Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7. Теории мотивации



7.1. Содержательные теории мотивации

Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных целенаправленных действий. Эти силы находятся вне (стимул) и внутри человека (любит, уважает, нравится) и заставляют его осознанно или не осознанно совершать некоторые поступки.

В Великомихайловской школе Одесской области работали две учительницы младших классов – Николина Любовь Андреевна и Панова Людмила Степановна. Зарплата была невысокой и выплачивалась нередко с опозданием. В этих условиях одна из них ушла из школы и устроилась работать в другое более высокооплачиваемое место. Другая продолжала приходить в класс, потому что она любит свою работу с детства, считает, что если не она, то кто научит ее учеников писать и читать (внутренние силы), и дети не виноваты в том, что государство платит ей небольшую зарплату (внешние - стимул).

В идеальном варианте у учителей школ должна быть и достойная зарплата и желание работать с детьми, только в таком случае будет достигнут положительный результат в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Следовательно, если созданы хорошие условия труда и сотрудничества, выплачивается достойная зарплата и людям нравится выполнять свою работу, и они видят ее значимость для общества, эффективность деятельности такой организации будет достаточно высокой.

Таким образом,стимул – это рычаг, с помощью которого руководитель воздействует на персонал (уровень зарплаты, премия). Вместе с тем, один и тот же стимул действует на разных людей по-разному (повышение зарплаты важно для одинокой женщины, и не столь важно для замужней, муж которой получает большую зарплату).

Следовательно, влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Теории мотивации делятся на:

· Содержательные теории мотивации.

· Процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивациибазируются на изучении потребностей человека и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности (Абрахам Маслоу, К. Альдерфер, Фредерик Герцберг и Дэвид МакКлелланд).

* Теория мотивации по А. Маслоу (иерархия потребностей А. Маслоу).

Сущность теории сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.

В основе поведения лежат потребности человека:

физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

потребности в безопасности и уверенности в будущем: защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

потребности в уважении - в признании окружающими профессиональных и личных качеств и свойств личности и стремлении к личным достижениям,

потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Все потребности можно расположить в виде пирамиды (рис. 7), в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

В поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Потребность самовыражения и роста человека как личности никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Согласно А. Маслоу, потребности каждой последующей ступени
актуализируются по мере удовлетворения потребностей более низкого
уровня.

 
 

 

 


Рис. 7. Иерархия потребностей человека (по А. Маслоу)

К. Альдерфер, автор ERG-теории сгруппировал по-другому основные потребности человека:

· потребности существования =

= физиологические + индивидуальной безопасности;

· потребности связи =

= принадлежности + групповой безопасности + признания;

· потребности роста =

= признания (самоутверждения) + самовыражения.

По мнению автора, потребности человека могут удовлетворяться не только в прямом (восходящем) направлении, но и в обратном (нисходящем). Движение снизу вверх К. Альдерфер назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение сверху вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребности.

* Теория мотивации (двухфакторная модель) Фредерика Герцберга.

Эта теория появилась в связи с необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает степень удовлетворенности работой (таблица 1.).

Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.