Представители:В.А.Жуковский,А.С.Пушкин,И.А.Крылов,В.Ф.,Одоевский- больш.виман.уделяли воспитанию патриотизма ,развивали в детях полжит.нравственн.качества.(доброту,трудолюб).
№6Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой и явилась значительным вкладом в историю отечественной журналистики. Он был непревзойденным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития. Его обзоры литературы стали не только теоретическим исследованием литературного процесса, они фиксировали и направляли отечественную общественную мысль, а благодаря глубокому философскому обоснованию образовали и воспитали целое поколение русской интеллигенции. В.Г.Белинскому принадлежит также огромная заслуга в теоретическом осмыслении задач и роли журналистики в обществе. Деятельность Белинского пришлась на время действия едва ли не самых строгих за всю историю печатного слова в России цензурных запретов. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуждения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой. В этих условиях единственной сферой действия для отечественных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая деятельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основных блока: литературная критика, театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского. Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма, на много лет вперед определив пути развития отечественной литературы. Его статьи-монографии о творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключевыми при оценке литературного произведения, — народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной. Ежегодные обзоры литературы, которые он ввел в практику журналистской деятельности, не только зафиксировали все более или менее значительные явления литературы и журналистики того времени, но и включали в себя ряд важнейших проблем общественной жизни. Содержание литературного произведения Белинский рассматривал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему новое направление. №7 «Начало искусства слова в фольклоре», – так определил А.М. Горький органические связи литературы с фольклором. Народно-поэтическое творчество вливалось в русскую литературу, русские писатели опирались на него, оно одухотворяло ее, вносило русское национальное начало, обогащая их художественное творчество сюжетами и образами, героями из народа и народно-поэтическими стилистическими приемами. Литературно-фольклорные связи основывались на глубоком интересе литературы к духовному миру народа, к проблеме народности, освоению фольклорных традиций. Фольклор является питательной средой литературы, его живительными истоками. Богатством народной поэзии стремилась обогатиться вся русская литература. Жанры и фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные средства вливаются в русскую литературу и придают ей национальное своеобразие. Она обнаруживает идейную и художественную близость с устной поэзией. Нет ни одного писателя, который прошел бы мимо устной народной поэзии, не отразил бы в своем творчестве фольклорных традиций и не обратился бы к фольклору. С особой глубиной народно-поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством. Народные элементы естественно входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» , народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. «У моря-лукоморья дуб зелёный , золотая цепь на дубе том ,и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом: идёт направо– сказки заводит, налево– песни говорит » – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии Пушкина. №8 Сказка «Конек-Горбунок» известна всем - от мала до велика, и каждому возрасту она нравится по-своему. Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана-дурачка, обретшего с помощью чудесного конька счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается другой, более глубокий смысл сказочного повествования. Ершовская сказка вызывает размышления о народе Руси и о тех, кто вершил его судьбу. Но как бы ни разнилось восприятие вымысла ребенком и взрослым, люди всех возрастов не могут не почувствовать очарования этой мечты, живости поэтического повествования и глубокого национального своеобразия сказки. Мера восприятия будет разной, но суть его останется одной, и это определяет ценность сказки Ершова среди книг, с которыми ребенок знакомится в дошкольном возрасте. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» занимает особое положение в русской литературе. Солнечное, светлое произведение, написанное необыкновенным языком, юмор и сатира народного театра переплетаются в нём с традициями лубочной литературы. Не найти другой литературной сказки, в которой в таком объёме и разнообразии были бы представлены мифологические и фольклорные образы, сюжеты, мотивы. Особенно много в сказке солнечных мифологических образов: это и Царь-девица, кони, жар-птицы. В сказке Ершова встречается и мифическая птица, связанная с солнцем — жар-птица. Прилетают «жары-птицы до зарницы из ручья воды испить» на поляну с необычайной горой из чистого серебра. Боги света в мифах почти всегда наделялись золотыми и серебряными атрибутами. Солнце же по древним представлениям противодействует тьме точно так же, как горящая свеча прогоняет мрак. №9 Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал — под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу". Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее "два раза и одним духом". Все четыре повести (кроме "Лафертовской маковницы" — "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Путешествие в дилижансе") вышли тремя годами позднее в виде книги "Двойник, или Мои вечера в Малороссии". Это вслед за "Двойником" потянулись "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя, "Вечера на Хопре" М.Н.Загоскина и "Русские ночи" В.Ф.Одоевского. Наконец, пора сказать о "Черной курице". Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Разумеется, это дидактическая — попросту говоря, поучительная — сказка. Но ее содержание вовсе не исчерпывается рассуждениями, что надежно только добытое трудом, что нехорошо предавать товарищей и что ужасно совершать непоправимые поступки. Во-первых, Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Во-вторых, сейчас можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления "Детства" Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, "Детства Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского — шестьдесят шесть, а "Детства Люверс" Б.Л.Пастернака — девяносто шесть. Если "Двойник" — собрание первых русских фантастических повестей, а "Черная курица" — первая русская авторская сказка в прозе для детей, то "Монастырка", по словам П.А.Вяземского, "настоящий и, вероятно, первый у нас роман нравов". В начале тридцатых годов XIX века "Монастырка" принесла Погорельскому литературную славу, какой не доставили ему прежние книги. №10 Принимал участие в деятельности "Вольного общества российской словесности", а в 1823 - 25 возглавил первый философский кружок в России - "Общество любомудрия". Центральное его произведение "Русские ночи" можно считать основным литературным памятником русского любомудрия. После 14 декабря 1925 он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи. В 1826 Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы знакомится с Пушкиным, сотрудничает с "Литературной газетой" и альманахом "Северные цветы". Когда Пушкин начинает издание "Современника", Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья "О вражде к просвещению". В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах. С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город. Расцвет творчества приходится на 1830 - 40: сборник "Пестрые сказки" (1833), "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем". Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести "Княжна Мими" (1834), "Княжна Зизи" (1839). "Таинственные повести": "Сильфида" (1838), "Саламандра"(1841). Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М.Глинки, А.Алябьева, М.Балакирева и др. №11 Иван Андреевич Крылов (1769-1844) занял видное место в литературе XVIII века своими сатирическими, комедийными и лирическими произведениями. Но славу «народного мудреца» Крылов заслужил прежде всего своими баснями. Первая книга его басен вышла в 1809 году. С тех пор до конца жизни он создавал преимущественно басни. Они сразу же приобрели широкую популярность среди взрослых и детей. Причину успеха своих басен сам Крылов видел в следующем: «Этот род (т. е. басни) понятен каждому: его читают и слуги и дети». На переводных баснях (особенно Эзопа. Знаменитый баснописец Эзоп, по преданию, был фригийским рабом и жил в VI веке до н. э.) воспитывался ряд поколений русских детей. В конце XVIII - начале XIX века басни включались в сборники для детей как дидактические произведения с традиционным, откровенно моралистическим поучением. Например, басня А. П. Сумарокова «Волк и Ягненок», напечатанная в 1805 году в сборнике для «употребления юношества», заканчивалась таким нравоучительным выводом: «Люди низкого состояния весьма часто погибают, когда они хотят сравняться с знаменитыми и им подражать». Басни Сумарокова и других русских поэтов XVIII века (И. И. Хемницера, И. И. Дмитриева) в дальнейшем утратили интерес для читателя. Творчество же Крылова оказало большое влияние и на развитие детской литературы, его произведения сразу же нашли дорогу к сердцу юного читателя. №12 Во второй половине 19 века детская литература для большинства писателей становится ответственным и серьезным делом. Эпоха требовала от детских книг актуальности и современной художественной формы. Ведущее направление этих лет - реализм, окажет главное влияние на содержание и форму детских произведений. Революционно-демократическое направление возглавили критики и литераторы: Добролюбов Н.А., Чернышевский Н.Г., поэт Некрасов Н.А.Развитие поэзии этих лет идет в противоборстве двух тенденций : народно-демократической поэзии («некрасовской школы») и «поэзии чистого искусства». Они во многом различались: по общественной позиции, по взглядам на поэзию, ее роль и назначение. По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову. Поэт придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864по 1873 год он написал 7 стихотворений для детей. В 1870г. появилось популярное и в наши дни стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»(1870).В произведении 2 рассказчика: первый – герой - повествователь, который рассказывает детям о своем знакомом охотнике - Мазае и сам старый дедушка Мазай. Он «любит до страсти свой низменный край», спасает зайцев в весеннее половодье, не стреляет в них, когда они попадают в беду. В стихотворении «Дядюшка Яков»(1867) главным героем становится коробейник, веселый старик. Он торгует всякой всячиной, но интересен Яков, прежде всего тем, что его главный товар – книга. Коробейник призывает крестьян покупать книги: «Букварь не сайка, а как раскусишь, слаще ореха!». Дядюшка Яков, видя, что сироте Феклуше очень хочется иметь книгу, подарил ей букварь: «Сжалился, дал ей букварь старина: Коли бедна ты, так будь ты умна!».Дидактический элемент присутствует не только в этом стихотворении, но и в «Соловьях»,в «Пчелах»,которые также входят в круг детского чтения. В «Генерале Топтыгине»(1867) Некрасов использовал анекдотический случай - медведя принимают за генерала. Медведь, сидящий в санях, рычит, не разговаривает с простыми людьми, имеет красивую шубу - значит смотритель и другие решают, что перед ними - генерал. В поэме «Крестьянские дети» (1861) Некрасов рассказывает о прелестях и трудностях жизни крестьянских детей. Наглядно это видно в одном из лучших эпизодов поэмы-встречи рассказчика с шестилетним Власом, помогающим своему отцу. Много стихов поэта рассказывают о природе: «Зеленый Шум», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» и др. В 60-80-ые годы 19 века выходит много журналов для детей: «Детский отдых», «Игрушечка», «Подснежник», «Рассвет» и др. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода: они пропагандировали новые имена, новые произведения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении.В прозе для детей усиливаются реалистические тенденции. В литературу органично вошла тема детства. Л.Толстой пишет свое первое произведение – «Детство»(1852),Аксаков С.публикует «Детские годы Багрова - внука». Эти писатели ввели в литературу нового героя-ребенка. Показали его чувства, мысли, взросление. Тема детства серьезно волновала и Ф.Достоевского. Известно, что он читал маленькой дочери и ее приятелям отрывки из своих произведений и намеревался составить из них специальный сборник, но не успел это сделать. К концу века к теме детства обращаются уже многие писатели: А.Чехов, Д.Григорович, К.Станюкович, Д. Мамин - Сибиряк и др. Во второй половине 19 века усиливается интерес к сказке. А.Афанасьев отбирает из общего собрания сказок те, что были доступны детям, и выпускает в 1870 году сборник «Русские детские сказки». К.Ушинский, Л.Толстой пишут для своих учебных книг много ныне известных сказок. Символико-романтические сказки пишет В.Гаршин: «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница» и др. Аллегорические сказки Гаршина высмеивают пороки людей: хвастовство, ограниченность, зависть. Пропагандируют сострадание, способность жертвовать собой. Весомый вклад в развитие детской литературы внес Д.Н. Мамин-Сибиряк, создававшие для детей сказки и рассказы. Рассказы условно можно разделить на 2 группы: о человеке и природе ( «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной» и др.) и на рассказы о детях, вынужденных работать ( «Вертел», «Кормилец» и др.). Особым лиризмом отличаются сказки Мамина - Сибиряка, посвященные его дочери- «Аленушкины сказки». Взгляды А.Чехова на детскую литературу. Рассказы писателя о детях, вошедшие в круг детского чтения: »Ванька», «Спать хочется»,»Мальчики» и др.Рассказы Чехова о животных: »Каштанка» и «Белолобый». №13 Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е годы, относятся к той части литературного наследства Л. Н. Толстого, которое, «не отошло в прошлое»: «Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат». В «Азбуке» отразился многолетний опыт работы Толстого в Яснополянской школе и напряженный творческий труд писателя. Л. Н. Толстой в период работы над «Азбукой» изучал арабскую, древнегреческую и индийскую литературу, отбирая лучшие произведения, которые можно было использовать для пересказа детям. Он вводил в «Азбуку» самый разнообразный материал из устного народного творчества: лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Не были оставлены писателем без внимания произведения и современные ему учебные книги. Л. Н. Толстой выступал в своих произведениях для детей как защитник общенародной литературы, адресованной прежде всего крестьянским детям. В его творчестве и взглядах на детскую литературу ощущается влияние революционной демократии. Сказались, конечно, в некоторых рассказах «Азбуки» и противоречия его мировоззрения. Идея непротивления злу насилием отразилась, например, в рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет». «Азбука» Л. Толстого настолько отличалась от всех учебных книг манерой изложения, что сразу же вызвала споры. Некоторые педагоги отнеслись к ней враждебно и упрекали Толстого за простоту и образность языка. Другие колебались в оценках и молча ожидали мнения большинства. Третьи одобрили, сразу почувствовав новаторскую талантливость «Азбуки». Решающим в судьбе этой «Азбуки» оказалось реакционное отношение министерства народного просвещения — «Азбука» не была рекомендована для школ. Писатель был крайне огорчен тем, что «Азбуку» не поняли, но не упал духом и взялся за переработку книги. В 1875 году появляется второе издание «Азбуки» под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». В «Новой азбуке» Толстой сюжетно обрабатывает народные пословицы, оформляя их как рассказы-миниатюры или басни. Например, на основе поговорки «Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает» написана басня «Бык, собака и сено». Для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» Толстого характерно многообразие жанров: рассказы, очерки, басни, сказки. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филипок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения. Предложения в них простые, без усложняющих восприятие обособлений и придаточных предложений, например: «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». (Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка.) Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль. «Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы; помогала нравственному воспитанию. Большинство рассказов, повестей, сказок, басен для «Новой азбуки» Лев Толстой создавал сам. В некоторые разделы были включены переработанные произведения различных жанров народного творчества или русских и зарубежных писателей. Учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения. Дети сразу же приобщаются к богатствам устного народного творчества. Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое», «Капля мала, а по капле море». «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.) «Конец делу венец». «Глупой птице свой дом не мил». «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.) В рассказах для самого первого чтения, состоящих из одного предложения, да ются полезные сведения познавательного характера или советы как себя вести: «Небо выше, море ниже», «Суши сено на доме» «Люби Ваня Машу». В каждом рассказе и сказке Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования и обучения. №14Н.А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной в произведениях. В этом огромная заслуга поэта, что он научился смотреть на мир глазами простого труженика. Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества - образование, культуру. Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство - такую судьбу избрал себе Некрасов. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрекся от своего идеала, писал стихи и издавал "Современник", несмотря на гнет царской цензуры и преследования. Некрасов был одним из лучших представителей дворянства, своим трудом приближавший революцию, осуществившую его мечты. №15 Станюкович Константин Михайлович (18 (30) марта 1843 - 7(20) мая 1903) русский писатель. Из потомственной морской семьи, сын адмирала. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1857‒60); в 1860 совершил плавание, описанное в первой книге очерков «Из кругосветного плаванья» (1867). В 1864 вышел в отставку в чине лейтенанта и уехал учительствовать в глухую деревню Владимирской губернию (1865‒66). С 1872 сотрудничал в журнале «Дело» (в 1881‒84 член его редколлегии, затем издатель). В 1884 за связь с революционными народниками-эмигрантами был арестован и после годичного заключения выслан на 3 года в Томск. Автор романов «Без исхода» (1873), «Наши нравы» (1879), «В мутной воде» (1878‒79), «Два брата» (1880), «Омут» (1881), «Первые шаги» (1891), «Откровенные» (1893‒94), «Жрецы» (1897), «Равнодушные» (1899) и др., посвященных деятельности демократической интеллигенции и критике институтов буржуазно-помещичьего общества. Большой популярностью пользовались и пользуются повести и рассказы С. из морского быта (1886‒1903), в которых проявились наиболее сильные черты его дарования ‒ реализм, демократизм, проповедь гражданского и личного мужества и душевной стойкости. Морские рассказы С. в 1901 были удостоены Пушкинской премии; они переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. №16Тема детства в творчестве Чехова. Это знание души ребёнка и разумная любовь к маленькому человеку могут воспитать в нём добрые начала. Чехов говорил:«Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю…». Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих устоявшимся шаблонам житейского поведения. Автор исследовал все стадии взросления от младенца до подростка. Не только прекрасно изображал внешность ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер» Указывал на душевную чёрствость и эгоизм взрослых, которые не хотят вглядываться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе. Порицал родителей, учителей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Обнаружил, что в кругу детей нет разделения на социальные группы. Выступал адвокатом ребят, обремененных непосильным трудом. №17 В 20-е 30-е годы в жанре сказки работали многие писатели. Особо хотелось бы сказать о творчестве А.Толстого и А.Волкова. А.Н.Толстой начал печататься в детских журналах с 1903 года. Он создавал сказки для маленьких на разные сюжеты и в различной творческой манере. Некоторые из них пронизаны романтическими мотивами. Там действуют русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек. Многие сказки создавались им на реалистической основе: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Снежный дом» и др. Интерес к работе над сказкой не ослабевал у А.Н Толстого на протяжении всей его творческой деятельности. В сборнике «Елка» (1918) была напечатана сказка «Фофка». Фофкой прозвали маленькие брат и сестра желтого цыпленка с пампушкой на хвосте, нарисованного на обоях, которыми оклеили детскую. Шалостям Фофки они приписывали писк, царапанье, которые каждый вечер начинались где-то вверху. Чтобы отделаться от Фофки дети прикололи рисунок кнопками к стене. В этой сказке фантастическое переплетается с реальностью, хорошо изображена психология ребенка. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в 1936 г. В основе - сказка К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Она вышла еще в 1883 году. Волков был преподавателем, доцентом математики. Становление его как детского писателя произошло случайно: Маршак обратился к бывалым людям и людям науки с просьбой-призывом – писать для детей. Волков в начале пишет исторические повести - о Руси 11 века, о битвах славян с кочевниками. В 1938 году, чтобы поупражняться в английском, он решает перевести книгу Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» на русский язык. Он напишет книгу под названием «Волшебник Изумрудного города». Во многом он переделал оригинал. Как говорил сам Волков, он «выжал из американской сказки воду и вытравил из нее мещанскую мораль. Взамен морали в приключениях героев возобладала тема дружбы, верности, активного добра». В дальнейшем Волков переработает и другие книги Ф. Баума: «Желтый туман», «Семь подземных королей» им т.д. Всего их будет 14. Это не переводы. Скорее это римейки американских сказок. В произведениях А.Гайдара главные действующие лица – дети. В центре его внимания дети-подростки. Их психологию, привычки, манеру говорить писатель передавал очень точно. Так было, например, в его повести «РВС». Главные ее герои подростки Димка и беспризорник Жиган. В «Дальних странах» все события Гайдар пропускает через восприятие своих героев Васьки и Петьки. Часто повествование ведется от имени подростка или ребенка. В своих книгах Гайдар поднимает очень серьезные проблемы: любовь и ревность ( «Голубая чашка»), одиночество ребенка, агрессивность взрослых ( «Судьба барабанщика». Теме счастья посвящены многие произведения писателя: рассказ «Чук и Гек», сказка «Горячий камень», «Военная тайна». Повесть «Тимур и его команда» дала начало целому движению - тимуровскому. В этой книге не только рассказано, как можно помочь людям, оставшимся без поддержки близких, но и как организовать серьезную игру. В 30-е годы произведения Гайдара были очень популярны. Сегодня многие его книги читаются детьми с интересом, но в 90-е годы появились сомнения в пользе книг писателя, в их искренности. Проходили целые дискуссии. В современной литературе тему активного добра, разработанную Гайдаром, подхватил В.Крапивин. №18 Большую роль в развитии Д. л. 20 в. сыграл М. Горький. Продолжая и углубляя борьбу революц. демократов за полноценную, передовую Д. л., он постоянно напоминал об ответственности взрослых перед детьми, завтрашними хозяевами мира, и, основываясь на этом, еще в предреволюц. годы стремился привлечь к работе в Д. л. крупнейших писателей и ученых мира (Р. Роллан, К. А. Тимирязев, Г. Уэллс). В годы 1-й мировой войны он хотел противопоставить шовинистич. Д. л., смаковавшей жестокости войны, книги о великих гуманистах, деятелях культуры. Горький считал необходимым вытеснить недоброкачественные книги для детей лучшими произв. мировой лит-ры и новыми специально дет. книгами, к работе над к-рыми он стремился привлечь талантливых писателей. Осуществление планов Горького стало возможным только после Октябрьской революции. В 1919 он организовал первый сов. журнал для детей «Северное сияние». №19На автобиографическом материале (рассказ «Храбрость»), дается описание мужественного поступка настоящего человека (рассказ «Красный командир»), показывается восприятие мира маленьким ребенком («Что я видел») — всюду Б. Житков стремится передать живую непосредственность наблюдений и переживаний. Для этого он ищет точные, лаконичные эмоционально-образные средства. Сестра и брат оторвали от шубы папиного знакомого меховой хвостик; детская фантазия сделала из него «Пудю», собачку с ошейником и намордником; появились волнующая тайна и горе, когда взрослые грубо разрушили детскую игру. Б. Житков стремится открывать детям новые стороны жизни, вести их вперед, дает им пищу для чувства и воображения. Модель корабля в мечтах детей оказывается наполненной сказочными человечками, которые появляются только в отсутствие людей и делают все, что полагается экипажу, поэтому мальчику нужно терпеливо ждать случая, когда человечки покажутся на палубе (рассказ «Как я ловил человечков»). Произведения Б. Житкова, как правило, напряженно сюжетны, развязка конфликта в них энергична и часто неожиданна, развитие действия подчинено основной мысли — показать истинную ценность человека в решающую минуту. Он смело вводит в книги для детей настоящую Жизнь с ее борьбой, опасностями, трудностями. Он делает это для того, чтобы отчетливее подчеркнуть значение творческого начала в человеке, показать красоту труда, сближающего и объединяющего людей. Рассказы «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно», «Дяденька», «Николай Исаич» повествуют о мужественных людях, проникнутых чувством ответственности за свое дело. Таков капитан итальянского парохода, везущего более двухсот пассажиров и оказавшегося под угрозой взрыва («Механик Салерно»). «Пассажиры на воде — это дети. Они узнают о несчастье — они погубят себя. Нам вручили их жизнь. «Товарищи моряки! — громко крикнул капитан.— Лучше погибнуть честным человеком, чем жить прохвостом!» №20 Распечатка №21 Во время Великой Отечественной войны, детская поэтесса Агния Барто пишет о проблемах детей и уезжает в эвакуацию, однако, ее характер не позволяет ей оставаться там. Она активно приезжает к бойцам действующей армии для чтения своих стихов, в 1942 г. работает корреспондентом «Комсомольской правды», с заданиями которой объезжает почти весь Западный фронт и так далее. Во время войны выходят ее сборники стихов «Подростки» (1943 г.), поэма «Никита» (1945 г.) и другие. №22 "Айболит", Сказки"Бармалей", "Чудо-дерево", "Федорино горе", "Краденное солнце". "Крокодил", "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", "Тараканище", "Путаница", "Телефон". Огромной заслугой Корнея Чуковского является то, что благодаря ему советская авторская сказка состоялась как жанр. Стихотворные сказки он начал сочинять еще до революции и первым опытом такого рода явилась сымпровизированная для сына сказка «Крокодил» (1916). Создав затем ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). К.И.Чуковский отстоял право сказки на существование в годы, когда против нее велась целенаправленная борьба: сказку считали ненужным, а то и вредным чтивом, развивающим в детях пустую мечтательность. Вопреки сопротивлению педологов и части критики 20-х гг., отвергавшей непривычную тематику и фантастические сюжеты, сказки Чуковского быстро нашли дорогу к сердцам самых маленьких читателей; эти сказки, лишённые сухой назидательности, а также игровые стихи («перевёртыши», загадки, шутки), вобравшие в себя элементы русского фольклора и английской народной поэзии, давали возможность детской читательской публике усваивать важнейшие нормы человеческой морали. Интересным своеобразием стихотворной сказки Чуковского является то, что, например, мы не найдём подробных описаний героев, главным средством их характеристики становятся поступки, отсюда преобладание глагольных форм. Изучая процесс становления психики маленьких детей, Чуковский экспериментально установил, что созерцательное стихотворение, когда смысл произведения сосредоточивается не на действии, а на подробном описании предметов, не доходит до маленького ребенка, так как он не воспринимает эпитетов, которыми изобилует такое произведение. Он установил, что речь маленького ребенка строится почти исключительно на глаголах, так как дети воспринимают в первую очередь действие, а не качество предмета. Отсюда он сделал вывод: «не загромождать стихов прилагательными». «Поэтому, - пишет Чуковский, - «Мойдодыр» я сверху донизу наполнил глаголами… и каждой вещи, которая фигурирует в этих стихах, придал максимальное движение». Сказка «Мойдодыр насыщена действенными глаголами»: «убежало», «улетела», «ускакала», «хочу напиться», «подбегаю», «завертелось», «закружилось», «несется кувырком», «сбежали», «подскочили», «вцепились», «помча-лись», «прыгнула», «проглотил», «пустилась плясать» и т. д. Да и любая другая сказка Чуковского – пример воплощения этого важного принципа, который активно использовался в фольклоре (сказках, потешках, прибаутках и др.). Худ.особ В системе фольклорно-литературных взаимосвязей литературная сказка отличается жанровой особенностью, которая содержит в себе возможность сочетать традиционные элементы и художественно-новаторское авторское исполнение, где автор выступает в качестве основного синтезирующего фактора. Воспит.В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» - за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им – это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми. №23 Маршак Детские сказки «Двенадцать месяцев» (1943), «Горя бояться — счастья не видать», Радуга-дуга, «Умные вещи» (1964), «Кошкин дом» (первый вариант 1922), Мельник, мальчик и осел., Сказка о глупом мышонке., Сказка про короля и солдата., Про двух соседей., Лошади, хомяки и куры., Сказка про умного мышонка., Отчего кошку назвали кошкой., Кольцо Джафара, Старуха, дверь закрой!, «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи» (1964), Пудель, Багаж, Дидактические произведения «Пожар»,«Почта», «Война с Днепром» Критические, сатирические Памфлет «Мистер Твистер», Вот какой рассеянный, Поэмы «Рассказ о неизвестном герое» Произведения на военные и политические темы «Почта военная», «Быль-небылица», «Круглый год». «На страже мира» Михалков Дядя Степа (Поэма в 4-х частях), Мой секрет, Как бы жили мы без книг?.., Калеки в библиотеке., Веселый турист, Мы с приятелем, Находка, Клад, Велосипедист, Зяблик, Беглец, Непоседа., Чудо,Под Новый год. Фронтовые стихи Мать солдатская., Фронтовик домой приехал., Три товарища., Детский ботинок., На южном фронте. Десятилетний человек., Данила Кузьмич. Пьесы Сомбреро, Памятник себе..., Балалайкин и Ко. Сказки и повести Упрямый козленок., Мошка, Ссора!, Елочка (Новогодняя быль),Праздник Непослушания (Повесть-сказка). Барто Буква "Р", Было у бабушки сорок внучат*, В школу, В театре, Все на всех, Девочка чумазая*, Игрушки*, Катя*, Мы с Тамарой, Обида, Очки*, Первоклассница, Помошница* №24 Пришвин Лисичкин хлеб, Журка, Золотой луг, Этажи леса, Говорящий грач, Хромка, Изобретатель, Ребята и утята, Синий лапоть, Медведь, Лоси, Ёж Бианки Анюткина утка, Где раки зимуют, Голубые Лягушки, Зеленый пруд, Как муравьишка домой спешил, Красная горка, Кто чем поет?, Лесные разведчики, Лесные домишки, Лис и мышонок, Макс, Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка*,Маленькие рассказы: Голубой зверёк*, Маленькие рассказы: Музыкант*, Маленькие рассказы: Подкидыш*, Маленькие рассказы: Как муха медведя от смерти спасла, Паустовскй Акварельные краски, Английская бритва , Бакенщик, Барсучий нос , Беглые встречи, Белые кролики Беспокойная юность , Блистающие облака, Бриз , Воронежское лето, Грач в троллейбусе, Далекие годы Дремучий медведь, Жильцы старого дома ,Заботливый цветок И РАСПЕЧАТКА ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|