Темы контрольныХ работ
1. Общая характеристика условий развития и деятельности младенца. 2. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка раннего возраста. 3. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста. Примерный план изложения. 1. Основные особенности (младенческого, раннего, дошкольного) возраста: - понятие психологического возраста, - границы характеризуемого возрастного этапа, - краткая характеристика достижений в физиологическом и психическом развитии ребенка на предыдущем возрастном этапе их роль в развитии ребенка на характеризуемом этапе, - основные особенности жизнедеятельности ребенка, которые наблюдаются на протяжении всего характеризуемого этапа. 2. Характеристика (младенческого, раннего или дошкольного) возраста в разных психологических школах: - анализ исследований описываемого возраста в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической психологии (если этот возраст в данных теориях изучался), выделенные характеристики возраста, достоинства и недостатки исследований, - принципиальные отличия представлений отечественных психологов о психическом развитии ребенка на данном возрастном этапе (концепции Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина). 3. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) и особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в младенческом (раннем или дошкольном) возрасте: - понятие ССР, - особенности ССР в описываемом возрасте (отношение ребенка к окружающему миру и самому себе, его основные потребности), - общение как условие психического развития ребенка, - особенности и формы общения со взрослыми и сверстниками на данном возрастном этапе по критериям, выделенным М.И. Лисиной (место общения в жизнедеятельности ребенка, содержание потребности, мотивы, средства, значение для психического развития ребенка). 4. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом (раннем или дошкольном) возрасте. - определение ведущей деятельности, - деятельность как движущая сила развития, - доказательства ведущей роли непосредственно-эмоционального общения (предметно-орудийной деятельности, сюжетно-ролевой игры) в младенческом (раннем, дошкольном) возрасте по критериям А.Н. Леонтьева: соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям; в ней формируются другие виды деятельности; в ней развиваются частные психические процессы; в ней формируются основные личностные новообразования, - структура характеризуемой деятельности, - динамика данной деятельности на протяжении возрастного этапа, - роль взрослого в ее становлении. 5. Основные новообразования младенческого (раннего или дошкольного) возраста. Кризис 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет): - понятие возрастных новообразований, - характеристика новообразований данного возраста, их значение для дальнейшего развития ребенка, - характеристика кризиса 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет) как следствия данных новообразований, - симптоматика кризиса 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет, его значение для дальнейшего развития ребенка). 6. Методы исследования ведущей деятельности в изучаемом возрасте. - краткая характеристика методов детской психологии, - обоснование выбора метода, его целесообразность и преимущества по сравнению с другими методами, -подробное описание методики исследования. Заключение: обобщение полученных знаний. Рекомендуемая литература: 1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // СС в 6 т. Т 4 – М., 1982. 2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010. 4. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М., 2005. 5. Психология дошкольника. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. 6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М., 2009. 7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб пособие. – М., 2006. 8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М., 1995.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2005. Семестр План семинарских занятий Семинар № 14 -15 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|