Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: особенности исследования познавательных процессов у детей дошкольного возраста



Цель: Формировать у студентов умение проводить исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Задание:

1.Изучить предложенную литературу.

2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:

- Закономерности развития познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте.

- Методы исследования развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

Ход работы:

1. Выбор предмета исследования: познавательный процесс (восприятие, внимание, память, мышление) и возраст ребенка.

2. Описание методики изучения выбранного познавательного процесса.

3. Анализ протоколов экспериментального исследования познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

4. Интерпретация полученных данных, вывод об особенностях развития у ребенка изучаемого познавательного процесса.

5. Разработка рекомендаций.

Схема описания методики

1) название, автор методики;

2) цель;

3) контингент испытуемых;

4) инструкция по проведению;

5) инструкция по обработке данных.

Литература

Основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.

Дополнительная:

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.

Лабораторная работа № 6

Тема: особенности исследования развития личности ребенка дошкольного возраста

Цель: Формировать у студентов умение проводить исследование развития личностной сферы у детей дошкольного возраста.

Задание:

1.Изучить предложенную литературу.

2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:

- Закономерности развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

- Методы исследования развития личности в дошкольном возрасте.

Ход работы:

1. Выбор предмета исследования: сфера (эмоции, воля, произвольность, мотивация, самосознание) и возраст ребенка.

2. Описание методики изучения выбранного предмета.

3. Анализ протоколов исследования личности ребенка дошкольного возраста.

4. Интерпретация полученных данных, вывод об особенностях изучаемого аспекта личностного развития у ребенка.

5. Разработка рекомендаций.

Литература

Основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.

Дополнительная:

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.


Методические рекомендации по самостоятельной работе

Для студентов ОЗО

Детская психология

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

2 курс, 4-5 семестр

преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В.

 

Задания по самостоятельной работе студентов

Радел Задание лит-ра
Предмет и методы детской психологии 1) Выписать предмет и задачи детской психологии. 2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез. 3) Выписать закономерности психического развития. 4) Перечислить возрастные периоды. 5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий. 6) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы. 7) Составить схему: «Методы возрастной психологии в классификации Б.Г. Ананьева». 8) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии». 9) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития. 10) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности. 11) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому. 12) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития. Привести доказательства ведущей роли обучения в психическом развитии. Провести сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения. 13) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте. Выписать критерии и этапы психического развития в периодизациях З. Фрейда и Ж. Пиаже. 14) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития. 15) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса. 16) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов. Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу 2, 3, 7, 8, 10, 11  
Общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет 1. Выписать психофизиологические особенности младенца. 2. Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни. 3. Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца. 4. Выписать условия формирования у младенца потребности в общении. 5. Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения. 6. Охарактеризовать «комплекс оживления». 7. Дать характеристику видов игровой деятельности дошкольника 1, 2, 11, 12
Особенности и динамика общения ребенка со взрослыми и сверстниками 1. Выписать понятие госпитализма, его влияние на психическое развитие ребенка. 2. Дать характеристику структуры коммуникативной деятельности. 3. Дать характеристику детских микрогрупп 6, 9
Характеристика познавательного развития ребенка 1. Дать характеристику этапов и условий развития воображения у дошкольников. 2. Выявить особенности развития и условия активизации внимания ребенка в раннем и дошкольном детстве/ 3. Подготовить тезисы выступления на пед совете по одной из тем: «Роль и особенности и условия развития восприятия (мышления, памяти, воображения в раннем и дошкольном возрасте». 1, 2, 3, 11
Характеристика развития личности ребенка 1. Дать характеристику этапов и условий развития воли дошкольников. 1. Дать характеристику этапов и условий развития произвольности у дошкольников 2. Определить основные закономерности эмоционального развития ребенка. 3. Определить содержание и условия эмоционального развития ребенка. Заполнить таблицу: «Развитие эмоций» 1, 2, 3, 4, 5, 11
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 1) Выписать содержание и структурные компоненты учебной деятельности. 2) Выписать новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Охарактеризовать компоненты психологической готовности к школе 2, 11

 

Основная литература:

1. Психология дошкольника. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.

2. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М., 2009.

3. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

Дополнительная литература:

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования. – М., 1997.

5. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т., Т.1. - М., 1986.

6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.

8. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

9. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. – М., 2006.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2005.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.