Экономическая основа местного самоуправления
Опыт государственного и муниципального строительства многих государств показывает, что сложились определенные источники формирования экономической основы органов местного самоуправления. Эти же источники сложились и в Республике Казахстан и нуждаются в более подробном и взвешенном закреплении в законах и других нормативных правовых актах. Экономическую основу местного самоуправления образуют: а) собственность местного самоуправляемого сообщества; б) имущество, находившееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления; в) иная собственность, в соответствии с действующим законодательством способная удовлетворять потребности местного сообщества; г) местные финансы. В изучении экономической основы самоуправления важно знать не только те структурные компоненты, которые и составляют данную основу, но и юридические аспекты. Действующее законодательство использует ряд ключевых понятий: право собственности, собственность, имущество, вещные права. Принимая во внимание, что к местному муниципальному образованию может иметь непосредственное отношение коммунальная собственность, которая состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, следует определиться с правилами передачи государственной собственности муниципальным органам. Уже, например, сегодня приняты правила передачи неиспользуемых государственных объектов субъектам малого предпринимательства. Коммунальная собственность закрепляется за местными (коммунальными) лицами на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Следовательно, если местные предприятия получили права владения, пользования и распоряжения коммунальным имуществом, то они становятся реальными собственниками. Констатация этих прав необходима уже по той причине, что для обслуживания муниципального образования необходимы не только предприятия, но и земли, природные ресурсы, муниципальные финансово-кредитные учреждения, местные исторические и культурные памятники, т.е. все то, что может составлять местный имущественный фонд. Органы местного самоуправления могут управлять муниципальной собственностью, что означает, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав коммунальной собственности. При этом органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и совершать с имуществом сделки. Отдельные государства в установленном законами порядке допускают случаи, когда права собственника осуществляет непосредственно население муниципального округа (63). При создании организации местного сообщества, функционирующей на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, органы местного самоуправления могут: - регулировать цены и тарифы на продукцию (услуги); - утверждать их уставы; - назначать руководителей организаций; - размещать местные заказы; - координировать участие организаций, расположенных на территории муниципального округа, в комплексном социально-экономическом развитии территории; - осуществлять в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|