Тема: основные проблемы детской психологииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Методические указания для студентов ОДО По выполнению лабораторных, практических и различных видов самостоятельной работы Детская психология Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Дошкольное образование 2 курс, 3-4 семестр преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В. План семинарских занятий Семестр Семинар № 1 Тема: детская психология как область психологии Вопросы для обсуждения: 1. Предмет и задачи возрастной психологии. 2. Понятие о возрасте в психологии. Понятие психического развития. 3. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет. 4. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства. 5. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец). Задания: 1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 4). 2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (4). 3) Выписать закономерности психического развития (2). 4) Перечислить возрастные периоды (4). 5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий (3). Литература: Основная:
Дополнительная: 2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
Семинар № 2 Тема: методы детской психологии Вопросы для обсуждения: 1. Понятия методология, методологические принципы, метод исследования. 2. Классификация методов возрастной психологии. 3. Эмпирические методы возрастной психологии. Особенности их применения в исследованиях психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Задания: 1) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы (3). 2) Составить схему: «Методы возрастной психологии в классификации Б.Г. Ананьева» (2). 3) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4). Литература: Основная:
Дополнительная:
Семинар № 3 - 4 Тема: основные проблемы детской психологии Вопросы для обсуждения: Семинар № 3 1. Проблема условий и движущих сил психического развития. - Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже. - Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского. - Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев). Семинар № 4 2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии. - Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже. - Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития». - Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте. 3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии. - Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии. - Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина. - Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов. - Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин). Задания: 1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4). 2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2). 3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому. 4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития. 5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте. 6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития. 7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1). 8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6). 9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Литература: Основная 1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008. 2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008. 3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010. Дополнительная: 5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994. 6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008. Семинар № 5 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|