Здавалка
Главная | Обратная связь

В социально-культурной области



 

1. Полномочия органов местного самоуправления в области предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. Формирование муниципальных органов управления образованием, планирование, регулирование и контроль их деятельности. Решение вопросов материально-финансовой базы образовательных учреждений. Управление муниципальными образовательными учреждениями. Опека и попечительство.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения муниципальных образований. Санитарно-гигиеническое просвещение населения.

3. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры и организация досуга. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании. Организация библиотечного обслуживания населения (обеспечение услугами библиотечного коллектора). Охрана и сохранение объектов населения (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения. Создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Создание условий для организации зрелищных мероприятий и развития массовой физической культуры и спорта

4. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Участие в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий, социальном обслуживании престарелых и инвалидов. Организация и развитие центров социального обслужива­ния населения. Участие в реализации государственных программ под­держки семьи, материнства и детства.

 

 

Тема XXIII. Полномочия органов местного самоуправления

В области охраны общественного порядка,

Обороны и реагирования на чрезвычайные ситуации

1. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка. Организация муниципальной милиции (милиции общественной безопасности). Формирование муниципальных органов охраны общественного порядка.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны и реагирования на чрезвычайные ситуации. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования. Обеспечение первичных мер противопожарной безопасности.

3. Представительство и защита прав, свобод и законных интересов граждан.


Учебно-методические указания к темам курса

 

Тема 1. Общая характеристика муниципального права

Российской Федерации

Вопросы

1. Понятие муниципального права и его место в системе российского права.

2. Предмет и метод отрасли муниципального права.

3. Муниципально-правовые нормы.

4. Муниципально-правовые отношения.

5. Источники муниципального права.

Изучение данной темы необходимо начать с выяснения вопроса о месте муниципального права как самостоятельной отрасли права, его соотношении с другими отраслями в системе российского права. Прежде всего, студент должен усвоить, что муниципальное право является комплексным правовым образованием, которое занимает промежуточное (пограничное) положение по отношению к основным отраслям права. При этом, выступая в качестве самостоятельной отрасли российского права, муниципальное право имеет собственный предмет и метод регулирования общественных отношений. Предметом муниципального права служит совокупность отношений, складывающиеся в процессе осуществления права населения муниципального образования на местное самоуправление. Раскрывая предмет муниципального права, следует выделить следующие виды общественных отношений, составляющие предмет муниципального права:

1) отношения, возникающие в ходе организации и проведения муниципальных выборов и формирования населением выборных органов местного самоуправления, реализации иных форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления;

2) отношения, связанные с определением организационно-правовых форм местного самоуправления, установлением организационной структуры и порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, разграничения полномочий между ними, регулированием порядка принятия и вступления в юридическую силу муниципальных правовых актов;

3) отношения, складывающиеся по поводу определения территориальной основы местного самоуправления, создания, преобразования и упразднения муниципальных образования;

4) отношения, возникающие в связи с осуществлением полномочий по разрешению вопросов местного значения и функционированием различных отраслей и сфер муниципального хозяйства;

5) отношения, связанные с регулированием финансово-экономической основы местного самоуправления, управлением и распоряжением муниципальным имуществом, формированием и исполнением местного бюджета;

6) отношения, возникающие в ходе организации взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

7) отношения, складывающиеся в связи с реализацией органами местного самоуправления преданных отдельных государственных полномочий и осуществлением государственного контроля за их исполнением;

8) отношения, связанные с порядком регулирования муниципальной службы, регламентации правового статуса муниципальных служащих;

9) отношения, возникающие в связи с обеспечением гарантий реализации прав населения муниципального образования на местное самоуправление и защитой его прав от неправомерных действий или актов органов государственной власти, установлением ответственности органов местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами.

Именно особенности предмета муниципального права обуславливают специфику методов правового регулирования общественных отношений нормами муниципального права. Такими основными методами регулирования в муниципальном праве являются императивный и диспозитивный. Одновременно, характеризуя действие каждого из вышеуказанных методов муниципального права, следует иметь в виду, то, что императивный метод применяется в регулировании участия муниципальных образований в публично-правовых отношениях, которые диспозитивный используется для регламентации деятельности органов местного самоуправления как участников частноправовых отношений.

Широкое использование различных методов правового регулирования общественных отношений в муниципальном праве предопределяется характером воздействия муниципально-правовых норм, которые заимствованы из других базовых отраслей российского права (конституционное, административное, финансовое, гражданское, земельное и т.д.). В этой связи студент должен дать классификацию норм муниципального права и, показать общие особенности их действия.

Раскрывая понятие и виды муниципально-правовых отношений необходимо видеть специфический круг субъектов и объектов, регулируемых муниципально-правовыми нормами общественных отношений. В частности, особым субъектом муниципального права является муниципальное образование, под которым понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в пределах которой допускается осуществление населением права на местное самоуправление. Поэтому только населению муниципального образования принадлежит исключительное право на самостоятельное решение наиболее важных вопросов местного значения под свою юридическую ответственность. В свою очередь, граждане выступают субъектами муниципально-правовых отношений в тех случаях, когда участвуют в муниципальных выборах, местных референдумах и иных формах прямого волеизъявления в системе местного самоуправления, а также путем приема на муниципальную службу и участия в территориальном общественном самоуправлении. Наконец главным объектом муниципально-правовых отношений является муниципальное (местное) хозяйство, находящееся в ведении муниципального образования.

В продолжение изучения темы студенту следует остановиться на анализе источников муниципального права и их видов. Ведущая роль в системе источников муниципального права принадлежит Конституции РФ, федеральным законом, указам Президентом РФ, постановлениям Правительства РФ и решениям Конституционного Суда РФ. Важное место в группе юридических источников муниципального права занимает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., закладывающий основы правового регулирования в этой сфере. К источникам муниципального права относится также конституции (уставы), законы и другие нормативно-правовые акты субъектов Федерации, регламентирующие особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций на своей территории. Еще одну группу источников муниципального права составляют муниципальные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления или принятые путем прямого волеизъявления граждан, среди которых приоритетное значение имеют уставы муниципальных образований. В заключение темы для более полного и всестороннего исследования 1985 г., содержащей международно-правовые стандарты регулирования сферы местного самоуправления во внутринациональном законодательстве государств – членов Совета Европы.

Нормативные акты

 

Конституция РФ 1993 г.

Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15.10.85г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. // (в ред. 10.10.2005 г.) Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822; 2004. № 33. ст. 3368; 2005. № 1(ч. 1). ст. 9, 12, 25, 37; № 17. ст. 1480; № 27. ст. 2708; № 30 (ч. 1). ст. 3104, 3108; № 41. ст. 4216; Российская газета. 2005. 30 декабря; 31 декабря.

Постановление Правительства от 19.01.98 г. «Об утверждении Положения о Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» // Российская газета. 03.02.98.

Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.99 г. «По делу о проверке конституционности положений статей 4, 5, и 6, части 2 статьи 7 и статьи 9». Закон Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 г. «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. ст. 28/91.

Устав Томской области 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 25.02.2004 г.) // Томский вестник. 30.08.1995 г. Официальные ведомости Администрации Томской области. 1999. № 8, 9; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2000. № 26, 27, 29; 2001. № 34, 37; 2002. № 4, 8; 2003. № 14, 21, 24, 27.

Закон Томской области «О местном самоуправлении в Томской области» от 25.07.96 г. (в ред. 28.03.2005 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1996. № 3; 1998. № 5; 2000. № 28; Томские новости 03.11.2000 г.; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. № 31, 32; 2002. № 4; Официальные ведомости Администрации Томской области 2002. № 3.

Устав г. Томска от 22.03.2005 г.// Томский вестник. 7.05.2005.

Литература

 

Бабичев И.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источника муниципального права // Местное право. 2002. № 5/6.

Бабичев И.В., Калантарова Н.Р. Уставы муниципальных образований (сравнительный анализ) // Местное право. 2002. № 11/12.

Бабошин О.А. К вопросу о системе муниципального права как отрасли права // Российский юридический журнал. 2004. № 3.

Баранчиков В.А. Об отраслевой принадлежности муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3.

Бондарь Н.С. Предмет и система муниципального права Российской Федерации как новой отрасли и учебной дисциплины // Проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Сб. статей / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Бялкина Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. 1997. № 6.

Васильев В.И. Уставы муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. № 2.

Выдрин И.В. О проблеме отрасли муниципального права // Российский юридический журнал. 1995. № 2(6).

Гавришин М.П. Социальная природа местного самоуправления// Местное право. 2001. № 10.

Дмитриев Ю., Ковалев В. Муниципальное право: проблемы становления отрасли // Право и жизнь. 1994. № 4.

Дмитриев Ю.А., Тарасов О.В. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1998.

Иванченко О.А. Учредительная природа уставов муниципальных образований // Местное право. 2004. № 12.

Клендар А. Проблемы нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Местное право. 2004. № 5/6.

Кокотов А.Н. Некоторые аспекты систематизации законодательства о местном самоуправлении // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 4.

Кокотов А.Н. О проекте Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Чиновникъ. 2003. № 1.

Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение, структура // Изд. Вузов. Правоведение. 2004. № 3.

Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: Изд-во Омского ун-та, 2001.

Костюков А.Н. Место муниципального права в системе российского права // Российский юридический журнал. 2002. № 4.

Костюков А.Н. Система муниципального права как отрасль российского права // Местное право. 2002. № 5/6.

Костюков А.Н. Основания возникновения и динамики муниципально-правовых отношений // Местное право. 2002. № 7/8.

Костюков А.Н. Систематизация федерального и регионального муниципального законодательства // Местное право. 2002. № 11/12.

Костюков А.Н. Субъекты муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: Юнити-Дана, 2003.

Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. № 4.

Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие, а может быть, новая роль? // Государство и право. 2003. № 9.

Лопатина О.Н. Правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Изв. вузов. Правоведение. 2000. № 2.

Марченко О.В. Соотношение метода муниципально-правового регулирования общественных отношений и отраслевого муниципально-правового режима // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.

Мартынов М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России. Сургут: Изд-во Сург-ого ун-та, 2003.

Масловская Т.С. Актуальные проблемы муниципального права. М.: Спутник, 2002.

Масловская Т.С. Уставы муниципальных образований как основные акты органов местного самоуправления // Вопросы гуманитарных наук. 2003. № 2.

Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года о непосредственной демократии // Право и политика. 2004. № 3.

Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. 2002. № 3/4.

Скорик А.П. Местное самоуправление как субъекты и объект правоотношений // Местное право. 2002. № 11/12.

Сергеев А. К новому пониманию конституционной модели российского местного самоуправления // Закон и право. 2004. № 5.

Уваров А.А. Отраслевые признаки и особенности муниципального права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 6.

Фадеев В.И. О некоторых проблемах развития муниципального права Российской Федерации // Проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Сб. статей / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.