Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в младенческом возрасте
Вопросы для обсуждения. 1. Характеристика периода новорожденности. Психофизиологические особенности младенца. 2. Характеристика социальной ситуации развития младенца. 3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца. - Значение. - Формирование у младенца потребности в общении с взрослым. 4. Микропериоды младенчества. - Особенности первого полугодия жизни, - Характеристика «комплекса оживления», - Становление акта хватания, - Особенности второго полугодия жизни, - Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми, - Манипулятивная деятельность младенца. 5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни. Задания: 1) Выписать психофизиологические особенности младенца (3; 5). 2) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни. 3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца: -соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям; -в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности; -в ней развиваются частные психические процессы; -в ней формируются основные личностные новообразования. 4) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2). 5) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2). 6) Охарактеризовать «комплекс оживления». 7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития новорожденного ребенка», «Особенности и условия развития ребенка в первом полугодии жизни», «Особенности и условия развития ребенка в втором полугодии жизни». Литература основная: 1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009. дополнительная: 2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. - М,1986. с. - 77 – 84. 3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 71-86 4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006. 5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.
Семинар № 6 - 7 Тема: общая характеристика условий психического развития и Вопросы для обсуждения. Семинар № 6 1. Психофизиологические особенности ребенка раннего возраста. 2. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. 3. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте. - Значение для психического развития, - Этапы развития предметной деятельности, - Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин). Роль взрослого, - Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте. Семинар № 7 3. Основные новообразования раннего возраста. 4. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет. Задания: 1) Выписать психофизиологические особенности ребенка раннего возраста (2). 2) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. 3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. 4) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий. 5) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка. 6) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет. 7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка раннего возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 3-лет и способы эффективного взаимодействия с ним». Литература основная:
дополнительная:
Семинар № 8 - 9 Тема: общая характеристика условий психического развития и Вопросы для обсуждения. Семинар № 8 1. Психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста. 2. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. 3. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка. 3. Теории детской игры. 4. Структура сюжетно-ролевой игры. 5. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. Семинар № 9 6. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития - Виды игры. - Продуктивные виды деятельности. - Бытовая и трудовая деятельность. - Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. 7. Основные новообразования дошкольного возраста. 8. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития. Задания: 1) Выписать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста (2). 2) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. 3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте. 4) Дать характеристику теорий игры. 5) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. 6) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (5).
7) Составить таблицу «Особенности бытовой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности в дошкольном возрасте»
8) Выписать новообразования дошкольного возраста. 9) Выписать симптомы кризиса семи лет. 10) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка дошкольного возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 7-лет и способы эффективного взаимодействия с ним». Литература: основная 1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009. дополнительная 2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 158-161.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006. 5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
Семинар № 10 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|