Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в младенческом возрасте



Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика периода новорожденности. Психофизиологические особенности младенца.

2. Характеристика социальной ситуации развития младенца.

3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.

- Значение.

- Формирование у младенца потребности в общении с взрослым.

4. Микропериоды младенчества.

- Особенности первого полугодия жизни,

- Характеристика «комплекса оживления»,

- Становление акта хватания,

- Особенности второго полугодия жизни,

- Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми,

- Манипулятивная деятельность младенца.

5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.

Задания:

1) Выписать психофизиологические особенности младенца (3; 5).

2) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни.

3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:

-соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;

-в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;

-в ней развиваются частные психические процессы;

-в ней формируются основные личностные новообразования.

4) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2).

5) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2).

6) Охарактеризовать «комплекс оживления».

7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития новорожденного ребенка», «Особенности и условия развития ребенка в первом полугодии жизни», «Особенности и условия развития ребенка в втором полугодии жизни».

Литература

основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.

дополнительная:

2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. - М,1986. с. - 77 – 84.

3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 71-86

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.

5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

 

Семинар № 6 - 7

Тема: общая характеристика условий психического развития и
деятельности ребенка раннего возраста.

Вопросы для обсуждения.

Семинар № 6

1. Психофизиологические особенности ребенка раннего возраста.

2. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.

3. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.

- Значение для психического развития,

- Этапы развития предметной деятельности,

- Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин). Роль взрослого,

- Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.

Семинар № 7

3. Основные новообразования раннего возраста.

4. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет.

Задания:

1) Выписать психофизиологические особенности ребенка раннего возраста (2).

2) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.

3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.

4) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий.

5) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.

6) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет.

7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка раннего возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 3-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».

Литература

основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.

дополнительная:

  1. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 95-100.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
  3. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

Семинар № 8 - 9

Тема: общая характеристика условий психического развития и
деятельности ребенка дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения.

Семинар № 8

1. Психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста.

2. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.

3. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.

3. Теории детской игры.

4. Структура сюжетно-ролевой игры.

5. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Семинар № 9

6. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития

- Виды игры.

- Продуктивные виды деятельности.

- Бытовая и трудовая деятельность.

- Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.

7. Основные новообразования дошкольного возраста.

8. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.

Задания:

1) Выписать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста (2).

2) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.

4) Дать характеристику теорий игры.

5) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

6) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (5).

Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач        
Содержание игр        
Сюжет игры        
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре        
Игровые действия, игровые предметы        
Правила игры        

7) Составить таблицу «Особенности бытовой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности в дошкольном возрасте»

Деятельность   Виды деятельности Особенности в дошкольном возрасте Значение для психического развития
Игровая      
Изобразительная      
Элементы трудовой и бытовой      
Элементы учебной      

8) Выписать новообразования дошкольного возраста.

9) Выписать симптомы кризиса семи лет.

10) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка дошкольного возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 7-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».

Литература:

основная

1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.

дополнительная

2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 158-161.

  1. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012, № 2.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

Семинар № 10







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.