Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы построения налоговой системы



Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», то есть, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплатель­щиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе нало­гообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с ко­торыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1.Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2.Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3.Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4.Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали аксиомами налого­вой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требова­ниями нового времени.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления это­го принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируе­мой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение со­здаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государст­венной экономической политики.

 

Кривая Лаффера

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются

представители школы предложения. Они считают, что нужно от­казаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производст­ва), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на зара­ботную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестици­онный процесс, желание иметь дополнительную работу и допол­нительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опирают­ся на кривую Лаффера. (рис.8.1).

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Вы­сокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государст­венного бюджета.

Кривая Лаффера

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидиру­ются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремя­щихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции А.Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попада­нию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку». Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к сис­теме налогообложения страны характеризует величину сосредото­ченных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налого­плательщиков привлекательной является низкая налоговая на­грузка (на уровне 15%). Однако государство при данном уровне на­грузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стре­мятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уров­ня жизни населения.

С 1992 г. в России действует новая налоговая система, основные принципы которой определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Им установлен перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определены плательщики, их права и обязанности, а также пра­ва и обязанности налоговых органов.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в ус­тановленном порядке, образуют налоговую систему. Возглавляет налоговую сис­тему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему централь­ных органов государственного управления России, подчиняется Президенту РФ и правительству и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главная задача Государственной налоговой службы РФ — контроль за соблю­дением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных нало­гов и других платежей, установленных законодательством. Согласно ст.57 Консти­туции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федераль­ный бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3: налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог — на рекламу. Его должны пла­тить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% стоимости услуг по рекламе.

Основные налоги, взимаемые в России:

Федеральные налоги:

—налог на добавленную стоимость;

—федеральные платежи за пользование природными ресурсами;

—акцизы на отдельные группы и виды товаров;

—подоходный налог;

—налог на доходы банков;

—подоходный налог с физических лиц;

—налог на доходы от страховой деятельности;

—налоги — источники образования дорожных фондов;

—налог на операции с ценными бумагами;

—гербовый сбор3;

—таможенная пошлина;

—государственная пошлина;

—отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

—налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

—налог с биржевой деятельности.

Республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований:

—республиканские платежи за пользование природными ресурсами;

—лесной налог;

—налог на имущество предприятий;

—плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Местные налоги:

—земельный налог;

—регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

—налог на имущество физических лиц;

—сбор за право торговли;

—налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

—целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели;

—курортный сбор;

—налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ;

—налог на рекламу;

—лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

—сбор с владельцев собак;

—сбор за выдачу ордера на квартиру;

—лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

—сбор за право использования местной символики;

—сбор за парковку транспорта;

—сбор за выигрыш на бегах;

—сбор за участие в бегах на ипподромах;

—сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

—сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

—сбор за право проведения кино- и телесъемок;

—сбор за уборку территорий населенных пунктов;

—другие виды местных налогов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.