний, указаний, сочетании подготови­тельных (практических) и основных (научных) разделом обучения; преподнесения материала небольшими дозами, использо­вания дополнительных способов облегчения трудных заданий; оце­нивания всех этапов в усвоении изучаемых тем; положительного восприятия даже самых незначительных успехов, эмоцио­нального отношения к результатам труда ребенка.

Коррекция ЭЛС предполагает (М.В. Ермолаева и Л.Г. Миланович):

-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

- развитее и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (снятие тревожности, робости и т.п.)

- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

- развитие социальных эмоций;

- развитие коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

Работа по расширению и упорядочиванию эмоционального опыта ведется в трех направлениях:

- усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

- развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях;

- проверка и оценка собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков

 

Определение готовности к школьному обучению детей с ЗПР. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.

 

Готовность к школьному обучению является многокомпонентной структурой, которая требует комплексных психологических и педагогических исследований.

Психологическая готовность включает: интеллектуальная, личностная, мотивационная.

Существует еще и педагогическая готовность - знания, умения, навыки.

Комплексное изучение детей с зпр показало, что эти дети оказываются неготовыми к школьному обучению.

Причины пониженной готовности детей с ЗПР к школьному обучению

-Социальная ситуация развития. На ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

-дефицит общения

-травмирующее действие социальной микросреды

-отсутствие адекватных педагогических условий

-Развитие ведущей и других видов деятельности

-Состояние здоровья

Сформированность произвольного внимания. («Домик» Н.И. Гуткина). Уровень развития произвольного внимания отличается от детей нормы, если у детей с нормой высокий уровень у 26 %, у детей с зпр- 13,3 %. Эти дети работали сосредоточенно, по завершении задания сверяли свой рисунок с образцом, были заинтересованы в правильности выполнения задания, обращались за одобрением.

Умение действовать по правилу, уровень внимания, самоконтроля—«Графический диктант» Д.Б. Эльконин. Дети с ЗПР посещающие коррекционно-развивающие группы продемонстрировали высокий уровень (20%), такой же уровень показывают и дети с нормой развития. Дети с ЗПР в основном показывают средний и ниже среднего уровень сформированности произвольности действий и поведения, умения действовать по правилу и самоконтроля. Эти дети охотно приступают к заданию, но детям необходим постоянный контроль, одобрение, советы, а во второй части задания (продолжение узора), у детей наблюдались сложности.

Процесс восприятия и узнавания, объем кратковременной непроизвольной зрительной памяти «Узнавание фигур». Дети в основном демонстрируют средний уровень развития. У детей наблюдалась низкая продуктивность запоминания и ее увеличение за счет целенаправленной установки на запоминание, т.к. после повторного предъявления и задания запомнить, результаты резко увеличивались.

Сформированность наглядно-действенного мышления «Мозаика». Дети с ЗПР больше половины детей на уровне ниже среднего. У детей отсутствует период ориентировки в задании, не могут самостоятельно расчленить фигуры на элементы. Но дети охотно принимают помощь. После совместного со взрослым планирования и внешнего руководства задание выполнялось правильно и быстрее.

 

Наглядно-образное мышление и использование условно-схематических изображений-«Лабиринт» Л.А. Венгер

У детей с ЗПР преобладают высокий и выше среднего уровни. По ходу работы дети сами регулировали свою деятельность, проговаривая вслух, это задание, благодаря своему занимательному характеру «поиск клада», вызывало у ребят повышенный интерес и эмоциональный отклик

 

Способность к обобщению и абстрагированию—Исключение лишнего (на вербальном и предметном материале).

Дети с ЗПР показали средний уровень. Они правильно выделили группы предметов, продемонстрировав умение анализировать, обобщать, выделять главное, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом. Часто это была функциональная характеристика, либо сужение понятия до отдельного элемента. Невозможность подбора словесного обобщения объясняется, в частности, бедным активным словарным запасом, однако если перечислить обобщающие понятия, то дети без особого труда находят необходимый термин. Около 20% детей с ЗПР не смогли произвести классификацию и обобщение на вербальном уровне. Эти дети нуждаются в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Группировка на предметном уровне не вызывает трудностей.

 

Наглядно-образное мышление—Матричные задачи Равена.

Примерно 20 % детей с ЗПР справились с методикой. Но в основном результаты методики говорят о недостаточном развитии наглядно-образного мышления, детям сложно проводить мысленный анализ и синтез, они не всегда учитывают всю совокупность изменяющихся признаков, сосредотачивают внимание на каком-то одном из них. Наибольшие трудности вызвали задания 3-го типа на выявление простой аналогии Задания на установление тождества в сложных рисунках решались с переменным успехом в зависимости от уровня работоспособности и степень концентрации внимания. Дети сразу исправляли ошибки, на которые обращали их внимание.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.