Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.



Государственный контроль и ответственность перед государством не означают ограничение самостоятельности местного самоуправления.

 

В соответствии с требованиями статьи 77 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.

 

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» обязывает прокурора осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления законов и соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор вправе:

• беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления;

• иметь доступ к их документам и материалам;

• требовать представления необходимых документов, материа- -лов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

• проводить прокурорские проверки; возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• вносить представления об устранении нарушений закона.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем

в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функциями по контролю и надзору за исполнением, в том числе органами и должностными лицами местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения в установленной сфере деятельности возлагаются на федеральные службы.

К их числу, применительно к рассматриваемым вопросам, можно отнести:

— Федеральную антимонопольную службу (контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе);

— Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных);

— Федеральную миграционную службу;

— Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

— Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки;

— Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования ;

— Федеральную службу по надзору в сфере связи;

— Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;

— Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

— Федеральную регистрационную службу;

— Федеральную службу страхового надзора;

— Федеральную службу финансово-бюджетного надзора;

— Федеральную службу по финансовым рынкам (функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, деятельности бирж, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений) и т.д.

Осуществляемый органами государственной власти контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления связан с необходимостью, прежде всего, обеспечения неразрывного единства государственной и местной (муниципальной) власти, без чего невозможна деятельность по выражению интересов населения муниципальных образований; проведению единой государственной политики в различных социально-экономических сферах; эффективному решению вопросов местного значения.

О таком единстве можно говорить исходя из того, что:

во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему народовластия (публичной власти), а поэтому публичная власть может быть и муниципальной; .

во-вторых, согласно части 2 ст. 132 Конституции России органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству;

в-третьих, разнообразная деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе по изданию муниципальных правовых актов, должна осуществляться в рамках их полномочий, определяемых действующим законодательством. Государство вправе осуществлять контроль за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и применять меры ответственности за их нарушение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.