Здавалка
Главная | Обратная связь

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОСТРОЙ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ ДЕКОМПЕНСАЦИИ МЕТАБОЛИЗМА.



 

Абсолютный и выраженный относительный недостаток инсулина приводит к существенной ГИПЕРГЛЮКАГОНЕМИИ. Поскольку инсулин больше не подавляет процессы, вызванные глюкагоном в печени, начинается ничем не сдерживаемая ПРОДУКЦИЯ ГЛЮКОЗЫ ПЕЧЕНЬЮ. Вдобавок, в отсутствие инсулина резко снижается поглощение глюкозы на периферии, так что лишь очень небольшие количества глюкозы утилизируются печенью, мышцами и жировой тканью.

Если уровень глюкозы в крови превышает так называемый «почечный порог» (способность почек удерживать глюкозу в крови), который находится примерно на уровне 180 мг/(10 ммоль/л), глюкоза вместе с электролитами попадает в мочу. Следствием этого является ПОЛИУРИЯ (как результат осмотического диуреза). Потеря жидкости с мочой, которая может достигать 3-6 л в сутки, вызывает ВНУТРИКЛЕТОЧНУЮ ДЕГИДРАТАЦИЮ И ПОЛИДИПЕПСИЮ (ЖАЖДУ).При уменьшении внутрисосудистого объема крови снижается АД и увеличивается гематокрит.

Кроме того, недостаток инсулина приводит к нарушению БЕЛКОВОГО ОБМЕНА. Стимуляция глюконеогенеза глюкагоном (при дефиците инсулина) приводит к использованию аминокослот (аланина) для синтеза глюкозы в печени. Источником образования аминокислот является подвергающийся усиленному распаду тканей белок. Поскольку в процессе глюконеогенеза используется аминокислота АЛАНИН, то в крови повышается содержание аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин), утилизация которых мышцами для синтеза белка также снижается. Таким образом, у больных наряду с гиппергликемией возникает и АМИНОЦИДЕМИЯ. Повышенный расход тканевого белка и аминокислот сопровождается отрицательным азотистым балансом. Эти катаболические процессы обусловливают ПОВЫШЕННУЮ УТОМЛЯЕМОСТЬ, ПОХУДАНИЕ, МЫШЕЧНУЮ СЛАБОСТЬ.

В условиях дефицита инсулина основными энергетическими субстратами мышечной ткани являются СЖК, которые образуются в жировой ткани в результате усиления ЛИПОЛИЗА – ГИДРОЛИЗА ТГ. Стимуляция липолиза в результате активации гормоночувствительной липазы вызывает повышенное поступление в кровоток и печень СЖК и глицерина. Когда их количество превышает линосинтетическую способность печени, СЖК начинают включаться в кетогенез.

Образующиеся кетоновые тела частично утилизируются мышцами и клетками ЦНС, способствуя кетоацидозу, снижению рН и тканевой гипоксии. Частично СЖК в печени используются для синтеза ТГ, которые вызывают ЖИРОВУЮ ИНФИЛЬТРАЦИЮ ПЕЧЕНИ, а также поступают в кровь, чем объясняется часто наблюдаемая у больных гиперглицеридемия и повышение СЖК (гиперлипидемия).

В отличие от состояния голодания у здорового человека, при котором образование СЖК из жировых депо не превышает энергетической потребности мышечной ткани, во время острой тяжелой инсулиновой недостаточности происходит массивное неконтролируемое расщепление собственных жиров.

Под влиянием разблокированной секреции глюкагона возникает, с одной стороны, угнетение гликолиза (ингибирование фосфофруктокиназы) и, таким образом, поворот обмена веществ на путь глюконеогенеза, а с другой стороны, уменьшается количество конечных продуктов гликолиза, которых уже не хватает для синтеза жирных кислот. Снижение концентрации малонил-кофермента А стимулирует или разблокирует кетогенез в митохондриях, что ведет к усиленному образованию БЕТА-ОКСИБУТИРАТА, АЦЕТОАЦЕТАТА и АЦЕТОНА. Так как мышцы используют лишь часть кетоновых тел для покрытия потребности в энергии, то после истощения буферного резерва почек кислотно-основное равновесие нарушается, возникает метаболический ацидоз и гипервентиляция, то естьКЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, сопровождающееся РЕЗКОЙ СЛAБОСТЬЮ, ТОШНОТОЙ, РВОТОЙ и ЗАПАХОМ АЦЕТОНА, вплоть до КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.