Здавалка
Главная | Обратная связь

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ



Федеральный бюджет России представляет собой главное зве­но бюджетной системы. Он выражает экономические отношения по поводу образования и использования централизованного фон­да денежных средств государства.

В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на финансирование национального хозяйст­ва, оборону, социально-культурные мероприятия, содержание ор­ганов государственного управления, финансовую поддержку бюд­жетов субъектов Российской Федерации, погашение государст­венного долга и др.

Все доходы и расходы государственного бюджета группиру­ются по однородным признакам с присвоением им определенного названия и номера раздела, главы, параграфа, статьи бюджетной классификации. Бюджетная классификация позволяет указать точно, за счет каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоев населения, видам нало­гов или неналоговых платежей сформирован бюджет. Она пока­зывает также, на какие конкретно цели, по какому ведомству и в какую отрасль уходят бюджетные средства.

В условиях перехода к рыночной экономике федеральный бюджет выполняет следующие функции:

—перераспределение национального дохода и ВВП (около 20% ВВП);

—регулирование и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства;

—финансовое обеспечение социальной политики;

—контроль за финансово-хозяйственной деятельностью национального хозяйства.

90-е годы XX столетия были для российской экономики и го­сударственных финансов кризисными. Проявлением бюджетного кризиса стал хронический дефицит государственного бюджета. Его причиной является подорванность доходной базы в результате несобираемости налогов, в свою очередь причиной этих явлений стал платежный кризис. Платежный кризис или беспрецедентный по своим масштабам развал платежных отношений начался на фо­не кампаний по либерализации цен и ужесточению бюджетной и кредитной политики. Если вначале он сопровождался сокращени­ем объемов производства, то к концу 1993 г. приобрел новые черты и выразился в массовой остановке предприятий (в том числе заво­дов-гигантов), не связанной с процедурой банкротства.

В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета при­влекались огромные кредиты Центрального банка Российской Фе­дерации и проводилось изъятие средств из Пенсионного фонда.

Таблица 8.2. Распределение расходов федерального бюджета на 2012 г.

 

Виды расходов Млрд. руб. % общей суммы расходов
Государственное правление и местное самоуправление 56,7 2,9
Судебная власть 19,1 0,1
Международная деятельность 42,9 2,2
Национальная оборона 284,2 14,6
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 173,9 8,9
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 29,2 1,5
Промышленность, энергетика, строительство 57,7 3,0
Сельское хозяйство и рыболовство 26,8 1,4
Охрана окружающей среды 9,8 0,5
Транспорт, связь и информатика 7,0 0,3
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8,7 0,4
Образование 80,1 4,1
Культура, искусство и кинематография 10,3 0,5
Средства массовой информации 10,3 0,5
Здравоохранение и физическая культура 31,9 1,6
Социальная политика 430,4 22,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 285,0 14,6
Финансовая помощь бюджетам других уровней 265,4 13,6
Утилизация и ликвидация вооружений 10,3 0,5
Исследование и использование космического пространства 9,7 0,5
Военная реформа 16,5 0,8
Дорожное хозяйство 68,5 3,5
Целевые бюджетные фонды 13,9 0,7
Всего 1947,40

 

В 1994 г. дефицит госбюджета достиг 10,5% ВВП, в 1995-м снизился до 7,9%, в 1996 г. был запланирован в 88,55 трлн.руб., или 3,85% ВВП, на 1997-м — 95,4 трлн.руб., или 3,5% ВВП.

В развитых странах положение считается нормальным лишь тогда, когда дефицит бюджета ниже 3% ВВП.

Покрытие дефицита бюджета 1993 г. осуществлялось за счет продажи валюты, драгоценных металлов и камней, находящихся в распоряжении правительства, валюты, полученной в качестве кре­дита международного валютного фонда (МВФ), прибыли Централь­ного банка России.

Использовавшаяся в 1990—1995 гг. эмиссия денег для по­крытия бюджетного дефицита с 1995 г. не применяется. С этой це­лью использовались различные государственные ценные бума­ги — ГКО (государственные казначейские обязательства) с 3- и 6-месячными, годовыми сроками погашения, казначейские обя­зательства (КО), облигации внутреннего валютного государствен­ного облигационного займа, облигации федеральных займов с пе­ременным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные зай­мы, золотые сертификаты.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефи­цита служат кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Оживление экономики сказалось на государственных финан­сах. В бюджете 2002 г. превышение доходов над расходами опре­делялось в размере 178,4 млрд. руб. и направляется в размере 68,6 млрд. на погашение государственного долга Российской Фе­дерации и 109,8 млрд. на образование финансового резерва.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.