Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: основные проблемы детской психологии



Методические указания для студентов ОДО

По выполнению лабораторных, практических и различных видов самостоятельной работы

Детская психология

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

2 курс, 3-4 семестр

преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В.

План семинарских занятий

Семестр

Семинар № 1

Тема: детская психология как область психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Понятие о возрасте в психологии. Понятие психического развития.

3. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет.

4. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства.

5. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).

Задания:

1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 4).

2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (4).

3) Выписать закономерности психического развития (2).

4) Перечислить возрастные периоды (4).

5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий (3).

Литература:

Основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

Дополнительная:

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

  1. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

Семинар № 2

Тема: методы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.

2. Классификация методов возрастной психологии.

3. Эмпирические методы возрастной психологии. Особенности их применения в исследованиях психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Задания:

1) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы (3).

2) Составить схему: «Методы возрастной психологии в классификации Б.Г. Ананьева» (2).

3) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4).

Литература:

Основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

Дополнительная:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие.- М.: Пед общество России, 2009.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.
  3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.

Семинар № 3 - 4

Тема: основные проблемы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

Семинар № 3

1. Проблема условий и движущих сил психического развития.

- Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.

- Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

- Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).

Семинар № 4

2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.

- Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.

- Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».

- Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.

- Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.

- Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.

- Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.

- Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).

Задания:

1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).

2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).

3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.

4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.

5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.

6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.

7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).

8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).

9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Школа Представления о психическом развитии
Суть психического развития Факторы психического развития Движущие силы развития Соотношение обучения и развития Периодизация
Биогенетические теории          
Психоанализ          
Бихевиоризм          
Генетическая психология          
Культурно-деятельностная теория          

Литература:

Основная

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

Дополнительная:

5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

Семинар № 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.