Здавалка
Главная | Обратная связь

Муниципальное право как научная и учебная дисциплина



Муниципальное право Республики Казахстан (право местного самоуправления) как научная дисциплина - это совокупность научных взглядов, учений о формировании условий и организационно-правовых формах участия граждан в самоуправлении. На первый взгляд, подобная постановка вопроса ограничена организационными и правовыми требованиями, и данное определение не раскрывает всего потенциала научной дисциплины. Не будем забывать, что система научных взглядов на природу местного самоуправления не может быть унифицирована и реальная практика является подтверждением многообразия моделей местного самоуправления.

Основная причина подобного положения научной дисциплины муниципального права заключается в особенностях декларирования и осуществления права каждого на развитие и самоуправление. Международные документы, такие как Декларация о праве на развитие (принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г.), признавая, что человек является основным субъектом процесса развития и должен рассматриваться как главный участник и бенефициар развития, в то же время не могут исключать и реальные правомочия и способности органов местного самоуправления принимать решения в интересах местного населения.

Многообразие форм местного самоуправления имеет тому доктринальное и праксиологическое объяснение. В реальной жизни многих государств, среди которых не является исключением и Казахстан, формы организации местной власти, их функции менялись часто. Достаточно вспомнить, как стихийные общинные формы уступали место представительным уполномоченным, выборные - назначаемым местным должностным лицам. Фактически жизнь корректировала формы самоуправления местного сообщества в зависимости от притягательности идей, обеспечивающих права на развитие человека, условий оптимального взаимодействия граждан на местном уровне, обеспечивающих возможность решения собственных проблем и других факторов.

Первые теоретические основы учения об организации местной власти можно найти в работах Токвиля, Гнейста, Лабанда, Турэ, Штейна и других известных специалистов. В этих учениях можно проследить эволюцию концепции организации местной власти и формирования муниципального права как научной дисциплины.

Первоначально в качестве генерирующей идеи была выдвинута теория свободной общины. Теория имела свою привлекательность, поскольку опиралась на идеи неотчуждаемости, неприкосновенности свободной общины. Но по мере усиления институтов государства возникала необходимость сбалансировать интересы самоуправления и государственного управления, тем более, что они должны были соответствовать административно-территориальному устройству и другим атрибутам государственности. Идеи социального соперничества и сотрудничества развивались и продолжали обслуживать государственные и местные интересы. Об этом свидетельствуют земские реформы в России в XIX веке. Земские учреждения, всецело подчиняясь интересам местного сообщества, в то же время оказывали реальную помощь государству в разрешении споров, деликтов, обеспечении общественного порядка земской полицией, собирании налогов для центральной казны.

Богатый исторический опыт показывает, что государству нет необходимости вникать в отдельные вопросы, имеющие местное значение, и регулировать их с помощью актов, которые не всегда способны учесть эти особенности. Полезнее передоверить их решение самим местным сообществам. Например, многие страны предоставляли права автономии островным территориям или провинциям. Подобные территории, например, в Испании, Франции образовывали исторические региональные единицы, которые обладали правом самоуправления и образовывали автономные сообщества.

Местные представительные и исполнительные органы советского периода в организации и деятельности опирались на ряд идей, которые заслуживают критической оценки.

Во-первых, законодатель в тот период не проводил принципиальных различий между общественными и государственными интересами. И по вполне понятной причине поощрялось активное участие общественных формирований в обеспечении исполнения государственных дел, тем более, что этот процесс направлялся КПСС и ее центральными и местными органами.

Во-вторых, влияние партийного (общественно-государственного) контроля проявлялось повсеместно в: а) установлении партийно-номенклатурных квот в представительные органы; б) регулировании социального состава представительных и исполнительных органов; в) принятии совместных партийно-государственных решений, имеющих общеобязательное значение.

В-третьих, с точки зрения классиков марксизма-ленинизма самоуправление как форма демократического управления является той формой организации общества, к которой следует стремиться по мере утраты политических функций государства (т.е. от государства к самоорганизованному сообществу граждан).

Следует согласиться с В. И. Фадеевым в том, что в советский период классические формы самоуправления (муниципальный совет и др.) не использовались, а если и рассматривались, то только с позиции критического восприятия форм деятельности, не способных выражать интересы "господствующего" класса!

Теоретическую основу действовавших Советов народных депутатов не составляли и не могли составлять идеи, присущие только Советам. Несмотря на определенные разработки Г. Барабашева, К. Шеремета, В. Васильева, В. Нечитайло, А. Безуглова, В. Пертцика и других специалистов, им очень трудно было обосновать научную дисциплину "советское строительство". Законодатель в те годы избегал принципа разделения властей, так как взаимовлияние партийного, государственного, советского строительства было настолько сильным, что разграничить предметы ведения не представлялось возможным.

Научная дисциплина "Муниципальное право" изучает источники власти местного самоуправления, условия для развития местного самоуправления и наполнения содержанием прав граждан в участии формирования органов местного самоуправления и непосредственном участии в управлении местными делами.

Формирование новой научной дисциплины может основываться на теоретических источниках, которые получили свое обоснование в работах зарубежных и отечественных специалистов. К таким теоретическим источникам муниципального права можно отнести:

- право граждан на развитие и возможность решать местные вопросы через органы местного самоуправления;

- теорию автономии муниципальных образований, взаимодействующих с органами государства на условиях социального партнерства;

- создание условий для развития различных моделей (городского и сельского) самоуправления с учетом особенностей интересов местного населения и территориальной организации государства;

- теорию источников местной власти и ее ресурсного обеспечения, необходимых для осуществления своих функций.

Попытаемся объяснить значение данных в теоретических источниках в той последовательности, в какой они изложены выше.

Право гражданина (социальной группы) на развитие и участие в самоуправлении является чрезвычайно важным в силу того, что связано с предметной деятельностью, исторически синтезирует наиболее значимые ее проявления и тем самым создает предпосылки для формирования универсально-всеобщих характеристик личности. Данное право облегчает понимание и выражение логики формирования, логики порождения универсальных субстанций (в подлинно философском смысле) своих формообразований-модусов, а также логику практического и духовного наследования и продолжение этой логики продуцирования общественно-историческим субъектом (32). Если попытаться переложить данную философскую позицию на язык, доступный обыденному правопониманию, то можно отметить следующее. Человек в своем существовании активно осваивает формы предметно-преобразовательной деятельности, появляется возможность накапливать, систематизировать прошлый опыт и осваивать логику практического и духовного наследия. Любое развитие происходит не только во времени, но и пространстве или месте бытия. Следовательно, для развития человека не обязательны должны быть пределы территории государства или вселенной, он с равным успехом может творить и в пределах муниципального округа, используя в своей деятельности то, что именуется наследием, в том числе и в сферах культуры, морали и права.

Муниципальное право как научная дисциплина активно и успешно изучает основные концептуальные положения той или иной модели зарубежного муниципального опыта, что обогащает науку и создает практические предпосылки для использования этого опыта.

Современная практика формирования муниципальных образований обращается к англо-американской и европейской системам организации муниципальной власти. Заслуживает внимания прежде всего то, что организация муниципалитетов опирается на правовые системы, особенности организации власти в государстве, что позволяет адаптировать государственные и муниципальные интересы.

Англо-американская модель содержит концептуальные положения о деконцентрации власти и признает статус автономности управления местными делами самими муниципалитетами без всякого вмешательства государства. Государства, использующие эту модель муниципального самоуправления, сознательно ограничивают свою власть на местах и переуступают сферу влияния муниципалитетам. Применительно к Казахстану такую модель можно теоретически представить следующим образом. Государственные органы учреждаются и функционируют до уровня области. Нижестоящие органы могли бы получить статус муниципалитетов.

Европейская модель самоуправления предполагает сосуществование института муниципальной власти и органов государственного управления или уполномоченных должностных лиц, назначаемых вышестоящими административными органами (33). Органы местного самоуправления взаимодействуют с местной администрацией государства на уровне административно-территориальных единиц.

Значительным шагом в развитии муниципального права как научной дисциплины стала Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы (1985 г., 15 октября). Впервые местное самоуправление сформулировано как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках Закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (34).

Существующие подходы в определении местного самоуправления следует рассматривать через призму политико-правовых доктрин самоуправления и в контексте конституционно-правовой реальности, в которой функционирует государство (35).

Муниципальное право как научная дисциплина - это система знаний, идей и концепций, исследующих право и реальную способность местного самоуправления взаимодействовать с государством, решать под свою ответственность значительную часть вопросов местного значения в пределах, установленных и санкционируемых государством.

Отличительные особенности муниципального права как научной дисциплины объясняются логической последовательностью системы знаний, апробированных наукой и получивших закрепление в нормативных правовых актах Республики Казахстан и соответствующих институтах муниципального права зарубежных стран. Научная дисциплина не может в той же последовательности и объеме систематизировать научные знания. Она лишь отбирает те, которые институционализированы и представляют стратегические и текущие интересы практики.

Муниципальное право включает следующие составные части

Общая часть: 1) введение в муниципальное право; 2) генерирующие идеи развития местного самоуправления; 3) предмет и метод муниципального права; 4) источники муниципального права; 5) правовые основы деятельности муниципальных образований.

Особенная часть: 1) предметы ведения местного самоуправления; 2) уровни и формы реализации полномочий местного самоуправления; 3) соотношение компетенции представительных и исполнительных органов местного самоуправления; 4) полномочия органов местного самоуправления в формировании экономической, финансовой основы местного сообщества; 5) полномочия органов местного самоуправления в управлении собственностью и организациями на территории местного сообщества; 6) полномочия органов местного самоуправления в сфере социального развития; 7) полномочия органов местного самоуправления в использовании земли, охраны природных ресурсов; 8) полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере, бытового, торгового обслуживания; 9) полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта, связи; 10) полномочия органов местного самоуправления в области общественного порядка; 11) гарантии местного самоуправления; 12) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.