Здавалка
Главная | Обратная связь

Национализация. Экстерриториальный характер действия законов о национализации



Под термином «национализация» понимается огосударствление, т.е. изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она осуществляется. В 1917 – 1920 гг. Советским государством проводилась национализация земли, банков, промышленных и торговых предприятий, частных коллекций. Что касается национализации культурных ценностей, то в нашей стране она происходила в 1918 – 1920 и в 1940 – 1941 годах. Первоначально национализация проводилась в отношении отдельных наиболее ценных культурных объектов (музеев, галерей)[1], Национализировались также произведений искусства, собранных такими известными меценатами и коллекционерами, как С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов и др.[2]

Национализация в СССР происходила безо всякой компенсации.

В последние десятилетия правительством нашей страны были заключены соглашения о взаимной защите инвестиций с правительствами Великобритании, ФРГ, Франции, Финляндии и других стран. В этих соглашениях предусматривается, что при национализации иностранных капиталовложений, проведенной в случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы, будет выплачиваться компенсации. Она должна выплачивается без необоснованной задержки, быть конвертируемой и свободно переводимой с территории одной страны на территорию другой. Компенсация должна быть быстрой, адекватной и эффективной.

Естественно, что такое признание принципа компенсации не имеет обратной силы и не может быть распространено на национализацию, проведенную в нашей стране в период до заключения этих соглашений.

Действующее гражданское законодательство предусматривает обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц на основании закона и только при условии возмещения собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Согласно ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.[3]

В Уставе экономических прав и обязанностей государств 1974 г. (принят Генеральной Ассамблеей ООН) записано:

«Каждое государство имеет право:

а) регулировать и осуществлять власть над иностранными инвестициями в пределах национальной юрисдикции и в соответствии со своими национальными целями и приоритетами…;

(с) национализировать, конфисковать или передать иностранную собственность…в этих случаях должна быть выплачена соответствующая компенсация государством, принимающим такие меры».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.