Тема 9. Современные системы мотивации персонала предприятий России
9.1. Отличия и особенности и систем мотивации на российских предприятиях. Отличия систем мотивации персонала российских предприятий от систем мотивации других стран: · на российских предприятиях часто использовалась одна мотивационная модель - «кнута и пряника»; · системы мотивации персонала остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение считается нарушением существующих нормативных законодательных актов (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты, премиальные системы); · существующие мотивационные системы во многом способствовали уравнительности в системах оплаты труда и премирования работников. Выплата премии независимо от результатов труда искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной зарплате; · трудовой вклад работников оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности, как в индивидуальных, так и в коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность персонала; · мотивационные системы исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей; · социальное стимулирование деятельности осуществлялось без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались либо все, либо избранные сотрудники. Мотивационные системы предприятий Запада включают стимулы материальные, социально-материальные, натуральные, социальной карьеры, блок моральных стимулов. Соревнование между работниками до сих пор широко используется в организациях Германии, США, Японии и других стран. Особенности мотивация труда на российских предприятиях. Оплата труда является мотивирующим фактором, когда она непосредственно связана с результатами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В зарплате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов. Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и т.п. Сегодня особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, что особенно актуально в условиях экономического кризиса, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе: 1. признавать ценность работника для организации, предоставлять творческую свободу; 2. применять программы обогащения труда и ротации кадров; 3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома; 4. устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают; 5. предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее. Мотивирующие факторы организации труда: · каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимо признание результатов его деятельности, предоставление ему возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции и консультировать других работников; · на рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации; · почти каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы; · по тому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, нельзя затруднять доступ работников к необходимой информации; · информация о качестве труда сотрудника должна быть объективной, оперативной и своевременной; · работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля; · большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Надо обеспечить подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности; · любой человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу работников. Вряд ли стоит убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. К сожалению, мы привыкли искать причины своих жизненных и рабочих проблем вначале вне нас. Как правило, причины находятся быстро: это и ближайшие коллеги по работе, начальники, подчиненные, сложившееся разделение труда, атмосфера, способ управления, а вне своего предприятия или организации - экономическая конъюнктура, разразившийся в стране и мире экономический кризис, неразумная политика правительства и множество других факторов, лежащих даже за пределами нашей страны. 9.2. Современные системы мотивации персонала в России Принципы, на которых строится система мотивации персонала в РФ: · оплата труда каждого сотрудника зависит от эффективности его работы; · сотрудник должен четко представлять, каких результатов работы ждет от него руководство и осознавать значимость своего труда, как ценного вклада в создание самой лучшей организации, в которой он с гордостью работает; · за хорошую работу сотрудник должен получить хорошее вознаграждение, не меньше той оплаты, которую за аналогичный труд получают в других организациях (чувство возможности удовлетворения материальных потребностей снижает или сокращает текучесть кадров); · каждый сотрудник должен иметь возможность получать необходимые ему для работы навыки и умения. Самосовершенствование на благо процветания организации является залогом карьерного роста и должно всячески поддерживаться руководством. Самое сложное для руководителей - создание единого командного духа, здоровой атмосферы и уверенности в завтрашнем дне у каждого сотрудника. Несмотря на создание эффективной системы мотивации в организации, руководство периодически сталкивается с тем, что персонал не до конца удовлетворен условиями работы, своим положением, и как следствие, дает сбои существующая система мотивации. Факторы, косвенно воздействующие на эффективность труда: проблемы обучения детей, сохранения здоровья, организации досуга семьи, обеспечения комфорта условий жизни (строительство дачи, гаража, жилья). Эти проблемы важны для любого человека, а работа является законной возможностью решить их с помощью получаемого вознаграждения. Но невысокие зарплаты не позволяют решить их, в результате люди не удовлетворены работой и любая мотивация сводится к нулю. К сожалению, не все руководители организаций и предприятий в РФ стремятся оказать посильную помощь в решении личных семейных проблем своего персонала, напрямую не связанные с работой. Поэтому текучесть кадров – одна из больших проблем, волнующих руководителей многих российских предприятий. С помощью социальных новаций в организации можно решить целый ряд серьезных проблем: это и организация здорового питания сотрудников и членов их семей; лечение профессиональных заболеваний и их профилактика; обучение детей сотрудников; помощь при строительстве дач, покупке квартир, машин и т.п. Эти новации являются не только эффективным методом мотивации персонала, его закрепления в организации, но и являются средством снятия конфликтной напряженности, как скрытой, так и открытой. Человек получает заработную плату, которая не может полностью обеспечить все его социальные потребности. Работник видит, что один улучшает свою жизнь, а он получает приблизительно одну и ту же зарплату, которой все равно не хватит на строительство дачи, обеспечение здорового питания членов семьи, обучение детей. В результате - никаких перспектив, сплошная монотонность, как на работе, так и в жизни. Мотивировать сотрудников - значит предоставить им возможность реализовать их жизненные ценности, работая на благо организации. Пока еще такой взгляд на мотивацию в России можно назвать нетрадиционным. Треть менеджеров, исследователей, инженеров и аналитиков, которые составляют главную рабочую силу современных компаний, готовы сменить работу, как только им предложат что-нибудь более привлекательное, например, зарплату на 200-300 долларов в месяц больше. У каждого человека есть свои мотивы, которые им движут в жизни. А. Маслоу был психоаналитиком и исследовал людей вообще, а не «людей на работе». Его пирамида - результат общения с пациентами, и он категорически возражал, когда ее пытались напрямую переносить на работу персонала. Мотивация «человека работающего» - прикладной и узкий момент. Руководителя и собственника волнуют только те мотивы сотрудников, которые будут полезны для организации, и те, которые могут работать против нее. Традиционные теории мотивации плохи тем, что не дают конкретных подсказок: что делать с человеком, чтобы он себя вел на работе так, как это полезно для работы и организации. По мнению многих специалистов, современная пирамида потребностей современных работников российских предприятий и организаций состоит из трех уровней: деньги, социальный пакет, не денежные мотиваторы. 1. Первый уровень – деньги. Надо платить людям больше зарплату и всё - скажет почти любой сотрудник. Оказывается, не всё. Зарплаты должно в принципе хватать на жизнь. В наши дни даже акт материального вознаграждения за труд требует соблюдения определенных условий. Проблема - непрозрачность формирования окладов для сотрудников. Несмотря на то, что руководство фирмы пытается сделать размеры окладов сотрудников коммерческой тайной, они все равно становятся известны персоналу. Если не вполне понятно, почему Иванов получает 15000 рублей, а Петров - 40000, в головах сотрудников рождаются совершенно невыгодные для организации домыслы. Поэтому лучше покажите каждому сотруднику его место в финансовой сетке организации и расскажите о возможностях и механизмах его продвижения в сторону увеличения зарплаты. Сделайте схему формирования оплаты труда доступной для ознакомления персоналом. Важно, что система прозрачна и понятна для сотрудников. Человек четко знает, сколько и за что конкретно он получит денег. Не стоит подавать индексацию зарплаты в связи с инфляцией как ее повышение. Люди всё понимают. Индексация направлена на поддержание «гигиенических факторов», по Ф. Герцбергу, а не на воодушевление и мотивацию сотрудников. Кроме зарплат, деньги выдают в виде премий, что является хорошей мотивацией, но при одном условии: премия должна быть правильно позиционирована, как в сознании работника, так и руководителя. Не мотивирует премия, которую платят всегда, и она воспринимается как часть зарплаты. Премия сотруднику, это реализация с помощью денег его потребности в уважении и самовыражении. Человек сознает, что он добился такого результата, который признало руководство и не пожалело денег, чтобы его оплатить. При этом работает не сумма, а факт ее получения. Конечно, она не должна быть слишком маленькой, чтобы мотив уважения не пострадал. В советские времена часто выдавали премии почти всем в размере 5 рублей, которой хватало на бутылку водки и закуску, на что большинство работников их и тратило. Можно явно обозначить качества сотрудника, полезные для организации и вознаграждать их проявление. К количественной части денежной мотивации менеджеров по продажам, то есть премиям за перевыполнение плана, например, добавить качественную составляющую: ввести такие показатели как инициативность и активность в работе, деловой риск, инновации, творческий подход к работе, привлечение новых клиентов и самообразование. За соответствие каждому пункту начисляется определенный процент. Премируя их традиционным способом, деньгами, руководитель использует нетрадиционные критерии, что заставляет их профессионально самореализовываться. Многие работодатели думают, что, если люди идут на работу, чтобы получить денег, надо им положить больше денег и они будут хорошо работать. Но не тут-то было. Денег владелец прибавляет, но сотрудник-то знает, что всегда можно найти еще долларов на сто-двести больше. И как только находит, он уходит туда. А искать работник перестает, когда начинает понимать, что есть и другие ценности. Более того, начиная с определенного уровня благосостояния, просто наступает насыщение доходом. Повышение зарплаты ежегодно не мотивирующий фактор, а выброшенные деньги из кармана владельцев. К своему новому доходу человек привыкает в среднем за квартал, дальше его «цеплять» перестает. А поскольку зарплатные ресурсы организации не беспредельны, как и возможности поднять человека вверх по карьерной лестнице или дать ему новое интересное задание, видя такой потолок, человек либо расслабляется, либо раздражается, либо начинает работать на сторону, и часть его ресурсов утекает из организации. По мнению многих менеджеров по персоналу, между высокооплачиваемым работником и работодателем постепенно нарастают два конфликта. Один связан с желанием руководителя контролировать и загружать своих суперспециалистов и топ – менеджеров. «Я ему столько плачу, что он должен это отработать» - говорит руководитель. В результате «богатому» сотруднику некогда с толком потратить то, что он заработал, поскольку помимо работы и сна жизни у него не остается. Согласно закону психологии, у него происходит нарушение баланса входа и выхода, то есть ресурсов, временных или финансовых на восстановление не хватает. Это нарушение экологии работника и, как правило, к хорошему это не приводит. Причина другого конфликта - неуверенность руководителя, вложившего массу сил и времени в подчиненных, в том, что они не уйдут сразу же, как только столкнутся с неизбежным зарплатным и карьерным потолком. Причем уйдут неожиданно и в тот самый момент, когда руководитель несколько расслабился и решил, что этот участок тыла у него надежно прикрыт. Руководителю, попавшего в подобную западню, надо по-новому взглянуть на себя и на свою организацию. Ему надо взглянуть на себя как на продавца: «Задача бизнесмена продать рабочие места в своей организации. Причем он должен их продавать одним и тем же сотрудникам каждый день». Попробуйте ответить на вопрос: почему данный конкретный человек, обладая параметрами, которые востребованы на рынке и имея возможность устроиться где-то еще, должен прийти именно в вашу организацию? Вот тут и проявляется интерес к тому, а что бы такого для него еще можно было сделать. Проблема мотивации сводится к проблеме заинтересованности людей в вашем бизнесе. Это и просто и сложно одновременно. 2. Второй уровень современной мотивационной пирамиды в России - социальный пакет. Соцпакет воспринимается как знак принадлежности к организации и проявление ее заботы о сотруднике. Вообразить себе эффективную систему мотивации сегодня без него сложно. Но предоставление всем стандартного набора: медстраховка – обед - мобильный, может и не сработать, потому что не будет воспринята сотрудниками как льгота (человек этим не пользуется). Организация рискует выбросить кучу денег, заплатив за фитнес-клуб для всех, но сотрудники не вспомнят о клубе, если их спросить, какие льготы, бенефиты и доплаты еще есть в организации, помимо зарплаты. Но не ходят сотрудники туда: или далеко, или неудобно или времени нет. А руководители считают, что они заботятся о сотрудниках и недоумевают по поводу их черной неблагодарности, отсутствия трудового энтузиазма и т.п. Выход можно найти, предоставив сотрудникам возможность выбора льгот. Система «Кафетерий»:свободный выбор блюд из ассортимента. После окончания испытательного срока и на основании оценки непосредственного руководителя сотруднику присваивается определенное количество баллов. У тебя 4 балла - вот корзинка бенефитов, выбирай, что тебе надо, на эти 4 балла: страховки, оплата мобильного телефона, занятия спортом, английским, пенсионное страхование, страхование жизни и т.д. Выбирать «призы» можно раз в год. Раз в полгода балл растет «за выслугу лет». Кроме того, оценка меняется после ежегодной аттестации и НR- менеджер может прибавить еще полбалла за соответствие корпоративным правилам. Каждая должностная позиция имеет свой ранг: чем выше позиция, тем выше баллы (не надо делать компенсационный пакет для топ-менеджера, он автоматически будет больше, чем у нижестоящих сотрудников). Если не хватает баллов, существует кредит. Бенефит «отпуск»» появился на современных предприятиях благодаря обратной связи с персоналом многих организаций. Хорошо когда человек трудится на своем рабочем месте, получая достойную зарплату, премию и устраивающий его соцпакет. При этом у него даже есть возможность немного поиграть на работе, выбирая бенефиты. Но через некоторое время выясняется, что и этого мало. 3. Третий уровень - не денежные мотиваторы. Когда сотрудники заработали столько, что смогли купить квартиру, машину и какое-то количество денег отложить, денежная мотивация вообще перестает действовать. Как правило, бизнес - это многократное повторение одного и того же, в общем рутина. И у людей появляется ощущение, что за свой труд они получили меньше, чем вложили (и они правы - это принцип бизнеса). Эти ощущения начинают им мешать в их работе. И тогда (иногда и вне зависимости от этого) люди ищут свободы. Свободы распоряжаться своей жизнью и реализовать себя, уже не только как профессионала, а как личности вообще. Работодатель может им помочь, но при одном условии - совпадение базовых ценностей организации и сотрудника. Вот почему при приеме на работу не важно, что человек умеет делать, а важно, зачем он пришел. Задача на этапе подбора - быстрее выяснить базовые ценности того, кто пришел, и как можно быстрее транслировать ему ценности организации. И если ценности совпадают, но человеку не хватает квалификации, все равно можно брать. Квалификация приобретается. А вот если есть принципиальные расхождения в структуре ценностей, то бесполезно растить квалификацию. Мы нанимаем на работу жизненные позиции, а не диплом об окончании института или университета. Чтобы сделать Mirantis компанией номер один на рынке в плане привлекательности работодателя, то еще на этапе собеседования с кандидатами специалисты по управлению начали выяснять, что им нужно для счастья. Они стремились понять, чего бы хотелось людям, с которыми предстоит строить свой бизнес, в какой ситуации они будут чувствовать себя более счастливыми. Ценностный подход к подбору сотрудников может предупредить проблему - конфликты с начальством. Если ты попадаешь к человеку, с которым тебе будет комфортно работать, то ты удержишься на этой работе дольше, чем в другом месте, где тебе будут даже больше платить, но отношения с руководителем не сложатся. Любой человек испытывает потребность в развитии, но, к сожалению, не всегда в профессиональном плане. Есть организации и люди, которые в этом вопросе счастливо совпадают: профессиональный постоянный рост и для тех и для других является одной из главных ценностей. Если обучение - необходимый элемент пребывания в вашей организации, надо предупредить об этом кандидата на собеседовании. Гораздо проще отсеивать не желающих учиться еще на этапе интервью. Задача службы HR - сделать все, чтобы обучение мотивировало. На вопрос, как вы позиционируете обучение, обычно отвечают: мы разошлем сотрудникам приказ явиться на тренинг. В этом случае мотивированности персонала на обучение не будет. Консультанты в этих случаях сами беседуют с будущими участниками тренинга и объясняют им, что руководство организации заказало такое дорогое обучение, чтобы их профессиональный уровень и стоимость на рынке повысились. Как показали исследования, повышение стоимости на рынке - это мотивирующий фактор почти для всех. Особенно эффективно это работает в сочетании с возможностью карьерного роста. Для организации очень плохо, если у большинства сотрудников количество зарабатываемых денег становится обыденным делом. Именно такие сотрудники в любой момент готовы уйти. В организации Philips разработали ноу-хау - схема развития талантов с ранних ступеней. Члены Senior Executive Team проводят встречу по «определению таланта» среди местных менеджеров и посылают успешных кандидатов из российских городов в международные центры развития организации, где их лидерские качества развиваются дальше, они работают бок о бок с высшим руководством и становятся «глобальными» сотрудниками Philips. «После запуска программ, - рассказывает глава представительства Philips по России и Белоруссии Тон ван Молл, - мы провели исследование, чтобы выявить эффективность этого подхода. Мы определили, что прибавка жалования мотивирует на месяц, возможности обучения - на шесть месяцев, а возможности неограниченного карьерного роста - на всем протяжении карьеры!» Иногда для свободы самореализации достаточно возможности располагать своим временем. В организации Mirantis, например, где основная масса сотрудников, инженеры и программисты, отменили всякие «с девяти до шести» и вместо этого ввели гибкий рабочий график. Надо отработать 40 часов в неделю, причем неделя закрывается с понедельника по воскресенье. Если у вас днем дела или вдохновения с утра нет, работайте ночью, офис открыт круглосуточно. Время определяется по карточке. У каждого сотрудника есть возможность зайти на веб-страничку и посмотреть, сколько он еще должен отработать на этой неделе. Для оценки результатов и координации усилий в каждой рабочей группе есть свои присутственные часы. У человека может возникнуть потребность быть оцененным за свои достоинства, даже если они не связаны напрямую с бизнесом. Есть очень важный момент, который нельзя просмотреть. Демотивация сотрудника легко возникает, если какие-то его, как ему кажется, важные способности, умения, знания — то, что он в себе очень ценит, — почему-либо не задействованы. Если это долго остается невостребованным, то человек теряет интерес и к своей основной работе. Хорошо, если это можно заметить и что-то по этому поводу сделать. Проблемы мотивации – это проблема заинтересованности людей в вашем бизнесе, поэтому необходимо, чтобы совпадали базовые ценности организации и сотрудника. Поэтому, нанимайте на работу жизненные позиции, а не диплом. Типичные ошибки и заблуждения, которые способны задушить идею построения мотивационной системы: · не ждите, что откликнутся все и сразу. Если верить законам психологии, действия руководства будут поначалу находить отклик лишь в каждом пятом сотруднике. · не ждите сразу улучшения показателей. Когда руководитель, начавший акцию по улучшению мотивации, оказывается в точке «хуже, чем было», он считает, что сделал что-то не так, ему не дано, у него плохие консультанты или сама идея не работает. Тем не менее, это нормально - почти всегда сразу после неких перемен происходит ухудшение из-за психологической дестабилизации. Но зато потом будет экспоненциальный рост. · Не ограничивайтесь одной – двумя мерами. Реализовывать программу мотивации можно поэтапно, но разработать ее надо всю целиком и быть готовым раз и навсегда перейти к другой философии жизни в организации. И потратить деньги - на подарки, премии, зарплату HR-менеджеру. Бесплатной системы мотивации не бывает - бывают ее бесплатные компоненты. · Если начали - не останавливайтесь. Идеальной и незыблемой системы мотивации персонала не существует. Любую систему надо постоянно видоизменять и совершенствовать. Для работы с персоналом нужны три вещи: воля, идеи и деньги, причем именно в таком порядке. При наличии воли и идей вы вполне можете обойтись малыми деньгами. Идеи можно придумать, взять из книг или озадачить ими службу HR. Внедрение идей в массы большей частью лежит на плечах линейных менеджеров. А вот проявить волю может только владелец или топ-менеджер. Это единственный человек, у которого есть право принятия всех решений в бизнесе - в том числе и решения позволить людям чувствовать себя хорошо в организации. Это и есть его козырная карта, изюминка, которую он будет продавать на собеседовании человеку, выбирающему из организаций, внешне похожих, как братья-близнецы. Следовательно, мотивация, это не зарплата и даже не премия. Это помощь в реализации жизненных установок и ценностей человека без отрыва от производства. А вот результат ее для организации, измеряется как раз в деньгах и, как правило, весьма ощутимых.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|