Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном детстве



Методические рекомендации по подготовке

К семинарским и лабораторным занятиям для студентов ОЗО

Детская психология

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

2 курс, 4-5 семестр

преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В.

План семинарских занятий и лабораторных работ

Семестр

Семинар № 1

Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в раннем возрасте

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.

2. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.

- Значение для психического развития,

- Этапы развития предметной деятельности,

- Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин). Роль взрослого,

- Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.

  1. Основные новообразования раннего возраста.
  2. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет.

Задания:

1) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.

2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.

3) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий.

4) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.

5) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет.

Литература

основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.

дополнительная:

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
  2. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

Семинар № 2

Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.

2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.

3. Теории детской игры.

4. Структура сюжетно-ролевой игры.

5. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

6. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития

- Виды игры.

- Продуктивные виды деятельности.

- Бытовая и трудовая деятельность.

- Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.

7. Основные новообразования дошкольного возраста.

8. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.

Задания:

1) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.

3) Дать характеристику теорий игры.

4) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

5) Заполнить таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач        
Содержание игр        
Сюжет игры        
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре        
Игровые действия, игровые предметы        
Правила игры        

6) Заполнить таблицу «Особенности бытовой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности в дошкольном возрасте»

Деятельность   Виды деятельности Особенности в дошкольном возрасте Значение для психического развития
Игровая      
Изобразительная      
Элементы трудовой и бытовой      
Элементы учебной      

7) Выписать новообразования дошкольного возраста.

8) Выписать симптомы кризиса семи лет.

9) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одной из тем: «Особенности и условия развития ребенка дошкольного возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 7-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».

 

Литература:

основная

1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.

дополнительная

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

Семинар № 3

Тема: развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном детстве

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение общения со взрослым для психического развития.
  2. Общение как деятельность. Понятие форм общения.
  3. Развитие и смена форм общения у детей со взрослыми.
  4. Типы детско-родительских отношений, их влияние на формирование личности ребенка.
  5. Особенности общения воспитателя с дошкольниками. Модели педагогического общения, их влияние на психическое развитие детей и микроклимат в группе.

 

Задания:

1) Привести доказательства, что общение является необходимым условием психического развития.

2) Охарактеризовать структуру коммуникативной деятельности.

3) Выписать критерии потребности в общении.

4) Определить критерии и параметры выделения форм общения дошкольников со взрослыми.

5) Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности общения ребенка со взрослым в раннем и дошкольном возрасте».

6) Охарактеризовать формы общения в дошкольном возрасте. Переписать таблицу: «Развитие общения дошкольника со взрослыми».

  № Название формы общения Дата проявления в онтогенезе Место общения в системе жизни-де-ят. ребенка Содержание потребности в общении Ведущ.мотив обще- ния Основные сред- ва общения Значение для психического развития

7) Составить таблицу: «Типы детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка» .

Тип ДРО Особенности отношения к ребенку Влияние на развитие личности ребенка
     

8)Составить таблицу: «Модели педагогического общения и их влияние на микроклимат в группе и самочувствие детей».

Модель пед. общения Особенности отношения к детям Влияние на развитие личности ребенка
     

Литература:

основная

1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.

дополнительная

2. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб. – 2002.

3. Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения. - М.,1986.

4. Учимся общаться с ребенком / Под ред Петровского В.А. – М.,1993.

дополнительная

Семинар № 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.