Здавалка
Главная | Обратная связь

Иностранные инвестиции в особых экономических зонах

В Российской Федерации свободные экономические зоны стали создаваться в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала страны. В свободных зонах устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Льготный режим хозяйственной деятельности включал в себя упрощённый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; льготный налоговый режим; пониженные ставки платы за пользование природными ресурсами; особый таможенный режим; упрощённый порядок въезда и выезда иностранных граждан.[16]

Отсутствие единой государственной политики и единого правового регулирования в этой сфере привело к тому, что к лету 2005 года в должном режиме функционировала только одна из 24 созданных к этому времени СЭЗ – Калининградская ОЭЗ.

22 июля 2005 г. был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».[17] С принятием закона были упразднены все ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской. Деятельность этих зон регулируется особыми законами.[18]

На сегодняшний день в мире насчитывается около 3000 свободных зон в самых различных вариантах. Показателен в этом отношении пример Китая. В 1978 г. в 14 прибрежных городах Китая были созданы свободные экономические зоны. Уже к началу 90-х годов в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долларов. Через них проходило 2/3 от внешнего товарооборота страны.[19] В соответствии с Положением КНР об особых экономических зонах провинции Гуандун (утверждена 15-м заседанием Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 26 августа 1980 г.) в целях развития внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена три города провинции Гуандун – Шеньчжень,Чжухай и Шаньтоу - выделяются в качестве районов и образуют особые экономические зоны. В 1990 г. экспорт только одной ОЭЗ – Шеньчжень – составил 3 млрд. долларов.[20]

В научной литературе выделяются около 30 видов ОЭЗ разного наименования.

По определению экспертов ООН свободные экономические зоны (СЭЗ) - это ограниченные промышленные районы, представляющие собой территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот.

Среди международных источников регулирования назовём Киотскую международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 18.05.1973) и Директиву Европейского Совета «О свободных таможенных зонах и складах», 1988 г.

К общим принципам функционирования СЭЗ следует отнести:

l Отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;

l Льготный режим налогообложения;

l Свободное обращение конвертируемой валюты;

l Гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга льгот и привилегий.

Обязательным признаком, определяющим существо СЭЗ, является преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ. Этот режим подразумевает действие на территории СЭЗ специальных правовых и льготных таможенных режимов и льгот: свободное перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и рабочей силы через государственную таможенную границу; налоговые льготы.

Цели создания ОЭЗ - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики.

В соответствии с российским законодательством особая экономическая зона – это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст.2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

В соответствии с законом в РФ создаются 4 типа ОЭЗ:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

В соответствие со ст. 3 Закона целью создания ОЭЗ является «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма санаторно-курортной сферы». Конкретизируя эти цели, учёные называют экономические, социальные и научно-технические цели создания ОЭЗ.[21]

На территории ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. К указанным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных платежей (ч.1 ст.37 ФЗ).

С такими товарами можно совершать любые операции, если они соответствуют условиям соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ. При этом Правительство РФ при принятии решения о создании ОЭЗ вправе установить перечень запрещённых операций, совершаемых с товарами, которые находятся под таможенным режимом свободной таможенной зоны. Режим свободной таможенной зоны не распространяется на территорию туристско-рекреационных ОЭЗ и туристско-рекреационную деятельность.

Ввоз и вывоз товаров на территорию (с территории) ОЭЗ производится с разрешения таможенных органов.

Резидентами ОЭЗ могут быть любые коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ.

Статус резидента ОЭЗ представляет два существенных преимущества:

во-первых, все неблагоприятные изменения налогового законодательства, которые, возможно, появятся в период действия соглашения о ведении деятельности, не будут распространяться на резидентов ОЭЗ, за исключением законодательных актов по подакцизным товарам, положения которых обязательны и для резидентов;

во-вторых, для резидентов, работающих на территории ОЭЗ, предусмотрены значительные льготы и преференции.[22]

 

 

 

 


[1] См.: Декрет СНК РСФСР от 3 июня 1918 г. «О национализации Третьяковской галереи» // Декреты советской власти. Т. 2. М., 1959. С. 369 – 398.

[2] См.: Декрет от 28 октября 1918 г. // Декреты советской власти. Т. 1. М., 1959. С. 851.

[3] СЗ РФ от 26.01.2009. № 4. Ст. 445

[4]

[5] СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2923.

 

[6] СЗ РФ.1998. №16. Ст.1799.

[7] «Российская газета» от 15.05.1993. № 92.

[8] СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 1938.

[9] СЗ РФ. 1998. №16. Ст.1799.

[10]

[11] Бюллетень международных договоров. 2003. № 5. C. 6-9.

[12] СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2486.

[13] СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2488.

[14] Бюллетень международных договоров. 2003. № 6. С. 53

[15] СЗ РФ. 1999. № Ст.

[16] Глава 41 Закона РСФСР от 4.07.1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. №29. Ст.1008.

[17] СЗ РФ. 2005 г. №30 (часть II). Ст.3127.

[18] ФЗ от 10 января 2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ 2006 г. №3. Ст.280; ФЗ от 31 мая 1999 г. «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999 г. №23. Ст.2807.

[19]Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества /С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. – М., Вершина. 2006. С.19.

[20] Гражданское законодательство КНР: пер. с кит./Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М.,1997. С.323-327.

[21] Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России: правовое регулирование. М., Альпина Бизнес Букс. 2009.

[22] Мурысева Е.А. Правовой статус резидентов особых экономических зон как субъектов налоговых правоотношений //Вестник СГАП. 2007. № 2. С. 191.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.