Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности речи детей с ЗПР



Уровень развития речи детей с зпр удовлетворяет потребностям повседневного бытового общения. Но в то же время у детей наблюдается речевая неактивность, нецеленаправленность монологических высказываний, быстрое соскальзывание с заданной темы на более знакомую, привнесение случайных ассоциаций, использование устоявшихся штампов. У 60 % детей с ЗПР не нарушено звукопроизношение. Основным видом нарушений является смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию. У детей с ЗПР звуки ставятся легко, но автоматизируются трудно, медленно, из-за недостаточной аналитической деятельности. Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики. Недостатки речи, связанные с ФФН, проявятся в дальнейшем при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию и коррекции. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с зпр и их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно они определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире. Ограниченный, бедный словарь. Страдает предметная отнесенность слов - номинативная функция речи. Использование элементарных обобщающих понятий вызывает затруднения, дети часто применяют не родовое, а видовое конкретное понятие. «Земляника – это малинка такая».

Дети редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния. Дети с зпр ограниченно используют прилагательные. Крайне невелика группа оценочных прилагательных. Понимание незнакомых слов определяется его звуковым сходством с ранее известным. Другая особенность - буквальное понимание слов. Часто дети сужают значение слов под конкретную ситуацию. У детей с зпр задержка сроков проявления детского словотворчества.

Дети с зпр в основном адекватно используют в речи категории числа и падежа. Сложнее дети усваивают грамматическую категорию рода, большую трудность средний род, грамматическая правильность речевого высказывания часто зависит от того, насколько слово знакомо ребенку. Для многих детей проблему представляет правильное использование предлогов.

Основные направления коррекционной работы:

Устранение вялости артикуляции, развитие умения соотносить слово с предметом, явлением, признаком, действием, уточнение и обогащение словарного запаса, ознакомление с незнакомыми словами и обучению правильному употреблению слов и предлогов.

Письмо.

Каллиграфия своеобразна, дети не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены. Много исправлений. Пять групп ошибок: связанные с недостаточным фонетико-фонематическим анализом; обусловленные неумение выделить слово из предложения и предложение из текста; ошибки, причины которых лежат в дефектах анализа графического изображения букв, ошибки на орфографические правила. Самыми распространенными пропуски гласных, следующие за согласными. Пропуски безударных гласных тоже встречается часто. Проблемы с выделением предложения из текста. Проблемы с заглавными буквами и точками в конце предложений.

Чтение.

Дети с зпр долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок. Затрудняются в правильном интонировании текста. Трудности обусловлены: замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложности установления взаимных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля. Несформированность мотивации к чтению.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.