Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина тел. 31–75-88, кафедра 731
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.СЕЙФУЛЛИНА
УТВЕРЖДАЮ
Декан экономического факультета
____________ Исмаилова А.С.
«____» ______________ 2015 г.
ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине: экономическая теория
образовательная программа: бакалавриат
для специальности: Экономическое направление
для группы специальностей: 5В050700 – «Менеджмент», 5В050800 – «Учет и аудит», 5В050900 – «Финансы», 5В050600 - «Экономика», 5В051100 - «Маркетинг»
Астана 2015
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании ____________________________________________________________________________________________________________________________
(название типовой программы дисциплины, кем и когда утверждена)
для высших учебных заведений для специальности (направления) ________________________________________________________________________________________________________________________________
(код и наименование)
и в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным _________________________________________
(число, месяц, год)
Рассмотрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование кафедры)
___________________________, протокол № ______.
(число, месяц, год)
Заведующий кафедрой
_________________________ ______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Рекомендована методической комиссией __________________________ _______________________________ факультета ________________________
(число, месяц, год)
протокол № ____
Председатель МК
__________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
1. ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Лектор - магистр, старший преподаватель Ержанова Алия Асхатовна
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина тел. 31–75-88, кафедра 731
Приемные часы: по расписанию занятий на кафедре, аудитории 724, 731, 630.
2. ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ
· Экономическая теория - общеобразовательный цикл и базовая дисциплина, 3 модуль общеобразовательной программы, ООД/ОК
· курс –1;
· количество кредитов – 2;
· лекционных часов – 15;
· практических часов 15;
· семестр – 1;
· место проведения – кафедра экономической теории и права
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Недели семестра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| всего
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-
ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРСП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА
· история;
4. ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА
· микроэкономика;
· макроэкономика;
· государственное регулирование экономики;
· международная экономика.
5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
Цель изучения. Роль экономической теории в развитии общества огромна. Экономическая теория является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических наук и, в отличие от них, не просто описывает экономические явления и процессы, а показывает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрывает систему экономических явлений, процессов и законов.
Экономическая теория как учебная дисциплина – это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на истину в последней инстанции. Экономическая теория имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, изучение курса экономической теории дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать. Поэтому целью курса экономической теории является изучение студентами основных понятий, принципов и закономерностей развития рыночной экономики как основного фактора благополучия страны и общества в целом.
Задача курса:
1. Знать основные понятия экономической теории и сформировать у студентов целостное представление об экономической теории как науке;
2. Приобрести навыки научно – исследовательской работы в области дисциплины «Экономическая теория»;
3.Оценить наилучшие теоретические и методологические подходы в области экономической теории и использовать полученные знания на практике, а также при изучении специальных дисциплин по экономике, управлению, финансам и т.д.
Ожидаемые результаты.В процессе изучения курса «Экономическая теория» студент должен овладеть навыками работы с экономической литературой.
А.Умение на практике использовать основные понятия экономической теории, знание основных событий в истории развития экономической мысли, умение анализировать отдельные процессы экономики, устанавливать взаимосвязи между этими явлениями, определять свойства субъектов экономики.
В.Приобретение навыков работы со схемами, тестовыми заданиями и по решению задач; уметь давать рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д.
С.На основе анализа экономических явлений процессов уметь разрабатывать направления перспективного развития экономики; уметь разрабатывать конкретные принципы и способы рационального хозяйства.
Д.Формирование чувства уважения к экономическим ценностям нашей страны.
Е.Умение анализировать основные проблемы казахстанской экономики, формирование у студентов экономической культуры, логики, основных понятий о рынке.
К концу курса студенты должны знать:
¾ иметь системное представление о структурах и тенденциях развития казахстанской и мировой экономик;
¾ понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
¾ теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
¾ принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
¾ выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
¾ систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
¾ использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
¾ разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйствен-ных решений;
¾ критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
¾ уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6.1.Перечень лекционных занятий
Наименование темы
| Объем, час
| Литература
| Текущий контроль, балл
| Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества.
1.Предмет, цели и задачи экономической теории. Основные экономические понятия
2.Основные направления развития экономической теории.
3.Методы изучения экономических процессов
| 1 час
| О.Л. – 6, 9, 10
Д.Л. – 11, 23
| 0,5
| Тема 2. Основы общественного производства.
1.Значение производства, его структура и результаты.
2.Воспроизводство: фазы, виды, типы.
3.Типы экономических систем.
| 1 час
| О.Л. – 9, 10
Д.Л. – 13, 15
| 0,5
| Тема 3.Отношения собственности и их роль в экономике.
1.Сущность собственности в экономической системе и ее виды.
2.Экономическое и правовое содержание собственности.
3.Разгосударствление и приватизация.
| 1 час
| О.Л. – 6, 9, 10
Д.Л. – 11, 17, 23
| 0,5
| Тема 4.Формы общественного хозяйства.
1. Натуральное хозяйство, его эволюция.
2.Товарное хозяйство: сущность, условия и причины возникновения.
3.Возникновение, сущность и функции денег.
| 1 час
| О.Л. – 5, 6, 10
Д.Л. – 11, 16, 23
| 0,5
| Тема 5. Рынок и конкуренция
1.Функции и роль рынка в общественном производстве
2.Виды рынка
3.Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
| 1 час
| О.Л. – 7, 9, 10
Д.Л. – 18, 20, 22
| 0,5
| Тема 6. Основы теории спроса и предложения.
1.Спрос как неотъемлемый элемент рынка. Факторы, влияющие на спрос
2.Предложение-элемент рынка. Факторы, влияющие на изменение предложения
3.Рыночное равновесие и его виды.
4.Теория потребительского поведения.
| 1 час
| О.Л. – 7, 9
Д.Л. – 16, 22, 23
| 0,5
| Тема 7. Основы теории индивидуального воспроизводства
1.Сущность предпринимательства, его характерные черты.
2.Предприятие: сущность и формы
3.Производственная функция
| 1 час
| О.Л. – 5, 7, 9
Д.Л. –11, 13, 19, 21
| 0,5
| Тема 8. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.
1.Капитал: сущность и формы.
2.Основной и оборотный капитал.
3.Инвестиции как источник финансирования производственных фондов. Виды инвестиций.
| 1 час
| О.Л. – 5, 9, 10
Д.Л. – 14, 16
| 0,5
| Тема 9. Издержки и доход предприятия (фирмы). Рынки факторов производства
1.Издержки производства и их виды.
2.Доход и его виды.
3. Доходы от факторов производства.
| 1 час
| О.Л. – 6, 7, 9
Д.Л. – 13, 23
| 0,5
| Тема 10. Национальная экономика как система.
1.Понятие национальной экономики.
2.Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.
3.ГРЭ: цели, функции, инструменты.
| 1 час
| О.Л. – 8,10
Д.Л. – 12, 13, 16
| 0,5
| Тема 11. Макроэкономическое равновесие.
1. Совокупный спрос и совокупное предложение.
2.МЭР и его модели.
3.Инвестиции и их функциональная роль.
| 1 час
| О.Л. – 8, 9
Д.Л. – 12, 22, 23
| 0,5
| Тема 12. Экономический рост и цикличность рыночной экономики.
1.Сущность, факторы и типы экономического роста
2.Причины циклических колебаний. Фазы и виды циклов.
3.Аграрные кризисы, их отличие от промышленных.
| 1 час
| О.Л. – 6,7, 8
Д.Л. – 12, 23
| 0,5
| Тема 13. Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности.
1.Содержание понятий занятость и безработица.
2.Причины и формы безработицы.
3.Причины и виды инфляции.
| 1 час
| О.Л. – 1,2, 3, 4
Д.Л. – 12, 13
| 0,5
| Тема 14. Основные направления экономической политики.
1.Цели и инструменты экономической политики.
2.Денежно-кредитная политика и ее инструменты.
3.Бюджетно-налоговая политика в РК.
4.Государственный бюджет: понятие и структура.
| 1 час
| О.Л. – 1, 2, 3, 4
Д.Л. – 12, 22, 23
| 0,5
| Тема15.Международные аспекты экономической теории
1.Сущность и формы МЭО
2.Международные организации и интеграционные объединения в современном мире
| 1 час
| О.Л. – 1, 2, 3, 4
Д.Л. –11, 12, 23
| 0,5
|
6.2.Перечень практических занятий
Наименование темы
| Объем, час
| Литература
| Текущий контроль, балл
| Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества
1.Основные экономические понятия и задачи экономики.
2.Экономические школы и их различия.
3.Функции экономической теории.
| 1 час
| О.Л. – 6, 9, 10
Д.Л. – 11, 23
| 1 балл
| Тема 2. Основы общественного производства
1.Значение производства в жизни общества.
2.Структура и результаты общественного производства
3.Типы экономических систем
| 1 час
| О.Л. – 9, 10
Д.Л. – 13, 15
| 1 балл
| Тема 3.Отношения собственности и их роль в экономике
1.Объективная необходимость многообразия форм собственности.
2.Объекты и субъекты собственности.
3.Преобразование отношений собственности в РК.
| 1 час
| О.Л. – 6, 9, 10
Д.Л. – 11, 17, 23
| 1 балл
| Тема 4. Формы общественного хозяйства
1.Основные черты натурального хозяйства.
2.Условия возникновения товарного хозяйства.
3.Сущность и функции денег.
| 1 час
| О.Л. – 5, 6, 10
Д.Л. – 11, 16, 23
| 1 балл
| Тема 5. Рынок и конкуренция
1.Структура рынка и его классификация
2.Конкуренция: понятие и виды
3.Инфраструктура рынка
| 1 час
| О.Л. – 7, 9, 10
Д.Л. – 18, 20, 22
| 0,5
| Тема 6. Основы теории спроса и предложения.
1.Спрос и предложение как элементы рынка. Факторы, влияющие на спрос и предложение
2.Рыночное равновесие и его виды
3.Эластичность спроса и предложения
4.Теория потребительского поведения.
| 1 час
| О.Л. – 7, 9
Д.Л. – 16, 22, 23
| 0,5
| Тема 7. Основы теории индивидуального воспроизводства
1.Сущность и виды предпринимательской деятельности
2.Классификация фирм и их роль в экономике
3.Развитие предпринимательства в Казахстане
| 1 час
| О.Л. – 5, 7, 9
Д.Л. –11, 13, 19, 21
| 0,5
| Тема 8. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.
1.Стадии и формы кругооборота и оборота капитала.
2.Виды износа основного капитала.
3.Сущность и структура инвестиций. Основные факторы, влияющие на инвестирование.
| 1 час
| О.Л. – 5, 9, 10
Д.Л. – 14, 16
| 0,5
| Тема 9. Издержки и доход предприятия (фирмы). Рынки факторов производства
1.Классификация издержек производства.
2.Прибыль предприятия, ее виды.
3.Равновесие на рынках факторов производства.
| 1 час
| О.Л. – 6, 7, 9
Д.Л. – 13, 23
| 0,5
| Тема 10. Национальная экономика как система.
1.Структура национальной экономики.
2.Система национальных счетов и ее структура.
3.Основные модели ГРЭ
| 1 час
| О.Л. – 8,10
Д.Л. – 12, 13, 16
| 0,5
| Тема 11. Макроэкономическое равновесие.
1.Классическая теория МЭР.
2.Кейнсианский анализ потребления и сбережения
3.Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
| 1 час
| О.Л. – 8, 9
Д.Л. – 12, 22, 23
| 0,5
| Тема 12. Экономический рост и цикличность рыночной экономики.
1.Понятие экономического роста, его измерение.
2.Экономический цикл и его разновидности
3.Кризис: сущность, причины и социально-экономические последствия.
| 1 час
| О.Л. – 6,7, 8
Д.Л. – 12, 23
| 0,5
| Тема 13. Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности.
1.Содержание понятий занятость и безработица
2.Специфические формы и причины безработицы
3.Экономические и социальные последствия инфляции.
| 1 час
| О.Л. – 1,2, 3, 4
Д.Л. – 12, 13
| 0,5
| Тема 14. Основные направления экономической политики.
1.Сущность и формы кредита.
2.Сущность и структура финансовой системы.
3.Принципы и формы налогообложения.
4.Бюджетный дефицит и государственный долг.
5.Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели
| 1 час
| О.Л. – 1, 2, 3, 4
Д.Л. – 12, 22, 23
| 0,5
| Тема15.Международные аспекты экономической теории
1.Сущность мирового хозяйства
2.Место РК в системе мирового хозяйства
3.Пути обеспечения конкурентоспособности национальной экономики РК
| 1 час
| О.Л. – 1, 2, 3, 4
Д.Л. –11, 12, 23
| 0,5
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|