Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная квота»



«Масштаб расходования государственных средств (называемый «государственной квотой»)» представляет собойважный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволя­ет сравнивать государственные расходы с ВВП.

Конкретные цифры свидетельствуют о значительном росте данного показателя на протяжении всего XX столетия. Вместе с тем видно, что в разных странах его динамика различна. Отно­сительно низкая доля государственной активности проявляется в США, Японии, наиболее высокая — в Швеции и Франции. В среднем показатель колеблется между 35 и 50%.

Для сравнения отметим, что данный показатель в России имел иную, обратную динамику: 65% в 1992 г., 49% — в 1993-м, 48% — в 1994-м, 41% — в 1995-м, 43% — в 1996-м, 43% — в 1997-м. Объясняется это тем, что в условиях централизованной экономики (то есть до начала ее реформирования в направлении рыночного варианта) основная масса финансовых потоков прохо­дила через государственный бюджет. По мере обретения экономи­ческими субъектами самостоятельности степень активности пере­распределения финансовых потоков через бюджет стала снижать­ся. Номинально она сегодня уже ниже, чем в ряде других запад­ноевропейских стран. Одна из причин такого резкого снижения данного показателя заключается в том, что значительное количе­ство предприятий стало уходить от налогообложения. Соответст­венно, уменьшились и многие социальные выплаты, а также пла­тежи заработной платы государственным служащим из средств бюджета.

 

Доходы госбюджета

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогами следует понимать обязатель­ные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридиче­скими лицами.

Налоговая система может включать два звена — государст­венные налоги, местные налоги, либо три звена — налоги государ­ственные (федеральные); налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации; местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К ним от­носятся:

• подоходный налог с населения;

• налог на прибыль корпораций;

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов госу­дарственного бюджета.

Среди других налогов в развитых странах наибольшее значе­ние имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, спиртные напитки, пиво, бензин и др.). На долю этого на­лога приходится от 30 до 50% всех косвенных налогов. НДС не применяется в США и Японии.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.

На протяжении почти всех лет после Второй мировой войны в развитых странах вследствие высоких государственных расходов государственные бюджеты характеризовались хроническими бюджетными дефицитами.

Так, в США в 1983 г. дефицит федерального бюджета впервые превысил 200 млрд. долл., а в 1992-м достиг - 290,4 млрд. долл.

Природа дефицита госбюджета различна:

• Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

• Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

• Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники покрытия бюджетного дефицита — государствен­ные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству умень­шения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

Для покрытия бюджетного дефицита используются государ­ственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой огромный рост государственного долга. Государ­ственная задолженность в США превысила 5,5 трлн. долл. в 2001 г. и по оценке к 2005 г. достигнет 6,2 трлн. долл., что соста­вит 50,6% ВВП. Государственный долг Великобритании в начале XXI в. составлял более 300 млрд. ф. ст., Германии — около 800 млрд. марок, во Франции — около 4 трлн. франков.

В современных условиях от 10 до 30% государственных расхо­дов не покрываются налогами и другими доходами и финансиру­ются путем размещения государственных займов. В связи с огром­ными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, напри­мер, до 50%), что приводит к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов и удорожанию кредита.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.