Тема 4. Миссия организации и управление целями организации
4.1. Миссия организации В основе эффективного планирования деятельности любой организации лежит целеполагание, т.н. установка целевых ориентиров ее развития. Существует три типа целевых установок в организации: миссия, видение и цель. Потребность в определении миссии организации появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, когда руководителям необходимо было кратко охарактеризовать свою организацию, указав на ее основные отличия от других подобных организаций, когда нужно было найти исходную точку для формирования эффективной стратегии развития организации. Введение понятия «миссия организации» в широкий научный оборот обусловлено следующими основными причинами: - повысилась роль общественного и государственного контроля над деятельностью организаций; - владельцы многих преуспевающих организаций осознали, что только их личные цели или только прибыль уже не могут быть основной целью существования организации; - в условиях насыщенного рынка от каждой организации потребовалось определение ее конкретного «индивидуального имиджа»; - появилась настоятельная необходимость интеграции усилий многих подразделений и организаций на макроуровне (в регионе, стране, мировом сообществе в целом) и на микроуровне (персонала организации, поставщиков, потребителей, партнеров, инвесторов и т.п.). В научной среде существуют широкое и узкое понимание миссии организации. В первом случае под миссией организации понимают определение и формулирование философии и предназначения (смысла существования организации). Философия организации определяет основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение организации определяет те действия, которые ее руководители намереваются осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается стать. Как правило, философия организации меняется достаточно редко. Что же касается второй части миссии, то она может периодически меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации, от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Целенаправленность деятельности любой организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы и цели оказывают влияние на деятельность организации, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие ее для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные личные проблемы, повышать уровень и качество жизни своих семей; • сотрудники организации, своим трудом непосредственно осуществляющие деятельность организации, создающие и реализующие созданный продукт, получающие от организации за свой труд денежную компенсацию и решающие с ее помощью свои жизненные проблемы; • покупатели продукта организации, отдающие ей свои деньги в обмен на продукт организации и удовлетворяющие с его помощью свои желания и потребности; • деловые партнёры организации, находящиеся с ней в формальных и деловых неформальных отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации; • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации; • общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов власти, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация. Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из шести субъектов принципиально зависит от размеров организации, рода и характера ее бизнеса, места расположения и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо от того, что она собой представляет, оказывают интересы собственников и сотрудников организации, покупателей ее продукции и услуг. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей. На формирование миссии оказывают влияние следующие факторы: · история формирования и развития организации, в процессе которого вырабатывалась ее философия, формировались ее профиль и стиль деятельности, ее место на рынке и т.п.; · существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; · состояние среды функционирования организации; · ресурсы, которыми она располагает для достижения своих целей; · отличительные особенности организации. Таким образом, правильно сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится стать, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в расширенной трактовке миссии должны быть отражены следующие основные характеристики организации: · целевые ориентиры организации, отражающие те существенные задачи и цели организации, на решение и достижение которых направлена ее деятельность в долгосрочной перспективе; · сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт (услугу) организация предлагает потенциальным покупателям, и то, на каком рынке и каким способом организация осуществляет реализацию своего продукта (услуги); · философия организации, выражающая основные ценности, принципы и верования, принятые в организации; · возможности и способы осуществления деятельности организации, повышающие ее конкурентоспособность на рынке, отражающие силу организации, ее отличительные возможности для выживания и развития в долгосрочной перспективе. Перечисляются основные способы, применяемые технологии, ноу-хау и имеющееся в организации современная передовая техника. При формировании миссии организации важным является также отражение в ее содержании и форме изложения имиджа, которым она обладает. Как правило, миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет достаточно ясно отражен именно тот имидж, которым обладает данная организация. Правильно сформулированная миссия организации будет способствовать более динамичному и эффективному ее развитию. Во-первых, миссия дает хозяйствующим субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Следовательно, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении этих важных субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию чувства единения и сопричастности внутри самой организации и созданию корпоративного духа персонала, что проявляется в следующем: · миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении; · миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей личности с организацией. Для сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности; · миссия способствует установлению определенного морально-психологического климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления ее деятельности. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: · является базой для установления целей организации, обеспечивает их непротиворечивость и неконфликтность, помогает выработке эффективной стратегии развития организации, устанавливая целевую направленность и допустимые границы ее функционирования; · формулирует стандарты и критерии распределения ресурсов организации, создает определенную базу для объективной оценки степени эффективности использования ресурсов в процессе функционирования организации; · расширяет и разнообразит для работника смысл и содержание его деятельности, тем самым позволяет руководителям применять более широкий набор приемов мотивирования и стимулирования своих работников. Вместе с тем, миссия организации не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать руководителям организации. Она задает основные направления развития организации, порядок адаптации организации к процессам и явлениям, протекающим как внутри, так и за ее пределами. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно и была понятна всем хозяйствующим субъектам, взаимодействующим с организацией, и, в первую очередь, персоналу организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного ее толкования, и в то же время оставляла определенный простор для творческого и гибкого развития организации в условиях меняющейся внешней и внутренней среды ее функционирования. Теория и практика менеджмента и по сей день не выработала единого подхода к правилам и процедурам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований рыночной практики: - миссия безвременна, так как формулируется вне временных рамок; - миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации; - в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями собственников и руководства организации; - между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений и служб не должно быть противоречий. По возможности, миссия организации должна быть четкой, ясной, краткой, ориентироваться на потребности потребителя, учитывать специфику выпускаемой продукции и опираться на ее конкурентные преимущества. В качестве удачных формулировок миссий известных организаций и компаний, можно привести следующие: - Миссия сети ресторанов быстрого обслуживания «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов». - Миссия косметической фирмы MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире». - Миссия Международной общественной организации Красного Креста и Полумесяца: «Защищать беззащитных». - Миссия группы компаний «Формоза» (одни из первых российских производителей компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны». Следовательно, миссия организации – это совокупность ценностей, принципов, норм и идей, определяющих организационную культуру организации и формирующих ее репутацию. Миссия, это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, партнеров, потребителей и общества, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы, отражающая смысл существования организации и т.п. Миссия организации обязательно конкретизируется в ее целях. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то они не смогут выбрать наилучшую альтернативу своего развития из имеющихся. Таким образом, миссия детализирует статус организации и определяет направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Поэтому выбор миссииорганизациивключает ответы на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить? Вариант основных этапов формирования и реализации миссии организации представлен на рис. 3. Если миссия формулируется на неопределенное время, то видение организации разрабатывается на определенный, как правило, достаточно продолжительный срок. Видение – это понимание руководством развития организации на ближайшие 10-20 лет, более или менее конкретное представление о будущем организации, к которому она будет стремиться. Это видение может и должно быть не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы правильно сформулировать видение нужно задать себе следующие вопросы: 1) Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем? 2) Что представляет собой наш бизнес сейчас, и каким он станет в будущем? 3) Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем? 4) Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей? Рис. 3. Схема формирования и реализации миссии организации (вариант) Ответы на эти и другие вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.
4.2. Цели организации: сущность, виды, функции, взаимосвязи, требования Цель - желаемое будущее состояние реальности деятельности фирмы. Цели организации множественны: они ранжируются и устанавливаются в зависимости от текущей ситуации и условий, в которых она функционирует. Наличие целей обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Любая цель требует выбора своих ориентиров, поэтому между ориентирами, целями и стратегиями устанавливается тесная взаимосвязь. Стратегия, выработанная на высших уровнях управления, становится ориентиром и целью для низовых звеньев управления. Процесс формирования целей, как правило, проходит несколько этапов: поиск целей, анализ их реализуемости, оценка эффективности, выбор, составление плана мероприятий, реализация плана, корректировка, поиск новых целей. Обязательным элементом процесса формирования целей является проверка их на достижимость, так как деятельность организации всегда связана с внешними и внутренними ограничениями. Например, внешними ограничениями могут быть законодательные нормативы и постановления, изменения экономической конъюнктуры, политические и экологические факторы, конкуренты, уровень доходов населения и др. Внутренними ограничениями могут оказаться издержки, производственные мощности, наличие информации и управленческого потенциала, принципы фирмы, уровень рентабельности. Общие цели организации служат основой разработки целей по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений. Общие цели отражают перспективу развития организации, и они должны быть увязаны с ресурсами. Необходимо ранжирование целей по их приоритетности, т. е. устанавливается их степень важности и очередность их достижения. Цели могут быть выстроены, например, так: 1) обеспечение оптимальной рентабельности; 2) обеспечение устойчивости на рынке; 3) разработка новых видов деятельности и т.п. Процесс управления предполагает выработку специфических целей, которые разрабатываются в рамках общих целей. Среди специфических целей, например, первое место занимает определение рентабельности по каждому подразделению. И только после этого, могут ставиться такие конкретные цели, как развитие новой продукции, совершенствование технического уровня производства, определение источников финансирования, уменьшение налогообложения и т. д. Общая цель управления производством вытекает из рыночных отношений и ситуации. Каждому звену управления ставится своя цель, а цели всех звеньев объединены общей целью. Затем дается оценка сложившейся ситуации и выявляется основное препятствие, которое мешает достижению поставленной цели. После чего наступает этап выбора системы мер для достижения цели – принятия решения. Например, управление предприятием имеет целью эффективное и планомерное использование технических, экономических, организационных и социальных возможностей для обеспечения производства. Цели деятельности предприятия разрабатываются на основе изучения конъюнктуры рынка и основных направлений развития отрасли, в которую оно входит. Вместе с тем, цели выполняют ряд функций, помогая пониманию того, почему существует организация, и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Функции целей организации: · оправдывают законность существования организации; · регулируют поведение членов организации; · мотивируют и направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Выход предприятия на лидирующие позиции удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию). · снижают неопределенность, разъясняя людям, что организация преследует в своей деятельности. · помогают приспосабливаться к окружающей действительности.По целям ориентируются в своем развитии, сравнивают себя с другими, определяют соответствие предъявляемым требованиям, Типы организационных целей:официальные; оперативные; операционные. Официальные цели определяют общее назначение организации (в Уставе или Положении об организации). Они публичны, абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах. Они оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю направленность и создают организации благоприятный имидж. По ним, как правило, трудно определить, чем на самом деле занимается организация. Оперативные цели исходят из действительной политики руководства и указывают, что именно организация пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Они имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации и, как правило, мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации. Операционные цели еще более специфичны и более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют поведение руководителей и персонала и по ним дают оценку выполненной работе. Они разрабатываются до мельчайших деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам. Цели фирмы делятся на цели: · развития, стабилизации, выживания; · экономические (достигнуть определенного уровня прибыли); · количественные (увеличить объем продаж на 10%); · качественные (внести коррективы в техпроцесс); · эгоистические (повышение престижа, имиджа предприятия); · социальные (улучшение социальных условий рабочих и служащих); · экологические (устранение (снижение) ущерба окружающей среде) и т.д. Руководитель, как правило, пользуется следующими определениями целей и стратегий: -цель организации - такое состояние будущей реальности, которого она желает добиться собственными усилиями; -стратегияорганизации - комплекс политических установок оргаизации и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели. Обычно целями организации являются - развитие организации и получение хорошей прибыли, а стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Цели становятся инструментом управления, когда они определены и четко сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Формулирование целей - процесс очень сложный, поэтому качество формулировки цели определяет судьбу организации, ее успех или неудачу. Требования к постановке цели.Цели должны быть: · достижимы и реалистичны. Нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, а легко достижимые цели обладают слабой мотивацией; · конкретны (сформулирован результат); · понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы; · измеримы. Чтобы управлять, нужно измерять. Не измеряемость цели не дает возможности исполнителю определить степень прогресса в ее достижении; · обозримы.Иметь сроки исполнения; · силой, мотивирующей действия исполнителя в правильном направлении; · формулируемы и формализуемы,что повышает обязательства по отношению к цели. Устная установка целей легко забывается, а записанная и исчисляемая цель способствует сосредоточенности на ее исполнении и результативности; · совместимы,что помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость и несовместимость цели ведет к ее невыполнению, волоките, возмущению, поэтому формулирование цели может потребовать значительных усилий по согласованию, переговорам и убеждению сторон; · проверяемыми и подвергаться корректированию. Этого требуют постоянно меняющиеся внешние и внутренние факторы и обстоятельства; · связаны с системой вознаграждения. Они должны быть ценимы. Знание того, что достижение цели будет вознаграждено, помогает поддерживать эффективность деятельности организации; · количественно определены; · логичными; · иерархичны. Виды взаимосвязей между целями: * Конфликт целей: достижение одной цели затрудняет достижение другой. Снижение себестоимости и повышение качества. Достижение конфликтных целей в рамках одной организации, как правило, невозможно. * Комплиментарность целей: достижение одной цели облегчает достижение другой. Повышение качества продукции, например, способствует росту доли рынка. * Индифферентность целей: цели не оказывают существенного влияния друг на друга. Цель – «организация качества» и цель – «организация широкого ассортимента». * Иерархия целей: подчинение одних целей другим. Например, цель «определенная доля рынка» подчинена цели «определенная рентабельность фирмы». Для комплиментарных и индифферентных целей необходимо определить иерархию или приоритет (если они прямо не подчинены друг другу). Существующие ресурсы фирмы и рынок не всегда позволяют достичь всех ее цепей, поэтому стратегия должна предусматривать достижение наиболее важных из них Достижимость целей определяется руководителем в процессе разработки стратегий. Специалисты-практики советуют, когда что-то не ладится в организации, первое - проверьте, а правильно ли сформулированы цели. Тема 5. Планирование в менеджменте: сущность, цели, методология, классификация, этапы 5.1. Планирование: сущность, цели, преимущества и недостатки Планирование – процессопределения целей, путей и средств их достижения, расписанных по ресурсам, исполнителям, времени и последовательности. Необходимо помнить, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели: экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Достижение поставленной цели - определяет удовлетворение личных или коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Основная цель плана- реализованное событие. Основная задача планирования - выбор волевых ответственных целенаправленных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Следовательно, планирование: · волевое и активное воздействие на будущее; · отражение субъективного представления о будущем; · разновидность управленческой деятельности; · раскрытие целевых установок; · предполагает ответственность за его реализацию; · отражает учет условий внешней среды хозяйствования и конъюнктуру рынка; · учитывает возможности внутренней среды и имеющиеся ресурсы; · должно быть реальным (выполнимым); · определяет порядок действий исполнителей; · мотивированная схема действий персонала организации на будущее; · первопричина мотивации персонала и оценки его деятельности; · должно предусматривать резервы для непредвиденных и форс - мажорных обстоятельств; · предусматривает меры ответственности для исполнителей всех уровней; · должно отражать (в идеале) интересы всех структурных подразделений; · оформляется документально в письменной форме; · является важнейшим внутренним документом организации; · используется для установления контактов с партнерами и инвесторами; · утверждается руководством; · должно иметь возможности корректировок и адаптации деятельности организации к новым условиям, сложившимся на рынке. Следовательно, планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. План нередко сравнивают с путешествием человека на автомобиле в некий город. Цель деятельности - это достижение конечного пункта путешествия. План – это та выбранная дорога, по которой поедет автомобиль. Она выбирается из множества других и должна быть самой короткой, безопасной и удобной. Официальные законы, нормы и инструкции, регламентирующие предпринимательство, это знаки и правила дорожного движения. Умение вести машину по выбранному пути, не нарушая правил дорожного движения (действующего законодательства) целиком зависит от путешественника (руководителя). Преимущества планирования: · стремление решить поставленную задачу рационально и с меньшими затратами; · улучшение интеграции и координации действий многих исполнителей; · повышение эффективности совместных действий заинтересованных лиц; · рациональное использование ограниченных ресурсов; · возможность контроля и корректировки деятельности. Недостатки планирования: • невозможность отразить все многообразие внешних и внутренних условий; • стабильность (неизменность) принятого решения; • необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана. Причины искажения роли планирования: • авторитарность руководства организации; • субъективизм взглядов отдельных исполнителей; • неточная и неполная информация; • форс-мажорные обстоятельства; • отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей; • ошибки в экономических расчетах и т.п. План может быть выражен в письменной форме, мысленной и устной, как контур будущего, но письменный план в дальнейшем легче проконтролировать руководителям всех уровней. Следовательно,план - не цель, а эффективное cpедство достижения цели, помогающее улучшить будущее организации. 5.2. Методология планирования Методология планирования - учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, его мониторинга. Методология планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Элементы методологии планирования: 1. Принципы планирования: 1. Принцип единства -разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений, отражаемых в плановых показателях. 2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т. д. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. 3. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности, должен иметь резервы и механизм возможной корректировки показателей для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. 4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя, соответствие имеющимся ресурсам. Завышенный план не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а заниженный план создает условия для необоснованного поощрения персонала без их должных усилий. 5. Принцип участия - в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты организации, а при необходимости и специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей, что повышает степень их вовлеченности и формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ. 2. Методы планирования. Методы планирования: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический. Балансовый метод планирования предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. В планировании применяются балансы: натуральный (материальный); стоимостной; трудовой; межотраслевой. Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на достигнутые ранее результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Нормативный метод планирования (технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. Норматив - научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли (государства). Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная руководством конкретной организации. Более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Но они не всегда учитывают особенности региона или организации. В планировании используются нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, количества зрительских мест на 1000 жителей и др. Экономико-математические методы планированияхарактеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. 3. Показатели плана. Показатель плана - это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Одна из наиболее распространенных классификаций основных показателей: 1. По роли в управлении: • директивные, они обязательны для исполнения; • расчетные, необязательные для исполнения, в т. ч. те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество значительно больше директивных показателей. 2. По экономическому содержанию: • натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литpax и др.; • стоимостные, выражаются в денежной форме; • трудовые, выражаются посредством учета затрат труда. 3. По отношению к деятельности: • количественные (объемные), характеризуют объем деятельности (товарная продукция, грузооборот, торговая площадь); • качественные, характеризуют качество работы (производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность). 4. По отношению к соизмерителю: • абсолютные, выражаются суммой или количеством; • относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к базисному. Относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб. мало, о чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые 100 руб. основных и оборотных средств в организации приходится 24 руб. прибыли, что уже позволяет качественно оценить использование средств объектом хозяйствования; 5. По роли в экономической работе: • прогнозные; • плановые; • ожидаемого выполнения; • фактические. 6. По направленности: • адресные или индивидуализированные для конкретного исполнителя; • обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы. 7. По критерию математических вычислений: • объемные; • средние; • приростные; • предельные (дифференцированные); • индексные. 8. По форме отчетности: • оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью; • статистические, предусмотренные статистической отчетностью; • бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. 4. Система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План- реальный ориентир к действиям, которые требуют своего обоснования, без которого план никогда не будет реализован. Достижение целитребует продуманных, волевых, целенаправленных и ответственных действий. Меры выполнения плана включают: • развернутое описание необходимых действий; • ресурсное обеспечение; • перечень участвующих исполнителей и определение их дифференцированных задач; • сроки выполнения расчетных показателей. Меры достижения целей плана требуют обоснования организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных слагаемых. Эти слагаемые должны иметь экономическое содержание, необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. Поэтому, меры достижения целей плана включаютсмету расходов, которая может разрабатываться для отдельных структурных подразделений; в целом по организации на блок заданий плана; для отдельного исполнителя плана; на отдельное задание плана и т.п. 5.3. Классификация планов и этапы планирования Классификация планов (вариант): 1. По времени: · долгосрочные (на 10—25 лет); · среднесрочные (на 3—10 лет); · краткосрочные (на 1—3 года); · текущие (на 1 год, в том числе сезонные); · оперативные (до 1 года). 2. По объектам хозяйствования: · государственные, региональные, республиканские, областные и муниципальные; · внутрифирменные. 3. По степени определения параметров: · детерминированные (с четко определенными napаметрами); · вероятностные (с нечеткими параметрами). 4. По назначению: · директивные, обязательные для исполнения; · индикативные, т. е. рекомендованные для выполнения. На уровне организации принимаются директивные, планы, на уровне государства - индикативные. 5. По масштабности целей: · стратегические, предусматривающие достижение глобальных целей; · оперативные, предусматривающие достижение ближайших целей; · бизнес-планы, ориентированные на достижение отдельной сделки, операции, ориентированные на небольшой срок. 6. По функциям деятельности (функциональные планы): • маркетинга, в том числе сбыта; • прибыли и рентабельности; • инвестиций, в том числе долговременных материальных; • издержек производства и обращения; • персонала; • доходов; • финансов и др. Любая классификация несет в себе элемент условности. В современной практике планирования использую различные планы. Наибольшую популярность приобрели индикативные, стратегические и бизнес-планы. Порядок и последовательность разработки плана организации (этапы): 1) обоснование целей деятельности; 2) сбор информации; 3) проведение экономического анализа; 4) составление прогнозов; 5) составление планов; 6) утверждение и доведение планов до исполнителей; 7) выполнение плана исполнителями; 8) мониторинг плана. Последовательность этапов планирования может быть и иной. Например, в стратегическом планировании она может быть следующей (рис. 4). Рис. 4. Процесс стратегического планирования Процесс стратегического планирования включает: · определение миссии и целей организации; · анализ и оценка внешней среды; · анализ внутренних возможностей организации (сильные и слабые стороны); · изучение стратегических альтернатив, способствующих достижению поставленных целей и выбор стратегии; · разработка оргструктуры управления, основных принципов мотивации и контроля; · оперативное планирование и управление; · реализация стратегии; · оценка стратегии (контроль за ходом реализации стратегии и внесение в нее при необходимости соответствующих корректив). Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития организации позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежность ее персонала, обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества. Анализ и оценка внешней среды и внутренних возможностей организации – СВОТ – анализ (сильные м слабые стороны деятельности организации; риски и возможности, открывающиеся на рынке), который используется практически постоянно, поскольку позволяет соизмерять планы развития бизнеса со своими ресурсами. Разработка альтернативных стратегий развития организации дают ей возможность в случае реализации того или иного сценария развития событий действовать по четко составленному плану. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии позволяют принять осознанное решение о том, какой бизнес организации приносит ей доход. Стратегия- детальный всесторонний комплексный план мероприятий, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Группы основных стратегий: стратегии роста; стратегии ограниченного роста; стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса); комбинации из вышеперечисленных стратегий. Важно и построение организационной структуры управления, адекватной ставящимся перед компанией задачам. Выбор и оценка стратегии (контроль за ходом ее реализации и внесение корректив) - важнейшая составная часть процесса стратегического планирования. Этот этап как бы «закольцовывал» весь процесс стратегического планирования, превращая его в замкнутый цикл, в последовательный непрерывный процесс. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|