Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3. Организация: сущность, черты, структура, виды, среда функционирования



 

3.1. Организация: сущность, структура, черты, виды

Организация- группа людей, деятельность кото­рых сознательно координируется для достижения общей цели или це­лей.

Организация - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой миссией, целью, смыслом.

Ресурсы организации: финансовые; материальные; людские; информационные; временные.

Управление- процесс распределения и движения ресурсов организации с заданной целью в соответствии с планом и непрерывным контролем результатов работ.

Требования к организации:

1. Наличие минимум двух людей, которые считают себя частью одной группы.

2. Наличие хотя бы одной цели.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Виды организаций:

· формаль­ные организации - они созданы по воле людей, возглавляются руководителями, добиваются общественно значимых целей, имеют структуру, Устав, регистрацию.

· неформаль­ные организации – люди группируются вокруг одного (чем-то выделяющегося) человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом, образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий, увлечений.

· простые организации - имеют одну цель.

· сложные организации-многоцелевые.

Основные черты организации:

- взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и куда сбывает произведенные товары (услуги). Внешняя среда - множество факторов, оказывающих влияние на все, что происходит внутри организации (экономические условия, потребители, конкурирующие организации, техника и технология…).

- разделение тру­да - разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали («горизонтальное разделение труда»), для чего создаются подразделения, за которыми закрепляются присущие им функции (задачи) и которые добиваются своих целей (про­изводственный отдел, бухгалтерия, финансовый отдел…). Отделы и службы - группы людей с на­правленной координацией деятельности для достижения общих це­лей. Координация - следствие разделения труда по вертикали, по сути, это управление.

- управление.

Эффективность деятельности организации характеризуется показателями: доля рынка, объем продаж, величина товарооборота и т.д., т.е. результатами, отражающими достижения организации во взаимосвязи с рыночной средой.

Достижение целей зависит от способности организации быстро адаптироваться к динамичным внешним условиям, от гибкости производственного процесса и его мобильности, от уровня себестоимости выпускаемой продукции (предлагаемых услуг) и т.п.

Виды эффективности деятельности организации:

- внешняя эффективность - эффективность использования внешних возможностей организации по своевременному удовлетворению запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг.

- внутренняя эффективность - эффективность использования ее внутренних возможностей, т.е. оптимальное использование ресурсов организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, вотчина «классического» менеджмента.

Свойства организации: открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, адаптируемость, развиваемость, выживаемость, иерархичность.

Менеджмент существует для того, чтобы развивать организацию.

3.2. Внешняя среда организации

Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов:

· рынок, с его предложениями и запросами,

· акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности,

· правительство с его налоговыми и законодательными требованиями,

· партнеры, по отношению к которым, организация имеет свои обязательства,

· меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников,

· деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов и т.п.

Среда влияет на деятельность организации, а руководитель должен учитывать это, в постоянно меняющихся условиях. Поэтому, можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.

В результате равномерного перехода внешней среды из «спокойного» состояния в изменчивое, произошли глобальные изменения основных экономических показателей среды:

· резкое сокращение жизненных циклов и усложнение товаров;

· уменьшение сроков разработки товаров;

· невыгодность содержания складов;

· изменение требований к технической подсистеме организации;

· изменение отношений заказчик-изготовитель (уверенность в компетентности);

· нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб;

· потребитель диктует требования поставщику;

· ужесточение конкурентной борьбы;

· цены не самое главное условие успеха.

Турбулентная внешняя среда предъявляет свои требования. Если менеджеры не «уловят» изменений в окружающей среде и вовремя не изменят свою организацию, то через некоторое время, прежние позиции будут проиграны более успешным конкурентам. Поэтому необходимы:

· уменьшение размеров организации,

· реорганизация,

· постоянное отслеживание ситуации во внешней среде,

· немедленная реакция на изменения внешней среды,

· введение системы производства «in time», «дзидока», «камбан» и т.п.

При «in time» производстве, части изделия изготавливаются «точно вовремя», так, что дефекты обнаруживаются сразу, а их причины устраняются немедленно по ходу перемещения заготовки от позиции к позиции, а, в идеале, вообще без попадания на склад. «Дзидока» система автономного контроля качества продукции, когда бракованное изделие нельзя произвести из-за остановки оборудования. «Камбан» - система карточек, каждое изделие в определенной последовательности попадает на место сборки и монтажа вовремя и в определенной последовательности.

Менеджмент управляет процессом трансформации, манипулирует входами и подстраивает выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.