Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое регулирование муниципальной службы.



1. Понятие и принципы муниципальной службы

131 Закон содержит отсылочную норму, и эта норма отсылает к федеральному законодательству, к законам субъектов и к актам МО, можно сделать вывод, что 131 закон не регулирует вопросы, связанные с муниципальной службой.

Нормативная основа: На федеральном уровне основным источником является ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в РФ». На уровне субъектов вопросы, связанные с муниципальной службой регулируются законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области». Гл. 6 устава МО г. Архангельск «Условия и порядок организации муниципальной службы».

Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

Признаки:

1. Носят публично-правовой характер;

2. Имеет специфические задачи, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;

3. регулируется на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

 

Принципы муниципальной службы (ст. 4 ФЗ):

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) Равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия её прохождения;

3) Профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) Стабильность муниципальной службы;

5) Доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) Единство основных требований к муниципальной службе, а так же учет исторических и иных местных традиций для прохождения муниципальной службы;

8) Правовая и социальная защищённость муниципальных служащих;

9) Ответственность муниципальных служащих за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

10) Внепартийность муниципальных служащих;

 

2. Правовое положение муниципального служащего

Муниципальный служащий – это гражданин, который исполняет обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие техническое обеспечение, не являются муниципальными служащими. Муниципальных служащих можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от вида МО:

· муниципальные служащие городских поселений

· муниципальные служащие сельских поселений

· муниципальные служащие городских округов

· муниципальных районов

· внутригородских территорий городов федерального значения

2) в зависимости от выполняемых функций:

· муниципальные служащие, выполняющие социально-экономические функции

· муниципальные служащие, выполняющие культурные функции

· муниципальные служащие, которые выполняют функции охраны общественного порядка

· муниципальные служащие, выполняющие экологические функции

3) вид органа местного самоуправления:

· муниципальные служащие, выполняющие функции в представительном органе

· муниципальные служащие, которые занимают должности в исполнительно-распорядительном органе

· муниципальные служащие, которые исполняют функции в иных органах местного самоуправления;

4) в зависимости от занимаемой должности:

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей.

· высшие должности

· главные должности

· ведущие должности

· старшие должности

· младшие должности

 

Основные права муниципального служащего - ст. 11; ст. 12 содержит перечень обязанностей; ст. 13 предусмотрены ограничения, которые накладываются на лиц, занимающих должности муниципальной службы; ст. 14 содержит перечень запретов, связанных с муниципальной службой ФЗ; устав МО г. Архангельск – гарантии для лиц, замещающих должности муниципальных служащих (ст. 46).

3. Прохождение муниципальной службы

Прохождение муниципальной службы регулируется гл. 4 ФЗ.

Кто имеет право поступить на муниципальную службу, и в каком порядке:

· На муниципальную службу имеют право поступить граждане,

· Возраст - 18 лет,

· владеют гос языком РФ,

· соответствуют квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы

· учитывается отсутствие ограничений и запретов, установленных для муниципальных служащих

При поступлении на муниципальную службу гражданин должен представить определённые документы (перечень таких документов содержится в ч.3 ст. 16 ФЗ).

 

Порядок поступления на муниципальную службу:

1) принятие на муниципальную службу

2) проведение конкурса

Целью конкурса является оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям. Порядок проведения конкурса на замещение должности устанавливается актом представительного органа муниципального образования. С лицом, выигравшим конкурс на замещение должности, заключается трудовой договор/контракт.

В отношении муниципальных служащих проводится аттестация.

Аттестация – это процедура, которая проводится периодически для определения соответствия муниципального служащего занимаемой должности. Как часто она должна проводиться? Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Закон предусматривает перечень лиц, которые не подлежат аттестации. Кто к ним относится:

1) лица, работающие на должности менее 1 года;

2) лица, достигшие 60 лет;

3) беременные женщины, а так же лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста до 3 лет;

4) лица, которые замещают должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора;

 

Типовое положение о проведении аттестаций муниципальных служащих содержится в приложении к закону Архангельской области «О муниципальной службе». Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия; не менее, чем за 1 месяц до даты проведения регистрации в эту комиссию должны быть направлены документы аттестуемого и аттестация проводится на заседаниях комиссии, обязательно личное присутствие аттестуемого. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и так же заслушивает муниципального служащего, которые проходит аттестацию. Решение аттестационная комиссия принимает большинством голосов открытым голосованием (простое большинство = 50%+1). Решение комиссии непосредственно после его принятия доводится до сведения муниципального служащего. Аттестационная комиссия принимает решение на основании:

1) оценка профессиональных качеств муниципального служащего;

2) сложность выполняемых функций

3) наличие поощрений муниципального служащего

4) наличие дисциплинарных взысканий

5) степень поддержания муниципальным служащим своего профессионального уровня

По всем этим факторам принимается решение:

1) решение о соответствии муниципального служащего занимаемой должности;

2) решение о не соответствии муниципального служащего занимаемой должности;

Аттестационная комиссия может дать рекомендации о поощрении муниципального служащего за достигнутые успехи, в том числе рекомендации о повышении его в должности.

Рекомендации об улучшении деятельности муниципального служащего.

Рекомендации о направлении муниципального служащего на повышение квалификации. На основании решения аттестационной комиссии работодатель может решать его судьбу, решение будет иметь очень важное значение. Работодатель может принять следующее решение:

1) о повышении муниципального служащего в должности;

2) решение о присвоении муниципальному служащему внеочередного классного чина;

3) решение о применении поощрения за муниципальную службу;

4) Решение о направлении муниципального служащего на переподготовку или повышение квалификации;

Эти 4 варианта – это решение, которое принимает работодатель, если аттестационная комиссия дала положительное заключение.

Когда аттестационная комиссия дает отрицательное заключение. Работодатель:

1) о понижении муниципального служащего в должности – решение о понижении должности может принять только с согласия муниципального служащего, если муниципальный служащий не согласен с понижением должности, то принимается решение о его увольнении;

2) решение о направлении муниципального служащего на повышение квалификации;

Муниципальный служащий в праве обжаловать результаты аттестации в судебном порядке, если он не согласен.

 

Прекращение муниципальной службы:

1) по собственному желанию муниципального служащего;

2) ФЗ содержит перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим; в отношении муниципальных служащих применяются положения трудового кодекса о расторжении трудового договора + ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе»

Дополнительные:

1) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращение гражданства РФ;

3) не соблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;

4) применение административного наказания в виде дисквалификации;

5) при достижение предельного возраста для нахождения на службе допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной службе, но не более, чем на 1 год;

 

Гарантии:

1. органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные основания прекращения муниципальной службы;

2. при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа, муниципальным служащим предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата;

Лекция 11.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие и состав муниципальной собственности

Одним из принципов деятельности МО – финансовая самостоятельность. Это предполагает то, что МО обладают определённой экономической базой и используют данную базу для того, чтобы осуществлять свои функции, решать вопросы местного значения. Такой базой является муниципальное имущество.

Муниципальное имущество – это объекты, которые могут быть движимым и недвижимым имуществом, имущественные права и средства местных бюджетов.

Требования, предъявляемые к имуществу МО:

Общие положения содержаться в ГК РФ – ст. 215 – содержит понятия права муниципальной собственности.

Собственником является МО, в зависимости от того, какое МО, можно выделять виды муниципальной собственности:

1) собственность поселений

2) собственность округов

3) собственность районов

4) собственность внутригородских территорий городов федерального значения

 

Имущество, которое может находиться в муниципальной собственности: закон предусматривает определённый перечень:

Этот перечень указан в ст. 50 ФЗ. Виды имущества, которое допускается иметь в собственности МО:

1) имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных гос полномочий, переданных органам местного самоуправления

3) имущество, которое предназначено для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, но право решения которых предоставлено МО;

Имущество, которое не предназначено ни для одной из указанных целей, не может находиться в собственности МО, закон тем самым закрепляет строго целевое назначение имущества.

Бывает, что поступает имущество в собственность МО, не относящееся ни к одной из категорий, то есть не может ему принадлежать, тогда:

данное имущество подлежит а) перепрофилированию (т.е. надо изменить целевое направление такого имущества) либо б) отчуждению;

Были даже сроки касательно перепрофилирования либо отчуждения, в переходный период действовало такое положение.

Ст. 50 ФЗ содержит 3 конкретизированных перечня имущества, которые дифференцированы по видам МО:

1) имущество, которое может находиться в собственности поселений;

2) имущество, которое может находиться в собственности муниципальных районов;

3) указание на то, что в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, которые допустимы для населений и муниципальных районов;

У городских округов самый большой перечень.

 

Владение, пользование и распоряжение.

Владение – фактическое господство, пользование – возможность собственника извлекать из объекта своего права полезные свойства в процессе его эксплуатации, распоряжение – предполагает вершить судьбу имущества.

Отказ от права – возможен только для частных собственников, для публичных собственников не предполагается такое основание прекращение права.

От имени МО вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом решают соответствующие органы местного самоуправления.

2. Приобретение и прекращение права муниципальной собственности

Основания приобретения права собственности:

1) Первичные основания приобретения права:

· Создание вещи – строительство объекта недвижимости за счет средств местного бюджета

· Приобретение права на бесхозяйную недвижимую вещь: регулируется ст. 225 ГК РФ; если говорить о земельных участках – ст. 53 Земельного Кодекса

· Изъятие земельного участка либо жилого помещения для муниципальных нужд; регулируются данные основания ст. 279 ГК РФ и ст. 32 ЖК

2) Производные основания приобретения права собственности:

· Приобретение имущества по гражданско-правовой сделке (предмет регулирования гражданского права)

· Разграничение объектов муниципальной собственности между МО – особое основание, урегулированное в первую очередь законами субъектов федерации (Архангельская область - гл. 5 Закона Архангельской области от 24 сентября 2004 года – объекты муниципальной собственности разграничиваются между муниципальными районами и входящими в них городскими и сельскими поселениями; необходимо сформировать перечень объектов, подлежащих передаче в собственность поселений, данный перечень должен быть согласован представительными органами поселений и муниципальных районов, и если перечень согласован, Архангельская область разрабатывает проект областного закона, который предусматривает передачу объектов в собственность поселения; к этому проекту прилагаются решения представительного органа, поселения и муниципального района об утверждении этого перечня, выписка из реестра объектов муниципальной собственности и также могут прилагаться копии учредительных документов муниципальных предприятий и учреждений, включенных в перечень передаваемого имущества; в течение 3 месяцев с момента вступления в силу областного закона о разграничении объектов муниципальной собственности происходит фактическая передача муниципального имущества, имущество передается по акту приема передачи, на основании подписанных актов приема передачи органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов вносят изменения в реестры своего муниципального имущества)

· Передача в муниципальную собственность гос имущества: имущество, которое находится в гос собственности может быть передано в собственность МО на основании распоряжения уполномоченного гос органа; в последнее время широкое распространение получила практика передачи в муниципальную собственность общежитий, которые находятся на балансе гос предприятий и учреждений; режим специализированного жилого помещения прекращается и эти общежития становятся обычными жилыми домами;

· Приобретение права на выморочное имущество: выморочное имущество – это имущество, которое после смерти собственника не перешло его наследнику: либо наследников вообще нет либо наследники отказались от этого имущества; по общему правилу собственником такого имущества будет являться РФ, но если это имущество – жилое помещение, тогда жилое помещение переходит в собственность того МО, где оно находится;

 

Основания прекращения:

· Совершение сделки по отчуждению муниципального имущества;

· Возможно только для гос и муниципальной собственности – приватизация имущества;

3. Содержание права муниципальной собственности

3 режима муниципальной собственности:

1) муниципальное имущество закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения:

- МО учреждают предприятия и передают этим предприятиям имущество на баланс, данные предприятия владеют, пользуются этим имуществом; движимым имуществом можно распоряжаться самостоятельно, а недвижимым – только с согласия МО;

 

2) закрепление имущества за казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления

- МО передает имущество на баланс, и оно закрепляется на праве оперативного управления; владение и пользование в соответствии с целевым назначением имуществом, а самостоятельное распоряжение – отсутствует, не могу распоряжаться без согласия МО (режим муниципальных унитарных предприятий – ФЗ от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; ГК РФ регулирует правовой статус учреждений; ФЗ от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях» - ст. 2,3);

 

3) режим муниципальной казны: имущество, которое находится в казне, учитывается в реестре объектов муниципальной собственности, муниципальное образование определяет порядок управления имуществом казны:

А) имущество может быть передано специально уполномоченному органу, который осуществляет управление

Б) имущество может быть передано доверительному управляющему

В) создание специального учреждения, которому имущество передается для управления

Функции данного учреждения:

1) учет имущества

2) его оценка и переоценка

3) охрана имущества

4) подготовка проектов решений по вопросам распоряжения этим имуществом

4. Приватизация муниципального имущества

Приватизация муниципального имущества – одно из оснований прекращения права муниципальной собственности. Регулируется приватизация на федеральном уровне – ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». В каждом МО, как правило, всего есть положение, которое регулирует вопросы приватизации имущества этого МО: решение Архангельского городского совета депутатов от 31 мая 2006 года «Об утверждении положения о приватизации муниципального имущества МО город Архангельск». В этом положении предусмотрены пункты о компетенции органов в этом вопросе, какие полномочия осуществляет мэрия города Архангельска.

Приватизация– возмездное отчуждение муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.

Принципы:

1) равенство покупателей

2) возмезность

3) открытость деятельности органов местного самоуправления при приватизации

 

ФЗ «О приватизации» предусматривает ограничения для отдельных категорий лиц, которые не могут быть покупателями.

 

Этапы приватизации:

1) планирование приватизации – разработка ежегодного прогнозного плана приватизации (решение Архангельской городской думы от 26 октября 2011 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Архангельска на 2012 год») – в этом плане содержится перечень объектов, которые будут прилагаться к приватизации, характеристика объектов и способ приватизации;

2) проведение приватизационных процедур – для того, чтобы имущество подлежало приватизации необходимо принять решение по каждому объекту (в Архангельске решение принимает мэр в соответствии с прогнозным планом приватизации); приватизация может быть проведена одним из способов, предусмотренных ст. 13 ФЗ «О приватизации» (он закрытый), иначе приватизация незаконна; для участия в приватизации претенденты должны подать соответствующие документы, которые указаны в решении о приватизации и в некоторых случаях должны внести задаток, чтобы быть допущенными;

3) оформление договоров с покупателями муниципального имущества; ФЗ «О приватизации» предусматривает какие условия должны быть в договоре и также содержит положение о порядке оплаты приватизированного имущества; муниципальный нормативный акт – постановление мэрии города Архангельска от 25 марта 2011 года «Об установлении порядка оплаты муниципального имущества при приватизации»

4) отчет о приватизации – полномочный орган местного самоуправления ежегодно предоставляет отчет о выполнении плана приватизации за прошедший год (например, отчет предоставляет мэр города Архангельска в Архангельскую городскую думу не позднее 15 февраля; представительный орган рассматривает этот отчет и утверждает его – решение архангельской городской думы от 23 марта 2011 года «Об утверждении отчета о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2010 год»)

5. Бюджет муниципального образования

Местный бюджет – это 1 из элементов экономической основы местного самоуправления и представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

Параметрами бюджета являются доходы и расходы.

ФЗ указывает на то, что местный бюджет является обязательным финансовым элементом.

Консолидированный бюджет – представляет собой совокупность бюджетов муниципального района и поселений, входящих в этот район. Составной частью местных бюджетов могут являться сметы доходов и расходов населенных пунктов, входящих в поселение.

Местный бюджет регулируется в соответствии со ст. 52 – 65 ФЗ. Основным источником регулирования бюджетных отношений, всего, что касается формирования, расходования средств местного бюджета, является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года. Специальные нормы, которые касаются местных бюджетов. Согласно бюджетному кодексу местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств МО. Это единственная форма исполнения данных расходных обязательств.

Закон закрепляет принцип разделения средств на исполнение расходных обязательств. Согласно данному принципу в местных бюджетах отдельно предусматриваются средства на решение вопросов местного значения и на осуществление отдельных гос полномочий. Ст. 9 Бюджетного кодекса содержит перечень бюджетных полномочий МО. Есть общий перечень полномочий МО, который применяется для всех видов МО; предусмотрен перечень дополнительных бюджетных полномочий, которыми обладают муниципальные районы.

 

Основные параметры местного бюджета – доходы и расходы.

Доходы местных бюджетов включают 2 группы:

1) налоговые доходы:

· все средства, которые поступают от взимания местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц (это 2 местных налога); эти налоги устанавливаются представительным органом МО, все налоги 100% направляются в местные бюджеты;

· часть средств, которые поступают от взимания федеральных налогов и сборов;

· часть средств, которые поступают от взимания региональных налогов и сборов;

 

Часть федеральных и региональных налогов и сборов называется норматив отчислений. Нормативы отчислений устанавливаются:

- Бюджетными кодексом

- По региональным – решением органов власти субъекта

Процент отчислений варьируется от 10% до 70%. По некоторым видам сборов и налогов возможно отчисление в размере 100%.

 

2) неналоговые доходы:

· доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казёнными учреждениями;

· часть прибыли муниципальных унитарных предприятий: размеры прибыли определяют представительные органы муниципального образования;

· к неналоговым доходам относятся средства самообложения граждан; средства самооблажения – это разовые платежи, которые осуществляются для решения конкретных вопросов местного значения; размер платежей устанавливается равным для всех жителей МО за исключением отдельных категорий, для которых этот размер может быть уменьшен (решение Архангельской городской думы от20 октября 2010 года «О самообложении граждан на территории муниципального образования город Архангельск»); Бюджетный кодекс содержит положения, которые регулируют нормативы поступления в местные бюджеты доходов от передачи в аренду и от продажи земельных участков, гос собственность на которые не разграничена – ст. 62 Бюджетного кодекса;

Расходы местного бюджета:

Ст. 53 ФЗ; ст. 86 Бюджетного кодекса.

Расходы местных бюджетов – это денежные средства, которые направляются на финансирование решений вопросов местного значения, а также на осуществление отдельных гос полномочий, также расходы могут направляться на финансирование обязательств МО, которые возникают из договоров и соглашений, заключаемых муниципальными казенными учреждениями.

 

Какие доходы МО может направлять на исполнение расходов:

1. по решению вопросов местного значения: собственные доходы МО;

2. осуществление отдельных гос полномочий: за счет субвенций, которые предоставляются МО;

3. обязательства, которые возникают из договоров и соглашений: за счет собственных доходов МО;

4. расходы на оплату труда депутатов, иных выборных лиц органов местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений: финансируется только за счет собственных доходов МО;

Субвенция –это денежные средства, которые предоставляются МО из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований по осуществления отдельных гос полномочий.

Принцип распределения субвенций:

1) Субвенции распределяются исходя из численности населения МО

2) Численность потребителей гос услуг

3) Могут также применяться иные показатели и условия

Субвенции распределяются на основании закона субъекта о бюджете, где указываются, какие средства и по каким критериям будут передаваться субвенции в МО. ФЗ отдельно регулирует вопросы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности: ст. 61,62. Выравнивание обеспечивается за счет дотации, дотации предоставляются из регионального фонда финансовой поддержки МО, данный фонд образуется на уровне субъекта РФ и районный фонд финансовой поддержки поселений, который образуется в муниципальных районах.

Цель предоставления дотаций: выравнивание финансовых возможностей МО по решению вопросов местного значения, размер дотаций определяется исходя из численности населения МО и иных факторов.

Кроме дотаций закон предусматривает возможность применения иных средств финансовой помощи местным бюджетам, например, для долевого финансирования инвестиционных программ на уровне субъекта РФ может создаваться фонд муниципального развития. Для финансирования социально-значимых расходов МО на уровне субъекта федерации может формироваться фонд софинансирования социальных расходов.

6. Бюджетный процесс в МО

Бюджетный процесс – это деятельность органов местного самоуправления по формированию и расходованию местного бюджета.

Категории участников бюджетного процесса:

1) представительные и исполнительные органы местного самоуправления;

2) глава МО;

3) органы, осуществляющие сбор средств, в бюджет МО: налоговый орган;

4) органы денежно-кредитного регулирования: расчетно-кассовые центры, банковские организации;

5) органы муниципального финансового контроля – контрольно-счетная палата, ревизионный орган;

6) получатели бюджетных средств: бюджетные организации и иные структуры, которые функционируют за счет бюджетных средств;

 

Стадии бюджетного процесса:

1) составление проекта местного бюджета – полномочие местной администрации;

2) внесение проекта на рассмотрение в уполномоченный орган – вносит глава местной администрации в представительный орган МО;

3) рассмотрение и утверждение бюджета – занимается представительный орган;

4) исполнение бюджета – занимается местная администрация;

5) контроль за исполнением бюджета – осуществляет либо контрольно-счетный орган МО (если он создан), если этого органа нет, тогда представительный орган;

 

Лекция 12

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

1. Понятие, принципы и формы межмуниципального сотрудничества

О межмуниципальном сотрудничестве речь идет в ст. 8 ФЗ. Межмуниципальное сотрудничество – это форма объединения и согласования интересов МО и их органов в целях обеспечения представительства интересов МО перед государством на международном уровне и в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения. Если говорить о нормативной основе, то необходимо указать: ст. 8 ФЗ, ФЗ содержит специальную 9 главу, Областной закон Архангельской области от 21 декабря 2010 года «О полномочиях органов гос власти Архангельской области по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Архангельской области»;

Принципы:

1) сохранение самостоятельности органов местного самоуправления;

2) добровольность межмуниципального сотрудничества;

3) наличие экономической и политической целесообразности;

Межмуниципальное сотрудничество предполагает учет положение Европейской хартии о местном самоуправлении.

 

Цели:

1) отстаивание интересов МО;

2) обмен опытом МО;

3) возможность оптимизации ресурсов МО для обеспечения их деятельности;

 

Формы межмуниципального сотрудничества (закреплено в законе):

1) ассоциативная форма межмуниципального сотрудничества;

2) договорная форма;

3) организационно-хозяйственная форма;

2. Ассоциативные формы межмуниципального сотрудничества

Ассоциативная форма предполагает создание объединений МО. Ст. 66 ФЗ предусматривает, что в каждом субъекте РФ образуется Совет муниципальных образований. Это не единственно возможный вариант, могут быть и другие формы, например, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Союз развития наукоградов, а так же межрегиональные объединения – Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов центра и северо-запада, Ассоциация «города Урала», Ассоциация городов Поволжья.

Правовая форма: в ФЗ есть отсылочная норма на то, что организация и деятельность советов осуществляется в соответствии с ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», то есть организационно-правовая форма предполагает форму ассоциаций. Советы создаются как некоммерческие юр лица в форме ассоциаций.

Создаются ассоциации по инициативе нескольких учредителей, документами являются учредительный договор и устав. Высшим органом управления является общее собрание его членов либо съезд. Полномочия съезда и общего собрания определены в ч.2 ст. 66 ФЗ.

Ограничения:

В каждом субъекте образуется только 1 совет муниципальных образований.

 

Направления деятельности:

1) участие в регулировании межбюджетных отношений;

2) участие в формировании и реализации региональных либо межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития МО данного субъекта;

3) участие в формировании законодательства субъекта в сфере местного самоуправления;

4) организация правовой защиты органов местного самоуправления и их должностных лиц;

5) сбор, обработка и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления;

6) обмен опытом муниципального управления, организация методической помощи МО по вопросам местного самоуправления;

7) организация системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих и повышение их квалификации; Совет МО может формировать ежегодные региональные заказы на подготовку, переподготовку муниципальных кадров;

8) участие Совета международной деятельности;

 

Права и обязанности членов Совета МО:

Основной обязанностью является уплата членских взносов. Размер и порядок уплаты членских взносов определяется уставом. Помимо высшего органа есть иные органы:

1) исполнительный орган – может быть единоличный, который избирается общим собранием либо съездом либо исполнительным органом может быть коллегиальный орган, который так же формируется общим собранием членов этого Совета. Исполнительный орган руководит текущей деятельностью Совета.

2) В крупных советах целесообразно формирование и наблюдательного органа; данный орган осуществляет общее руководство деятельностью Совета и контролирует работу исполнительного органа;

Есть специальное положение, которое четко закрепляет возможности Совета по отношению к своим членам:

1) Совет МО не вправе вмешиваться в деятельность МО, которые входят в этот Совет, ограничивать или как то определять условия их деятельности или как то в одностороннем порядке определять условия их деятельности;

 

3. Правовой статус единого общероссийского объединения муниципальных образований

Единое общероссийское объединение – это структура, которая создается из Советов МО. Закон допускает возможность участия в Едином общероссийском объединении и иных объединений МО, помимо Советов. Закон предусматривает, что Единое общероссийское объединение может быть создано, если в его состав входит не менее 2/3 Советов субъектов.

Цели:

1) организация взаимодействия МО;

2) выражение и защита общих интересов МО и их представительства перед органами гос власти и на международном уровне;

3) организация сотрудничества МО в РФ с международными организациями и с объединениями МО зарубежных стран;

 

Направления деятельности:

1. законодательное и правовое обеспечение деятельности МО;

2. информационное обеспечение деятельности;

3. кадровое обеспечение деятельности;

4. судебная защита прав МО;

5. международное сотрудничество;

 

Единое общероссийское объединение МО было создано 7 июля 2006 года на Собрании уполномоченных представителей Советов МО из 79 субъектов РФ. Был подписан договор и утвержден устав. Так же было определено наименовании этого объединения, и оно называется Общероссийский конгресс МО. В декабре 2006 года состоялось 1 заседание конгресса, и на этом заседании в состав объединения были приняты еще 16 советов. Что касается структуры органов управления, то это прописано в уставе:

1) общее собрание членов конгресса – высший орган управления;

2) президиум конгресса – формируется общим собранием и осуществляет общее руководство деятельностью конгресса;

3) Президент конгресса – является высшим должностным лицом, избирается сроком на 3 года, общее руководство деятельностью конгресса;

4) Исполнительный директор конгресса – исполнительный директор, избирается общим собранием, сроком на 3 года по предложению Президента;

В ноябре 2008 года в конгрессе были сформированы палаты:

1) палата городов административных центров субъектов;

2) палата городских округов;

3) палата муниципальных районов;

4) палата городских поселений;

5) палата сельских поселений;

6) палата внутригородских территорий городов федерального значения;

 

4. Организационно-хозяйственная и договорная формы межмуниципального сотрудничества

Данные формы предполагают создание МО юр лиц, на которые возлагаются функции по решению вопросов местного значения и кроме того заключение МО соглашений о совместном участии в различных программ, создание совместных консультативных и совещательных органов.

Закон допускает создание коммерческих юр лиц, здесь возможно 2 формы: 1) ЗАО, 2) ООО;

Создаются по решению представительных органов МО, на них возлагается задачи о решении вопросов местного значения. Возможно создание некоммерческих юр лиц в форме автономных некоммерческих организаций и фондах.

Могут совместно учреждать межмуниципальное печатное СМИ.

Представительные органы МО могут принимать решение о создании рабочих групп, консультационных советов, в которые будут входить представители нескольких МО.

 

Лекция 13.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

1. Общие виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

К таким видам относятся:

1. административная ответственность;

2. уголовная ответственность;

3. дисциплинарная ответственность;

4. материальная ответственность;

5. гражданско-правовая ответственность;

 

Административная ответственность.

Основанием является совершение административного правонарушения.

Составы административных правонарушений указаны:

1) в КоАП;

2) субъекты тоже могут устанавливать основания административной ответственности в своих законодательных актах – законы субъекта могут устанавливать, следовательно (поскольку это предмет совместного ведения);

 

Что касается должностных лиц, то они будут являться специальными субъектами административной ответственности, и особенность их статуса как правонарушителя определяется тем, что они занимают должность (должностным положением). В качестве примером административных правонарушений, субъектами которых могут быть должностные лица органов, например, неправомерный отказ в рассмотрении жалоб граждан, не предоставление сведений (информации), нарушение сроков рассмотрения обращений граждан и др.

Что касается наказаний, то для должностных лиц закон предусматривает следующие виды административных наказаний:

1. предупреждение

2. административный штраф

3. дисквалификация

Процедура привлечения к административной ответственности регулируется КоАП

 

Уголовная ответственность.

Основанием является совершение преступления. Правовой основой является УК РФ. Должностные лица будут относиться к специальным субъектам уголовной ответственности. Понятие должностного лица содержится в прим.1 к ст. 285 УК РФ. Особенность преступлений, которые совершают должностные лица, является то, что они всегда имеют мотив. И в качестве мотива может быть корысть либо иная личная заинтересованность, а поскольку преступление совершается с применением конкретного мотива, то нужна говорить о том, что с субъективной стороны – умышленная форма вины.

Какие составы можно отнести к должностным преступлениям?

1. злоупотребление должностными полномочиями

2. отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ)

3. нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ)

уголовные наказания:

1) штраф

2) лишение прав занимать определенную должность

3) лишение свободы

Порядок привлечения к уголовной ответственностью регулируется УПК РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.