Здавалка
Главная | Обратная связь

На английском языке



СИЛЛАБУС

По дисциплине – Основы психологии ОР 1219

Для специальности: 051301 - «Общая медицина», 051302 - «Стоматология»

Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии

 

Курс – первый Семестр – первый, второй

 

Лекции 3 часов

 

Практические

(семинарские) занятия 12 часов

 

Самостоятельная

работа студентов под руководством

преподавателя (СРСП) 15 часов

 

Всего аудиторных 30 часов

 

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС)

24 часа

 

Форма контроля диф. зачет

 

Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной профессором Асимовом М.А., ст. преп. Мардановой Ш.С., ст. преп. Алибаева Р.Н., преп. Переборова Ю.В.

 

Обсужден и утвержден на заседании кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии

 

 

«____» __________2012 г. протокол № _____

 

 

Зав. кафедрой Асимов М.А.

 

 

 

1.Общие сведения:

Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии

Дисциплина, код дисциплины: Основы психологии - ОП1219

Специальность: 051301 - «Общая медицина», 051302 - «Стоматология»

Объем учебных часов (кредитов) - 54 ч.

Курс и семестр изучения: первый курс, семестр первый

Сведения о преподавателях.

Ф.И.О. Должность степень
Асимов Марат Абубакриевич профессор д.м.н.
Кожамжарова Куляш Омирзаковна ст. преподаватель  
Марданова Шолпан Сапаровна ст. преподаватель  
Ерназарова Салтанат Толентаевна ст. преподаватель  
Алибаева Рауан Нургалиевна ст. преподаватель  
Шайхина Еркетай Тлектесовна ст.преподаватель  
Жаканова Тоты Аманкасовна преподаватель  
Кашаганова Кулжамал Тугелбаевна преподаватель  
Абсатарова Гулбану Пернекуловна преподаватель  
Мадалиева Саниям Хакимовна преподаватель  
Переборова Юлия Владимировна преподаватель  
Кудайбергенова Айжан Жаханбаевна оқытушы  

Контактная информация:

Адрес: ул. Толе би 92, ауд. 26 тел. 92-69-86 вн. 251.

Политика учебной дисциплины.

Общие требования, предъявляемые к студентам:

1. Студент обязан посещать все занятия по расписанию.

2. Студент должен выполнять все условия текущего, рубежного и итогового контролей.

3. В конце изучения дисциплины студент должен сдать дифференцированный зачет.

4. Наличие чистого, белого халата.

Штрафные меры к студентам:

- В случае наличия двух и более пропусков занятий, а также не выполнении всего объема СРС студент не допускается к сдаче дифференцированного зачета.

Программа

Введение

Психология - фундаментальная дисциплина, закладывающая основы целостного мировоззрения. Психология изучает психические процессы в норме, структуру и строение личности, особенности межличностных отношений. Знание психологии важно для будущего врача в связи с постоянным общением с людьми, необходимостью оценки и коррекции психических процессов, изменяющихся у больного человека.

Цель дисциплины: формирование понимания основных закономерностей процесса развития психики в онтогенезе, изучение механизмов психической деятельности, формирование

представления о психологии как о комплексной гуманитарной дисциплине, получение навыков общей и медицинской культуры, психогигиенического отношения к личности.

Задачи обучения:

  • Формирование понятия о психологической науке и её месте в системе общественных и гуманитарных дисциплин
  • формирование знаний об основных психических явлениях;
  • получение понятий об основных психических процессах (восприятии, памяти, внимании, интеллекте, мышлении)
  • получение понятия об основных психических состояниях и свойствах личности
  • формирование умения анализировать психические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;
  • выработка навыков психологического самоанализа, самопознания и эффективного общения.

Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать:

· основные этапы развития психологии и её важнейших отраслей

· основные закономерности психических явлений и процессов

· основные методы исследования психических функций

· основы психологии познавательных процессов;

· функции сознания, структуры самосознания;

· основы психологии эмоциональных и волевых процессов;

· психологическую структуру личности;

· типы темперамента, типы характера, виды акцентуаций личности;

· особенности межличностных отношений, уровни, средства и виды общения.

Уметь:

· анализировать психологические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;

· оценивать психологическое состояние и поведение, свойства личности при коммуникациях в социуме и медицинской среде.

Владеть навыками

· межличностного общения

· использования знаний психологии личности, методов самоанализа, самооценки, самопознания

Пререквизиты дисциплины:школьный курс биологии.

Постреквизиты дисциплины: коммуникативные навыки, введение в клинику, неврология, психиатрия, наркология, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, скорая неотложная медицинская помощь.

Краткое содержание дисциплины. Предмет и задачи психологии. Методы исследования в психологии. Познавательные психические процессы. Сознание и самосознание. Эмоциональные и волевые состояния. Личность и индивидуальность. Психический склад личности. Личность и межличностное общение.

Тематический план лекций

Тема Методы проведения лекции Количество часов
Предмет и задачи психологии. Становление психологии как науки. Лекция
Познавательные психические процессы Обзорная лекция
Психические состояния, психические свойства Обзорная лекция

Тематический план практических занятий

Тема Методы проведения занятия Количество часов
Предмет и задачи психологии. работа в малых группах
Психика, развитие психики разбор темы
Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие. работа в малых группах
Психические процессы память и внимание. Теории памяти. Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова. решение ситуационных задач
Психические процессы мышление, речь и воображение. фронтальный и индивидуальный опрос
Психические состояния чувства и эмоции Теории, виды и механизмы чувств и эмоций. фронтальный и индивидуальный опрос
Воля. Структура воли работа в малых группах
Темперамент и характер. Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову. решение ситуационных задач
Способности. Уровни и особенности развития спобностей. работа в малых группах
Личность и структура личности. Личность и индивидуальность письменный опрос
Конфликты Способы разрешения конфликтов. фронтальный и индивидуальный опрос
Общение. Средства, уровни и виды общения. работа в малых группах
  Рубежный контроль  

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРСП)

Темы Форма проведения работы Количество часов
1. Становление психологии как науки. составление структурно-логической схемы
2. Сознание и самосознание. просмотр фильма по теме
3. Этап чувственного познания: ощущения, восприятие. Презентация
4. Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова. написание реферата
5. Теории памяти. просмотр фильма по теме
6. Психические процессы мышление, речь и воображение. составление структурно-логической схемы
7. Этапы развития речи и мышления составление структурно-логической схемы
8. Концепции интеллекта. Интеллект как предмет психодиагностики. написание ситуативных задач
9. Эмоциональные и волевые состояния. Презентация
10. Теории, виды и механизмы эмоций. составление структурно-логической схемы
11. Способы разрешения конфликтов написание реферата или структурно-логической схемы
12. Темперамент и характер. Способности. составление структурно-логической схемы
Иерархия потребностей и принципы мотивации по А. Маслоу. Презентация
Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову. составление структурно-логической схемы
Общение. составление структурно-логической схемы
  Всего часов  

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)

Темы Форма проведения работы Количество Часов
1. Становление психологии как науки. составление структурно-логической схемы
2. Сознание и самосознание. просмотр фильма по теме
3. Этап чувственного познания: ощущения, восприятие. Презентация
4. Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова. написание реферата
5. Теории памяти. просмотр фильма по теме
6. Психические процессы мышление, речь и воображение. составление структурно-логической схемы
7. Воображение. составление структурно-логической схемы
8. Этапы развития речи и мышления написание ситуативных задач
9. Концепции интеллекта. Интеллект как предмет психодиагностики. Презентация
10. Эмоциональные и волевые состояния. составление структурно-логической схемы
11. Теории, виды и механизмы эмоций. написание реферата или структурно-логической схемы
12. Личность и индивидуальность написание методической разработки
Способы разрешения конфликтов Презентация
Темперамент и характер. Способности.  
Иерархия потребностей и принципы мотивации по А. Маслоу. составление структурно-логической схемы
Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову. составление структурно-логической схемы
Общение. Презентация
  Количество часов  

Разделы дисциплины

№ Раздела психологии Тема
Предмет, задачи и методы психологии
Познавательные психические процессы.
Сознание и самосознание
Эмоциональные и волевые состояния.
Личность. Структура личности.
Общение.

 

Оценка компетенций по дисциплине «Основы психологии» Тематический план лекций.

№ лекции Тема лекции Оцениваемые компетенции
Знания Практические Навыки Коммуникативные навыки Правовая Компетенция Саморазвитие
Предмет и задачи психологии. Становление психологии как науки. формирование у студентов знаний о психических явлениях, их классификации. Умение различать психические процессы, психические состояния и психические свойства; Умение: - презентовать себя; -представиться; -производить благоприятное впечатление; - навык уважительного отношения к собеседнику. Закон РК «Об образовании». -самостоятельно работать с современной литературой, электронными носителями информации.
Познавательные психические процессы Формирование у студентов знаний об основных характеристиках познавательных процессов. Уметь: - различать виды и свойства психических процессов; - осознанно применять знания о психических процессах в практической и профессиональной деятельности Умение: - слушать; - наблюдать. - навык уважительного отношения к собеседнику.     Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». -самостоятельно работать с современной литературой, электронными носителями информации.
Психические состояния, психические свойства Формирование у студентов знаний о: памяти, внимании, видах памяти, внимания. Применять на практике полученные знания о психических процессах. Умение: - слушать; - наблюдать; - навык уважительного отношения к собеседнику. Закон РК «Об образовании». самоанализ, самооценка студентов

Методический план практических занятий.

№ занятия Тема занятия Оцениваемые компетенции  
Знания Практические навыки Коммуникативные навыки Правовая компетенция Саморазвитие  
Предмет и задачи психологии. формирование у студентов знаний о психических явлениях, их классификации. Умение различать психические процессы, психические состояния и психические свойства; Умение: - презентовать себя; -представиться; -производить благоприятное впечатление. - Знание основных положений Конституции РК (1995), правовых законодательных актов. Формировать навык по самостоятельному поиску информации;    
Психика, развитие психики формирование у студентов знаний о психических явлениях, их классификации. Умение различать психические процессы, психические состояния и психические свойства; Умение: - презентовать себя; -представиться; -производить благоприятное впечатление. - Знание основных положений Конституции РК (1995), правовых законодательных актов. Формировать навык по самостоятельному поиску информации;    
Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие. Формирование у студентов знаний о познавательных психических процессах: - ощущении; -восприятии; -памяти; -внимании, видах, свойствах, физиологических основах. Умение на практике применять методики исследования ощущения, восприятия, внимания, память. Умение: - подстраиваться к контакту с пациентом по позе, жестам, интонации, тембру голоса и т.д.; - в доступной форме передавать информацию собеседнику; - говорить используя термины и слова в соответствии с образованием и интеллектуальным уровнем.   - Закон об образовании; - Закон о СМИ. Формирование навыков по: Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального; - написание эссе, тезиса.    
Психические процессы память и внимание. Теории памяти. Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова. Формирование у студентов знаний о: памяти, внимании, видах памяти, внимания. Применять на практике полученные знания о психических процессах. Умение: - в доступной форме передавать информацию собеседнику; - говорить используя термины и слова в соответствии с образованием и интеллектуальным уровнем. - Закон о политических партиях; Закон об образовании; - Закон о СМИ. Формирование навыков по: Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального; - написание эссе, тезиса.    
Психические процессы мышление, речь и воображение. Формирование у студентов знаний о видах, формах мышления, воображения, речи. Умение: -различать виды, формы, операции мышления; -исследовать мышления, речь и воображения с целью развития.   - Говорить просто, доходчиво, внятно, без излишнего использования медицинских терминов; - активно слушать, выделяя характерные, часто повторяемые ключевые слова собеседника; - определить связь между устной информацией собеседника и его невербальным проявлением; - внушать доверие к излагаемой информации. - Закон «О языке в РК». - готовить научные доклады и презентации; - развитие учебно-профессиональной, научно-профессиональной речи, логики мышления на основе текстов по специальности.  
Психические состояния чувства и эмоции Теории, виды и механизмы чувств и эмоций. Формирование у студентов знаний о роли, функциях, свойствах и видах эмоций.   Умение: - осознанно применять знания об эмоциональных состояниях и структуры волевого акта на практике; - отличать эмоции от чувств; - управлять эмоциями. - проявлять эмпатию; - умение встречаться с чувствами другого человека; - умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте; --успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке.   -Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». - Экологический кодек;   - Развития навыков регуляции эмоциональных состояний; - способствовать установление благоприятному психологическому климату в коллективе (безопасное выражение своих мыслей, прозрачность и открытость взаимоотношений)  
Воля. Структура воли Формирование у студентов знаний о структуре волевого акта Умение: - осознанно применять знания об эмоциональных состояниях и структуры волевого акта на практике;   - проявлять эмпатию; - умение встречаться с чувствами другого человека; - умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте; --успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке. -Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». - Экологический кодек;   - Развития навыков регуляции эмоциональных состояний; - способствовать установление благоприятному психологическому климату в коллективе (безопасное выражение своих мыслей, прозрачность и открытость взаимоотношений)  
Темперамент и характер. Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову. Формирование у студентов знаний о темпераменте, видах темперамента, характере. Умение: - осознанно применять знания о темпераменте и типах темперамента - отличать типы темперамента.     - проявлять эмпатию; - умение встречаться с чувствами другого человека; - умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте; --успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке. - Закон об образовании; - Закон о СМИ. Формирование навыков по: Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального; - написание эссе, тезиса  
Способности. Уровни и особенности развития спобностей. Формирование у студентов знаний о уровнях развития спасобностей Умение: - осознанно применять знания о природе человечиских способностей на практике - проявлять эмпатию; - умение встречаться с чувствами другого человека; - умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте; --успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке. -Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». - Экологический кодек;   - Развития навыков регуляции эмоциональных состояний; - способствовать установление благоприятному психологическому климату в коллективе (безопасное выражение своих мыслей, прозрачность и открытость взаимоотношений)  
Личность и структура личности. :формирование у студентов знаний о структуре личности, современных теориях личности. - Умения определять с помощью психодиагностических методик типы людей по емперамент, характеру, мотивационный компонент     - Навык устанавливать контакт между врачом и пациентом, родственниками больного, посетителями с учетом их индивидуальных особенностей; - устанавливать визуальный контакт, учитывая этнические особенности пациента; - Обращаться к пациенту по имени, отчеству, в зависимости от возраста, статуса и желания пациента. -Закон о семье и браке; - Закон о труде;   -Постоянно развивать свой общекультурный и профессиональный уровень; - написание эссе, тезиса,    
Конфликты Способы разрешения конфликтов. формирование у студентов знаний о конфликтах, структуре, способах их разрешения. умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации.   Умение: - беспристрастно анализировать ситуацию; - рассматривать ситуацию с точки зрения оппонента; - уважать противоположную точку зрения , не проявляя негативного невербального проявления. - Закон РК «О собственности»;   - развитие конфликтоустойчивости. - развитие толерантного отношения к другим людям.      
Общение. Формирование у студентов знаний о видах, уровнях, функциях общения.   Навык эффективного общения в ситуациях профессионального взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности будущих медицинских сестер. -подстраиваться к контакту с пациентом по позе, жестам, интонации, тембру голоса и т.д.; - использовать техники: выяснения, перефразирования, резюмирования, -выслушивать пациента до конца и полностью, проявляя сочувствие и интерес к пациенту;     Основные законодательные акты в области охраны окружающей среды, охраны здоровья населения РК, в особенности детского населения, беременных женщин, подростков, в т.ч. в зонах экологического неблагополучия. Формировать навык по самостоятельному поиску информации; - стремление к непрерывному повышению знаний в течение жизни; -участие в работе научного студенческого кружка; - написание эссе, тезиса, -оформление портфолио.  
                 

Методы обучения и преподавания: формы проведения лекций, практических занятий, СРС;

  • Чтение обзорных и проблемных лекций
  • Проведение практических занятий: проведение психологического эксперимента, работа с личностными опросниками, обсуждение результатов.

Работа в малых группах: применение метода проблемно-ориентированного обучения.

Проведение групповых тренингов: отработка определенных умений и навыков

  • Формы организации СРСП: консультации по теме, семинары, дискуссии, самостоятельная работа с психологическими тестами, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль.
  • Формы организации СРС: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, составление тестов, подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, рецензирование научных статей и перекрестное рецензирование студенческих рефератов, подготовка презентаций, подготовка таблиц-схем, стендов, демонстрационного материала

Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий и/или рубежный контроль:тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, коллоквиум

Итоговый контроль дифференцированный зачёт, сочетающий устное собеседование и компьютерное тестирование.

Рекомендуемая литература:

На русском языке:

Основная:

1. Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС,2000-2001.

2. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», СПб, 2007.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Уч. д/вузов, 2007.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, Ростов-на-Дону, 2003

6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2003.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

2. Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга, М: Изд-во "Ось-89", 1999.

3. Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», СПб, 2001.

4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. пос., 2004

5. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.

6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. Москва, Academ’a, 2005.

На казахском языке:

Основная:

1. Жарыкбаев К. Б. Жантану негіздері. Алматы, 2002

2. Сабет Бап - Баба. Жантану негіздері. Алматы, 2001

Дополнительная:

1. Елікбаев Н. Психология. Алматы: База университеті;1992.

2. Илешева Р. Медицинская психология. Алматы, 1994, Санат.

На английском языке

1. Michael J., Goldshtein, Bruse L., Baker, and K. Jamison Abnormal Psychology: experience, origins, and intervtntion. 1986.

Robert S. Feldman. Understanding Psychology. 1990, 1987 by McGraw – Hill Inc.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.