Здавалка
Главная | Обратная связь

Тематика семинарских занятий



 

Тема 1. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации (4 часа)

План

1. Понятие и система местного самоуправления.

2. Территориальная основа организации местного самоуправления.

3. Общие принципы местного самоуправления.

4. Специальные принципы местного самоуправления.

5. Юридическая ответственность органов местного самоуправления перед населением и государством.

Задание № 1

Ниже даются выдержки из постановлений и распоряжений главы муниципального образования муниципального района. Проанализируйте их и определите, все ли приведенные положения соответствуют требованиям действующего законодательства. Если Вами будут выявлены нарушения, то разъясните в чем конкретно они выражаются в каждом отдельном случае.

а) выделить инвестиционный кредит в сумме 59 тыс. 280 руб. из городского бюджета ОАО «Универсал» для закупки линии разлива прохладительных напитков;

б) приостановить приказ директора городского ремонтно-строительного треста о массовом увольнении работников в связи с сокращением штатов;

в) запретить торговлю продовольственными и промышленными товарами на центральном рынке города без использования контрольно-кассовых машин;

г) аннулировать лицензию на право продажи винно-водочными изделиями у ИЧП «Орбита» за систематические нарушения ведения расчетно-кассовых операций;

д) назначить управляющего городским лесхозом и утвердить состав членов Правления целевого внебюджетного фонда «400 лет г. Томску»;

е) отменить решение общественного комитета микрорайона и признать недействительным выборы нового состава Комитета;

ж) установить сроки проведения технического осмотра автотранспортных средств для жителей города;

з) начальнику ПЖКХ организовать снос самовольных строений и построек по представлению главного архитектора города;

и) объявить выговор главному врачу городской поликлиники за неудовлетворительную работу по проведению массовой вакцинации среди населения города;

к) начальнику РОВД обеспечить явку военнообязанных лиц на сборный пункт горвоенкомата, подлежащих призыву на действительную военную службу в весенний период;

л) учредить совместное предприятие в соответствии с заключенным соглашением о сотрудничестве с иностранным партнером;

м) предупредить начальника городского узла в связи с неудовлетворительной работой по оказанию услуги почты населению;

н) отобрать у г-ки Зотовой пятилетнего сына во избежание пагубного влияния матери на воспитание малолетнего ребенка и назначить над ним опекуна;

о) приостановить отвод земельных участков под индивидуальное строительство без согласования проектно-сметной документации с УКС города.

Задание №2

Районной администрации было поручено дополнительно закупить у населения 700 т картофеля для муниципальных нужд. К намеченному сроку задание удалось выполнить только на 1/3. В связи с этим глава районной администрации для исполнения соответствующего постановления ранее уже принятого главой районной администрации издал распоряжение, в котором в частности предписывалось: «Запретить вывоз картофеля за пределы территории района без наличия карантинного сертификата», а в устной форме подчиненным руководителям было рекомендовано любым способом не допускать вывоз урожая картофеля района. Основываясь на этих указаниях, начальник РОВД приказал подразделениям ГИБДД задерживать все машины с картофелем, выезжающим из района, которые не прошли гарантийный досмотр и направлять их в заготконтору. Здесь картофель сгружали и оплачивали по государственным закупочным ценам, не устраивавшим их владельцев. Считая, что с ними поступают неправильно, граждане пытались обжаловать действияинспекторов ГАИ в районную администрацию, однако глава муниципального образования никого непринимал, ссылаясь на то, что он лишь исполняет постановление главы областной администрации. Акогда последние обратились за разъяснениями к председателю районного Совета депутатов, тот также отказался помочь им в чем-либо, мотивируя это тем, что Совет не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность районной администрации.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Как должны поступить в данном случае граждане?

Задание № 3

На сессии городской Думы депутатами был рассмотрен отчет директора городского муниципального предприятия «Водоканал» Петрова. Депутаты отметили неудовлетворительную работу предприятия, которое систематически срывает график и создает перебои подачи воды в отдельные районы города. По результатам рассмотрения отчета городская Дума приняла решение о создании специальной депутатской комиссии по проверке обоснованности тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемых городским муниципальным предприятием «Водоканал». Кроме того, депутаты выразили недоверие директору предприятия Петрову и поставили вопрос перед главой муниципального образования о соответствии им занимаемой должности. Однако глава муниципального образования не согласился с принятым решением городской Думы, ссылаясь на то, что вопросы утверждения тарифов и цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства и назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий находятся в его исключительной компетенции.

Как должен быть разрешен возникший спор?

Нормативные акты

 

Конституция РФ 1993 г.

Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15.10.85 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. (в ред. 12.08.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822; 2004. № 33. ст. 3368.

Постановления Правительства от 19.01.98 г. // «Об утверждении Положения о Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» // Российская газета. 03.02.98.

Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.99 г. «По делу о проверке конституционности положений статей 4, 5, и 6, части 2 статьи 7 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 г. «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. ст. 2891.

Устав Томской области 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 25.02.2004 г.) // Томский вестник. 30.08.1995; Официальные ведомости Администрации Томской области. 1999. № 8, 9; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2000. № 26, 27, 29; 2001. № 34, 37; 2002. № 4, 8; 2003. № 14, 21, 24, 27.

Закон Томской области «О местном самоуправлении в Томской области» от 25.07.96 г. (в ред. 06.03.02 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1996. № 3; 1998. № 5 2000. № 28; Томские новости 03.11.2000; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. № 31, 32, 2002. № 4;Официальные ведомости Администрации Томской области 2002. № 3.

Устав города Томска от 25.07.2001 г. (с изменениями и дополнениями от 10.10.2002 г., 23.01.2003 г., 29.01.2003 г., 20.05.2003 г., 28.11.2004 г.) // Томский вестник от 09.08.2001; 27.08.2003; 06.09.2003; 22.12.2003; 23.01.2004.

Гражданский кодекс РФ (ч. 1). 1995 г.

Налоговый кодекс РФ (ч. 1). 1998 г.

Бюджетный кодекс РФ. 1998 г.

Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. ст. 1915; Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. ст. 5503; 1998. № 31. ст. 3822; 1999. № 14. ст. 1665; 2000. № 1. ст. 10; 2001. № 1. ст. 2, № 53. ст. 5030; 2002. № 52. ст. 5132; 2003. № 52. ст. 5038.

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. (в ред.22.08. 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. ст. 799; 2002. № 41; Российская газета 12.10.2002; 31.08.2004.

Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11.04.98 г. // Российская газета. 15.04.98.

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3814.

Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.99 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. ст. 1750.

Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 30. ст. 3122; 2001. № 12. ст. 1093.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. ст. 4746.

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20.08.2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. ст. 3535.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. №35. ст. 3607.

Указ Президента РФ «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» от 22.10.98 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 43. ст. 5336.

Указ Президента РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.10.99 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. ст. 5011.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)» от 24.01.89 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 5 ст. 618.

Закон Томской области «О местном самоуправлении в Томской области» от 25.07.96 г. (в ред. 06.03.02 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1996. № 3; 1998. № 5; 2000. № 28; Томские новости 03.11.2000 г.; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. № 31, 32, 2002. № 4; Официальные ведомости Администрации Томской области 2002. № 3.

Закон Томской области «Об административно-территориальном устройстве Томской области» от 26.06.97 г. (в ред. от 15.10.2004 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1997. № 20, 2004. № 33 (ч. II), № 34.

Закон Томской области «О статусе областного центра Томской области» от 27.08.97 г. (в ред. от 02.06.99 г.) // Красное знамя. 10.06.99 г.; Томский вестник 14.10.97 г.; Официальные ведомости Администрации Томской области 1999. № 8.

Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» от 27.11.97 г. // Томский вестник. 13.01.1998.

Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции» от 07.01.99 г. // Красное знамя. 13.01.2000.

Закон Томской области «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 01 07. 99 г. (в ред. от 20.02.2001 г.) // Красное знамя 04.11.99; Томские новости 02.05.2001; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. № 31.

Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов)» от 09.01.2003 г. // Официальные ведомости администрации Томской области. 2003. № 2.

Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления Томской области государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) в пределах муниципального образования» от 18.03.2003 г. // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2003. № 16 (ч. II).

Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О внесении изменений в закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования Город Томск» от 12.11.2004 г. (в ред. 12.01.2005 г.) // Красное знамя. 16.11.2004; Томские новости. 13.01.2005.

Закон Томской области «О наделении муниципального образования «Город Томск» статусом городского округа» от 12.11.2004 г. // Официальные ведомости Администрации Томской области 2004. № 35.

Закон Томской области «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установления границ муниципальных образований на территории Томского района» от 12.11.2004 г. (в ред. 12.01.2005 г.) // Томские новости. 18.11.2004; 13.01.2005.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.96 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области // Собрание законодательства РФ. 1996. № 7. ст. 700.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.96 г. «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.)» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. ст. 2811.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.97 г. «По делу о проверки конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.96 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республики» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. ст. 708.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.97 г. «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального Закона от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. ст. 532.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.98 г. «По делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93, 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.94 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. ст. 532.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О проверке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 14. ст. 1374.

Закон Томской области «Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Томской области» от 26.09.96 г. (в ред. 08.01.2003 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1996. № 12; 2003. № 14.

Закон Томской области «О собраниях (сходах) граждан в Томской области» от 16.07.98 г. // Официальные ведомости Администрации Томской Области. 1998. № 3.

Закон Томской области «О территориальном общественном самоуправлении в Томской области» от 06.07.2000 г. (с изменениями от 10.10.2002 г., 20.05.2003 г.) // Томские новости. 04.08.2000; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2000. № 26.

Закон Томской области «О референдуме в Томской области» от 15.06.2001 г. // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. Спецвыпуск.

Литература

 

Васильев А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы и перспективы. М.: Граница, 2002.

Васильев В.И. Уставы муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. № 2.

Выдрин И.В. О проблеме отрасли муниципального права // Российский юридический журнал. 1995. № 2 .

Гавришин М.П. Социальная природа местного самоуправления // Местное право. 2001. № 10.

Дмитриев Ю.А., Тарасов О.В. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1998.

Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Изв. Вузов. Правоведение. 2004. № 3.

Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск. Изд-во ОмГУ, 2001.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: Юнити – Дана, 2003.

Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. № 4.

Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие, а может быть, новая роль? // Государство и право. 2003. № 9.

Мартынов М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России. Сургут. Изд-во Сургутского ун-та, 2003.

Масловская Т.С. Актуальные проблемы муниципального права. М.: Спутник, 2002.

Масловская Т.С. Уставы муниципальных образований как основные акты органов местного самоуправления // Вопросы гуманитарных наук. 2003. № 2.

Сергеев А. К новому пониманию конституционные модели российского местного самоуправления // Закон и право. 2004. № 5.

Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр пресс, 2003.

Уваров А.А. Отраслевые признаки и особенности муниципального права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 6.

Фадеев В.И. О некоторых проблемах развития муниципального права Российской Федерации. Проблемы преподавания конституционного и муниципального права // Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Аржанов В.В. Разграничение полномочий и предметов ведения государства и местного самоуправления как механизм укрепления законности // Местное право. № 10–11.

Берг О.В. Некоторые вопросы компетенции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 2.

Бессарабов В. Прокуратура и органы местного самоуправления // Законность. 2001. №5.

Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2002. № 4.

Ванеев О.Н., Спас М.А. Город самоуправлении: вопросы теории. Красноярск, 2003.

Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.

Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.; Л., 1928.

Воронин А.Г., Ларин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.

Гриценко Е.В., Мадьярова А.В. Правовое регулирование порядка определения территориальной основы местного самоуправления: некоторые проблемы // Сибирский юридический вестник. 1998. № 3.

Зотов В.Б. Территориальное управление. Методология, теория, практика. М., 1998.

Капинус Н. Проблемы распределения властных полномочий между государством и местным самоуправлением по законодательству стран СНГ и Балтии // Право и жизнь. 1998. № 15.

Кокин И.О. О разграничении имущества между муниципальными образованиями // Муниципальное право. 2004. № 2.

Королёв С.В. Теория муниципального управления. М., 1999.

Костюков А. Обеспечение соответствия нормативных правовых актов муниципальных образований, регионального законодательства о местном самоуправлении федеральному законодательству // Закон и право. 2003. № 3.

Лапин В.А. Местное самоуправление и территория // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 1998/1999. № 4.

Лаптев П.И. Типологии муниципальных образований: управленческий подход // Полития: Анализ. Хроника, Прогноз. 1998/1999. № 4.

Лежикова Ю.Г. Характер и пределы правового регулирования экономической
функции местного самоуправления // Юрист. 1998. № 2.

Масловская Т.С. Правотворчество в области местного самоуправления. М.: Спутник, 2004.

Мачульская И. Государственные полномочия местного самоуправления // Федерализм. 1998. № 3.

Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. 2001. № 1.

Мозохин С.И., Мозохин Д.С. Самоуправляемая деревня. М., 1999.

Нечаев В.Д. Инновации и традиции в реформе местного самоуправления в постсоветской России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2001. № 3.

Постовой Н.В. Территориальные основы местного самоуправления // Местное право. 2001. № 8.

Пылин В.В. Проблемы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти // Гуманитарные науки. 1998. № 2.

Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов
местного самоуправления // Государство и право. 1999. № 9.

Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы. 2001. № 2.

Савранская О. Территориальные основы местного самоуправления // Городское уп-равление. 1997. № 4.

Седых Н.П. Местное самоуправление: проблемы и перспективы // Гуманитарные науки. 2002. № 1/2.

Силин Я.П., Новикова Р.П., Водичева Л.В. Местные бюджеты – показатель состояния местного самоуправления в Российской Федерации. Екатеринбург, 2002.

Соломка Н.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Российский юридический журнал. 1999. № 1.

Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. М.: Формула права, 2000.

Таболин В.В. Город как субъект муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5.

Тимофеев Н.С. О некоторых современных аспектах государственной политики развития местного самоуправления // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2002. № 4.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление – кризис развития или кризис идеи? // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2002. № 6.

Уваров А.А. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2.

Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3.

Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 10.

Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления. М., 1996.

Шиго С.И. Проблемы функционирования вертикали власти на федеральном, региональном и местном уровнях // Государственное и муниципальное управление. 2001. № 2.

Широков А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления // Городское управление. 1996. № 5.

Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) М.: Муниципальная власть, 2000.

Штань С.И. Специфика городов административных центров субъектов Российской Федерации // Кодекс. 1998. № 4.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.