Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое положение представительного органа муниципального образования.



1. Понятие и компетенция представительного органа

Представительный орган является обязательным, единственное исключение – это сельские поселения, где сход граждан выполнят функции данного органа.

Функции:

1) нормотворческая

2) учредительная – данная функция предполагает возможность ПО наделять правами юл другие органы местного самоуправления; представительный орган может формировать другие органы

3) контрольная – закон предусматривает обязанность главы муниципального образования ежегодно отчитываться перед представительным органом о своей деятельности

ФЗ содержит перечень вопросов, которые находятся в исключительной компетенции представительного органа:

1) принятие устава МО и его изменения;

2) утверждение местного бюджета;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

6) определение порядка участия МО в различных формах межмуниципального сотрудничества;

7) принятие решения о создании, ликвидации или реорганизации муниципальных предприятий;

8) контроль за исполнением органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения;

9) принятие решения об удалении главы МО в отставку;

Иные вопросы могут определяться уставами МО.

Признаки представительного органа:

1. выборность;

2. срочность осуществления полномочий (указывает только срок полномочий депутатов, а не всего органа);

3. представительный характер;

4. данный орган является основным в структуре органов местного самоуправления;

 

2. Формирование представительного органа

Порядок формирования регулируется ФЗ, и есть правила, которые касаются всех муниципальных образований (общие правила), а есть особые правила, которые предусмотрены для муниципальных районов.

 

Общий порядок: предусматривает проведение муниципальных выборов (выборы депутатов в представительный орган конкретного МО). Число депутатов представительных органов зависит от численности населения МО. Минимальное число депутатов составляет 7 человек (если население меньше 1000 человек); максимальное число депутатов 35 человек (для МО, где проживает свыше 500 000 человек).

Специальные правила: для муниципального района минимальная численность депутатов = 15 человек. Для внутригородских территориях городов федерального значения минимум 10 человек.

 

Общий порядок:

А) депутаты избираются на муниципальных выборах. Число депутатов, избираемых от 1 поселения, не может превышать 2/5 от общей численности представительного органа муниципального района.

Б)Орган состоит из глав поселений, входящих в МО, и из депутатов представительных органов этих поселений, которые избираются представительными органами в соответствии с нормой представительства.

Представительный орган вправе осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

3. Порядок деятельности представительного органа

Что касается лица, возглавляющего данный орган, то тут 2 варианта:

1) представительный орган может возглавлять глава МО;

2) представительный орган возглавляет лицо, избранное из числа депутатов;

Правовое положение данного органа регулируется помимо ФЗ уставами МО, а так же специальными муниципальными нормативными актами.

В Архангельск представительным органом является Архангельская Городская Дума (до 2010 года это был архангельский городской совет депутатов). Когда произошло формирование, выбора депутатов в представительный орган МО город Архангельск были проведены 11 октября 2009 года (на 4 года, следующие в 2013 году). По созывам: это представительный орган 25 созыва. Полномочия данного органа начались 28 октября 2009 года, когда состоялось 1 заседание, в этот же день прекратились полномочия предыдущего органа 24 созыва (Кононова Л.П.- председатель). 1 марта 2012 года состоялась 26 внеочередная сессия Архангельской Гор Думы, и на этой сессии был 1 вопрос: изменения в местный бюджет.

 

Организация работы Архангельской Гор Думы:

1. решение Архангельского городского Совета депутатов от 14 февраля 2007 года «Об утверждении положения об Архангельской городской Думе».

2. решение Архангельского городского Совета депутатов от 25 декабря 1998 года «О регламенте Архангельской Городской думы».

 

Архангельская Городская Дума состоит из 30 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе по 30 одномандатным округам. Срок полномочий – 4 года. Городская Дума является юр лицом, и её правовой формой является муниципальное учреждение. Депутаты представительных органов МО работают на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% от установленной численности депутатов – председатель и 2 заместителя. Председатель избирается на первом заседании представительного органа, избрание происходит посредством процедуры тайного голосования. Полномочия председателя предусмотрены (пример с Архангельском) в разделе 2.3 Положения об Архангельской Городской Думе. Заместители осуществляют часть полномочий председателя во время его отсутствия или невозможности осуществления деятельности, распределение обязанностей между заместителями производится соответствующими муниципальным правовым актом. В Городской Думе образуются постоянные комиссии – это орган, который включающий в себя не менее 3 депутатов, который решает определённые вопросы. 8 постоянных комиссий (информация на официальном сайте). Внеочередная сессия может созываться по требованию не менее, чем 10 депутатов либо по требованию 2 постоянных комиссии или по требованию мэра. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов. К

Какие акты может принимать представительный орган?

1. решения по вопросам местного значения осуществления и по вопросам гос полномочий (данные решения подписывает глава МО);

2. решения по вопросам организации и деятельности представительного органа (подписывает такие решения председатель представительного органа);

3. постановления и распоряжения председателя по организационным вопросам;

Для обеспечения деятельности формируется аппарат, и он обеспечивает организационное, документационное, хозяйственное, кадровое и иное обеспечение этого органа.

Прекращение в связи с истечением срока или досрочное истечение полномочий срока данного органа:

1. в связи с истечением срока полномочий депутатов - необходимо провести очередные выборы по формированию уже нового созыва;

2. досрочное прекращение полномочного органа:

а) принятие закона о роспуске представительного органа;

б) принятие решения представительным органом о самороспуске;

в) вступление в законную силу решения суда, которым установлен неправомочный состав представительного органа;

г) преобразование МО/ упразднение МО;

д) утрата поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;

е) увеличение численности избирателей более чем на 25%;

Основания, которые предусматриваются уставами и если говорить про Архангельск, то:

- нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на референдуме;

Если полномочия органов прекратились досрочно должны быть проведены досрочные выборы.

4. Статус депутата представительного органа

Депутат – это выборное лицо, срок полномочий депутатов определяется уставом; избираются на муниципальных выборах. Полномочия депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня, когда начинает работать представительный орган нового созыва.

Депутат имеет определённые права, на него возлагаются так же обязанности, депутату предоставляются гарантии, и лица, занимающие статус депутата имеют определённые ограничения. Депутаты являются народным избранником, он вправе высказывать свое мнение, выступать с правотворческой инициативной, в праве излагать свою позицию в СМИ, участвовать в публичных мероприятиях и т.д.

 

Обязанности:

1. по отношению к представительному органу: депутат обязан участвовать в работе представительного органа – в заседании представительного органа; депутат обязан принимать решения (участвовать в голосовании); обязанность участвовать в работе постоянных комиссий, членом которых он является;

2. обязанности депутата перед избирателями заключаются в том, что он должен сохранять контакты, принимать от избирателей обращения; реагировать на факты нарушений прав избирателей;

Освобожденным депутатам выплачивается вознаграждение, обеспечивается страхование депутатов, депутатам предоставляется оплачиваемый отпуск, оплачиваются расходы в связи с осуществлением их профессиональной деятельности; при прекращении полномочий депутату выплачиваются выплаты из гос бюджета.

Депутаты освобождаются от постоянной работы с сохранение заработка.

Ограничения, связанные с занимаемой должностью предусмотрены ч. 7 ст. 40 ФЗ. При привлечении их к ответственности и проведении в отношении депутатов оперативно-розыскных мероприятий.

Основания для прекращения полномочий:

1) истечение сроков полномочий

2) досрочно:

а) смерть

б) отставка

в) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным

г) признание безвестно отсутствующим или объявление умершим

д) вступление в законную силу обвинительного приговора

е) выезд за пределы РФ на постоянное место жительства

ж) прекращение гражданства РФ

з) отзыв избирателями

и) призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу

к) не соблюдение им ограничений, которые предусмотрены законом;

 

Лекция 8.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.