Здавалка
Главная | Обратная связь

Взаимодействие органов государственной власти и органов МС



1) принципы взаимодействия органов

Взаимодействие органов государственной власти и органов МС- совокупность организационно – правовых форм и методов, которые направлены на совместное решение как общегосударственных задач и вопросов местного значения

Принципы взаимодействия:

1) законности – условия, направления и формы взаимодействия органов власти и органов МС, определяются соответствующими нормативными правовыми актами, четкая правовая регламентация.

2) целесообразность – предполагает то, что органы МС могут наделяться государственными полномочиями только в тех случаях, когда они реально способны эти полномочии осуществлять. Закон о МС предусматривает возможность наделения отдельными полномочиями только МО второго уровня (муниципальные районы и городские округа). Если полномочия переданы не обосновано, акт, которыми эти полномочия были приняты должен быть признан незаконным и должен быть отменен.

3) Принцип самостоятельности органов государственной власти и органов МС в пределах их компетенции. Предполагается политическая самостоятельность, организационная самостоятельность и финансовая самостоятельность. Данный принцип не исключает возможность контроля за деятельностью органов власти, но только в пределах предусмотренных законом.

4) Принцип равноправия органов государственной власти и органов МС – органы вступают в правоотношения, как равноправные субъекты и порядок их взаимодействия определяется либо нормативным правовым актом, либо соглашение, которое заключают органы между собой.

5) Принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований – при взаимодействии органов государственной власти и органов мс не должно возникнуть ситуации, которая будет неблагоприятно отражаться на интересах других муниципальных образованиях.

6) Принцип согласования интересов – предполагает, что в рамках взаимодействия органы власти различных уровней осуществляют совместные консультации, разрабатывают совместные программы и иным образом координируют свои действия.

7) Принцип обеспеченности ресурсами – предполагает то, что наделение МО государственных полномочиями сопровождается передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов.

8) Принцип взаимной ответственности – органы МС отвечают за надлежащее исполнение государственных полномочий и одновременно государства в лице органов отвечает за обеспеченности этих полномочий.

9) Принцип гласности – вопросы, касающиеся взаимодействия органов государственной власти носят открытый характер и информация о взаимодействии должна размещаться либо в печатных СМИ, либо на официальных сайтах соответствующих органов. Население может всегда эту информацию посмотреть.

 

2) формы взаимодействия

 

1 модель – модель «партнерства» Обоснована впервые была в 19 веке.

Суть: отношения местных властей и центральной власти (гос власти) – отношения партнеров, которые имеют общую цель оказывать услуги населению.

2 модель – агентская – противопоставление партнерской модели.

Суть: государство и местные органы рассматриваются как агент и принципал (тот, в интересах которого выполняет какие – то действия, но результат этих действий нужен государству). Главное получение результата. МС органы по такой модели являются инструментом, по средствам которого государство реализует свою политику в отдельных взятых населенных пунктах.

3 модель – модель взаимозависимости.

Суть: государство и местные органы власти взаимодействую, и в рамках этого взаимодействия реализуют права и обязанности. В этом проявляется их зависимость друг от друга.

 

Связи между органами государственной власти и органами МС в процессе взаимодействия:

i. субординационная связь – подчиненность одного органа другому. Устанавливаются эти связи в вопросах правового регулирования МС.

ii. Реординационная связь – от нижестоящего уровня власти вышестоящие исходят какие то действия. Право законодательной инициативы представительных органов МС в законодательном органе субъекта РФ.

iii. Координационная связь – взаимодействие между субъектами, которые находятся на одном уровне. Проявляется эта связь в разработке совместных программ, планов. Создание органов, в которые входят представители органов государственной власти и органом МС и издание совместных правовых актов.

 

Формы взаимодействия:

1) правовое регулирование местного самоуправления

2) информационное обеспечение местного самоуправления

3) обращение органов и должностных лиц местного самоуправления органам и должностным лицам государственной власти

4) реализация представительным органом муниципального образования законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ

5) участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, в случаях предусмотренных законодательством.

6) Участие должностных лиц государства в заседаниях органов местного самоуправления

7) Создание совместных органов, как постоянно действующих, так и временных

8) Совместная реализация различных программ и проектов, в том числе и совместное финансирование

9) Реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

10) Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти

11) контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления

3) наделение органов МС отдельными государственными полномочиями

Закон о МС глава 4 регулирует порядок наделения органов МС отдельными государственными полномочиями.

Стадии:

· наделение органов МС отдельными государственными полномочиями. Органы МС могут наделяться полномочиями РФ и наделяются полномочиями субъекта РФ. Наделение органов МС может осуществляться либо ФЗ, либо Законом субъекта РФ. Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 года «О порядке наделения органов МС МО Архангельской области и НАО отдельными государственными полномочиями Архангельской области». Наделение полномочиями может осуществляться на определенный срок либо бессрочно. Закон о МС предусматривает перечень положений, которые должны содержаться в ФЗ и законах субъектов федерации о наделении ОМС отдельными государственными полномочиями. Этот перечень приведет в ч.6 ст. 19 Закона о МС. Закон о МС не предусматривает необходимость получения согласия органов МС на передачу им отдельных государственных полномочий. Обязательным условием наделения полномочиями органов МС является передача соответствующих материальных средств. Данные средства именуются субвенциями. Размер субвенции, порядок их расчета определяется положениями соответствующего закона. Из регионального фонда компенсации выделяются субвенции в Арх обл, помимо субвенция для осуществления отдельных гос полномочий могут передаваться материальные ресурсы в виде имущества. Перечень данного имущества определяется Правительством Арх обл. отдельно по каждому МО. Имущество передается только в безвозмездное пользование, и имущество передается по передаточному акту, и данный акт будет являться приложением в договору безвозмездного пользования. Данное имущество может использоваться только по целевому назначению, исходя из целей его передачи.

· Осуществление полномочий. Порядок осуществления полномочий устанавливается представительным органом муниципального образования, порядок расходования субвенций и использование имущества определяется в соответствующем законе о передаче полномочий и конкретизируется уже актами органов местного самоуправления. Материальные ресурсы могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальных предприятий или учреждений для осуществления полномочий.

· Государственный контроль за реализацией органами МС отдельных полномочий. Ст. 21 Закона о МС устанавливает. Органы власти Архангельской области вправе проводить плановые и внеплановые проверки деятельности органов МС по осуществлению отдельных государственных полномочий. Плановые проверки проводятся 1 раз в год, а вне плановые могут проводиться по поручению губернатора или Правительства Архангельской области, также по жалобам граждан и организаций. Результаты проверки оформляются актом и по результатам проведенной проверки, если выявлены нарушения, то орган выдает предписания. Предписания: 1. по устранению допущенных нарушений, 2. по привлечению к ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях. Если будет установлено не целевое расходование субвенций или не целевое использование материальных ресурсов, которые были переданы, то данные финансовые средства и имущество подлежат изъятию у МО и также лица, которые виновны будут привлечены к ответственности за не целевое расходование этих средств

· Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий. Основания: 1) возвращение полномочий от органов МС к органам государственной власти; 2) отсутствие финансирования деятельности по осуществлению отдельных государственных полномочий либо сокращение объема финансирования; 3) отказ органов МС от осуществления отдельных государственных полномочий; 4) истечение сроков осуществления полномочий, если они были переданы на определенный срок.

Возвращение отдельных государственных полномочий производится путем принятия соответствующего закона, в случаи неэффективности или невозможности осуществления отдельных государственных полномочий, либо в случаи ненадлежащего их осуществления.

 

4) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти

Условия и порядок временного осуществления органами гос власти полномочий органов МС регулируются ст. 75 закона о МС. Указаны, в каких случаях, возможно, такое осуществление полномочий. Закон предусматривает перечень полномочий, которые не могут временно осуществлять органы государственной власти ч.3 ст. 75, даже если есть основания, но они исключительной компетенции МО. Порядок осуществления полномочий: решение о временном осуществлении полномочий принимает высшее должностное лицо субъекта федерации, на основании решения представительного органа либо решения законодательного органа субъекта федерации. По ходатайству высшего должностного лица субъекта, либо представительного органа МО или главы МО может вводиться временная финансовая администрация на срок до 1 года. Решение о временном осуществлении полномочий органов МС должно предусматривать одновременное изъятие соответствующей части средств местного бюджета.

5) надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления

Вопросы урегулированы ст. 77 Закона о МС.

Такие органы осуществляют контроль и надзор, и предмет соответствующего надзора:

1) органы прокуратуры – осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами МС федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, и муниципальных правовых актов.

2) Уполномоченные федеральные органы государственной власти – осуществляют контроль за деятельностью органов МС по реализации переданных им отдельных государственных полномочий.

3) Органы МС и должностные лиц, которые в соответствии с Уставом МО наделены контрольными функциями. Контроль за соблюдение органами и должностными лицами МС положений Устава МО и муниципальных правовых актов (контрольно – счетный орган МО).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.