Типология – в развитии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Система советской периодической печати всегда казалась стабильной и достаточно полно отвечающей информационным запросам народа. Но вот начался бурный процесс обновления прессы, традиционная классификация, не учитывавшая типовых модификаций общеполитических, межотраслевых, специализированных газет, потребовала если не пересмотра, то концептуального уточнения. Исследователи типологии печати, активно занимаясь этой проблемой на протяжении последних тридцати лет, сходились в одном: тип издания – это некий обобщенный образ («отпечаток» – в переводе с греческого), повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих органов массовой информации; типология – это метод (а также результат) научного познания, научной систематизации, классификации газет (журналов, телерадиопрограмм) на основе общих для них признаков и свойств. При этом выделялось различное количество факторов (признаков, оснований), позволяющих объединять издания в отдельные группы, создавать обобщенные модели («образцы» – с французского). Кто-то описывал издания, предлагая классификацию по одному основанию, кто-то настаивал на применении матричного принципа. В любом случае проделанная работа оказалась крайне полезной для представления целостной системы средств массовой информации. А.И. Акопов, предложивший десять оснований при определении типа специального журнала, справедливо указывал: «...не являясь исчерпывающим, перечень из десяти представленных типологических признаков является достаточным. Ни один из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, не может претендовать на роль «достаточного» признака, т.е. полностью описывающего тип периодического издания. Но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого типа, всех компонентах, характеризующих тип издания» (6). Российская пресса, несмотря на ее постоянное обновление, все же характеризуется системным признаком – целостностью: «отсюда взаимозависимость элементов системы, постоянный «обмен деятельностью» между ними в ходе выполнения функций системы; при этом очевидна явная обусловленность функционирования системы как целого действием всех входящих в нее элементов» (7). Мы одновременно классифицируем периодические издания, теле- и радиопрограммы и в процессе позиционирования выдаем рекомендации по оптимальному функционированию конкретного элемента конкретной системы, соотнося и приближая его образ к идеальному типу. «При этом вряд ли следует в типологическом анализе СМИ применять концепцию «архетипа» как некоего вечного идеального образца. Типологический анализ, с одной стороны, предполагает анализ каждого издания и программы на фоне уже существующих, что требует рассмотрения изучаемого СМИ с точки зрения того, имеет ли оно свою информационную нишу и насколько точно в нее вписывается именно сейчас, в данной массово-информационной ситуации, а это, во-вторых, значит, что типы изданий и программ весьма чувствительны к диалектике жизни СМИ и в связи с изменениями в составе и характере совокупной аудитории, и в зависимости от сложившейся структуры изданий и программ» (8). Изменилась социально-экономическая ситуация – меняется и значение типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Скажем, разделение газет по административно-территориальному признаку сохраняется, но оно уже не имеет вседовлеющего характера: в киосках «Роспечати» городов Центральной России можно приобрести газеты Поволжья, Сибири; все больше становится изданий региональных, всероссийских и даже международных, выходящих в краевых, областных центрах… Расширение сферы распространения, сферы влияния, естественно, отражается на внутренней структуре газет и журналов как типологическом признаке. Возрастает роль национально-языковых особенностей – появляется все больше изданий, учитывающих многоязычие тех или иных регионов (самостоятельные издания на языке коренной национальности, «газеты-дубли», «журналы-дубли», издания, публикующие одновременно материалы на двух-трех языках). Чтобы решить вопросы эффективности, действенности и популярности издания, важно «угадать» («вычислить»?) его тип. Это тем более важно, что сегодня конкурентоспособность газеты или журнала, кроме чисто творческих, профессиональных факторов, включает в себя и такие: решены ли вопросы, связанные с типографской базой, доставкой бумаги, экспедированием, рекламой; достаточно ли высока (низка) цена за номер; налажен ли выпуск дополнительной полиграфической продукции; осуществляет ли издание дополнительные информационные услуги... Особенно нелегко новой прессе, не имеющей развитой, динамичной редакционной инфраструктуры. В начале 1980-х годов автор был приглашён на должность редактора информационно-рекламного приложения к вечерней газете «Уфимская неделя». Поставив задачу повышения тиража, мы занялись работой по уточнению типологической направленности издания. При перенасыщенности печатных СМИ официальной информацией и дефиците житейской информации было решено выпускать семейную домашнюю газету. Еженедельник выходил уже десять лет и обладал определённой популярностью в городе – в основном благодаря частным объявлениям, справочной информации и бытовой рекламе. Торговых предложений в те годы, по понятным причинам, было мало – «Башторгреклама» ограничивалась информацией о пользе картофеля, капусты, моркови, предлагая банальные рецепты блюд из этих овощей, рекламируя также неходовые консервы «Завтрак туриста» и т.п. Сохранив творческое отношение к объявлениям (развороты в «Уфимской неделе» посвящались, как правило, зрелищам – кино, театру, цирку, спорту - и отличались информативной культурой текстов, точным выбором слов, лаконизмом, композиционной цельностью), редакция отдавала предпочтение игровому моменту в рекламе: именно здесь часто появлялись стихи в сочетании с веселыми рисунками, коллажами, оригинально отражавшими коммерческую идею (при оформлении умело и широко использовались белое газетное поле, дополнительный цвет, фигурные линейки). Но информационная – редакционная – часть была бедновата. Новая модель содержания потребовала новых рубрик. И вот в разделе «Смотрите» стали выходить мини-рецензии на фильмы, которые горожане могли увидеть в ближайшие дни; в материалах раздела «Слушайте» рассказывалось о пластинках с записями классической и эстрадной музыки, драматических произведений, которые уфимцы могли приобрести в специализированных магазинах и отделах универмагов. А ещё были рубрики «Спрашивали – отвечаем», «Отведайте» (кулинарные рецепты), «Узнайте» (познавательная информация), «О том, о сем» (полезные советы хозяйке и домашнему мастеру), «Знакомства» (брачные объявления), «Улыбнитесь» (отдел юмора), «Кроссворд». Такой выбор диктовался тем, что газета приходила к людям в преддверии выходных дней с программой ТВ, поэтому хотелось удовлетворить читательские интересы и женщин и мужчин, людей старшего и молодого поколения. Почта редакции возросла. Больше всего в письмах было, конечно, вопросов, над которыми работали авторы из числа студентов-журналистов. Они встречались с официальными лицами, добывали информацию в справочной, энциклопедической литературе либо ограничивались телефонными звонками. Активными авторами приложения стали и корреспонденты основного издания – «Вечерней Уфы». Взрыв особого интереса к «Уфимской недели», увеличившей на порядок за короткое время свой тираж был связан и с появлением подборки брачных объявлений под рубрикой «Знакомства» (в то время в СССР лишь четыре газеты печатали брачные объявления). Вскоре функции по приёму и обработке писем были переданы Городской службе знакомств, открытой по инициативе редакции. В местной прессе, по радио, телевидению прошёл цикл передач, в которых поднимались демографические проблемы, в том числе проблема одиноких людей, по разным причинам не имеющих, но желающих создать семью. Почему восьмиполосное приложение сверхмалого формата приобрело такую популярность? Думаю, советские читатели были перекормлены агитацией и пропагандой. Им не хватало обычной житейской информации, доверительного диалога. В 1990-х, когда чуть ли не поголовно новые издания стали приобретать именно такой вид, идея девальвировалась. Сегодня ощущается большая потребность в выпуске качественных общественно-политических СМИ – возможно, это скрытая, но объективная потребность. Ведь тиражи периодических изданий, в которых ощущается диктат владельца – учредителя, издателя, спонсора и т.д., стремительно падают. Конечно, есть, казалось бы, «типологически правильные» газеты и журналы, но они не привлекают яркостью содержания. Они несовременны и просто скучны. Изменилось информационное пространство, изменился читатель, а журналисты действуют либо по старинке, либо сугубо подражательски – на западный манер (без учёта менталитета аудитории, традиционных читательских предпочтений). Очень важно при определении типа издания, на наш взгляд, определиться с характером информации и ее интерпретацией. Информация, может быть безоценочной и комментированной. Московский корреспондент греческой газеты «Ризоспастис» так высказался о нашей ежедневной прессе: она «отдает предпочтение не репортажам, а аналитическим статьям-размышлениям – так сказать, вдогонку за событием. А я прежде всего читатель. И имею право требовать, чтобы информация в утренней газете была свежая, «вчерашняя», а не недельной давности. Говорят, тут есть объективные моменты. Возможно, не спорю. Однако мне неважно, во сколько закрывается редакция газеты – в пять вечера или в полночь. Я выкладываю деньги и хочу быть утром в курсе событий, которые произошли накануне» (9). От того, изменится ли наше отношение к оперативности, зависит характер российской прессы в целом (сегодня, например, понедельник – по крайней мере, в обеих столицах – стал газетным днём, а совсем недавно в первый день недели лишь «Спорт-экспресс» появлялся в киосках «Роспечати»). Есть еще один немаловажный момент. Журналист, прибегая к тому или иному жанру, преследует определенную цель: или сообщить о факте, или непременно дать ему свою оценку. Оба подхода правомерны, но от того, какому из них отдает предпочтение издание, зависит и его тип. В последнее время среди практиков нередки споры относительно характера нашей журналистики в целом. Одни настаивают на «западной модели», считая, что следует так же, как и зарубежные журналисты ограничиваться лишь информированием (что, вообще-то, сомнительно), избегать оценок – мол, мнение отдельного журналиста никого не интересует… Другие настаивают на «российской специфике». Действительно, на какую журналистику делать ставку? На журналистику проверенных фактов, стремящуюся удовлетворить прежде всего «высокие» потребности читателей, на журналистику современных словесных (литературных) и визуальных форм, на журналистику аналитическую, образную, а не только «фактологическую»?.. Каждый редактор (коллектив) сам выбирает свой путь. Следует только помнить, что искренность, трепетное отношение к слову – с этого начиналась история русской газеты. Показательны высказывания В. Третьякова, бывшего главного редактора ежедневной «Независимой газеты»: «Наша газета вышла из советской журналистики, более беллетризированной, чем любая западная. Это понятно. Русский журналист не может просто описать факт, ему нужно еще обязательно от себя что-то добавить, всем рассказать, как он к этому относится. В принципе я с этим как главный редактор борюсь. Но понимаю: выжать это нельзя, такова традиция русской журналистики, которая очень тесно переплетается с литературой. Ведь практически все большие русские, а потом и советские писатели работали в журналистике». И далее: «Что же касается западной журналистики… Она, конечно, в плане правил игры многому может нас поучить, но русская журналистика, включая советскую, развивавшуюся в специфических условиях тоталитаризма, – это блестящая журналистика, Так что не надо думать, что на Западе все сплошь просвещенные журналисты, а в России – забитые и занюханные. В этом смысле для меня западные журналисты авторитетом не являются. У меня собственное понимание истории России, в том числе и современной» (10). Можно лишь добавить: не только российские журналисты, но, что особенно важно, и российские читатели настроены на такую журналистику, где важен не столько «голый факт» (хотя для этого существуют свои жанры, разделы), сколько его оценка. Наш читатель ждет оригинального комментария, каких-то «рецептов», он пока еще чуток к слову, он и газеты запоминает по именам наиболее одаренных журналистов. Персонификация информации, вообще, одна из интересных тенденции перестроечных и постперестроечных российских СМИ. Учёт менталитета аудитории важен и при выборе моделей управления. Что предпочесть – индивидуализм или коллективизм? В первом случае поощряется инициативность и риск; продвижение по служебной лестнице зависит от умения уже в молодые годы проявить свои истинные возможности. Считается, что вторая модель больше соответствует российскому менталитету, поскольку учитывает прежде всего опыт и заслуги перед фирмой, ориентирована на коллективные решения. Конфликты в редакциях, приводящие к разрывам не только профессиональных, но и человеческих отношений, возникают как на политической почве, так и на почве совершенно различного отношения к делу, к самому себе как к личности, к поощрениям морального и материального характера. Владельцы, учредители, издатели СМИ нередко лишь декларируют западный – «американский» – подход к делу, требуя от подчиненных самоотверженной и качественной, приближающейся к мировым стандартам работы. Сами же нередко остаются в рамках прошлого – «распределительного» – сознания. Возможно, не следует отказываться от таких положительных приобретений, как принятие управленческих решений на основе единогласия коллектива; ориентация управления на группу; оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату; личное неформальное отношение к подчиненным; долгосрочная занятость... Но в какой степени все это будет сочетаться с индивидуальным характером принятия решений, ориентацией управления на отдельную личность, оценкой управления по индивидуальному результату, формальными отношениями с подчиненными, наймом на работу на короткий период?.. Конъюнктура информационного рынка – еще один признак, тесно связанный с другим – читательским спросом. Действительно, чрезвычайно важно определить, какую информационную нишу предполагает собой заполнить то или иное издание. Редакции проводят анализ информационного рынка, анализ общественного мнения с целью поиска своей аудитории, выделяют читательское «ядро» и, учитывая динамику массового сознания, борются за «качество читательской аудитории». Состав аудитории неоднороден, а нам крайне важно выяснить, какая она. Сменилась шкала ценностей, изменились и мотивы обращения к СМИ. Ученые отмечают, что нынешние читатели, слушатели, зрители в большей части ориентируется только на те каналы СМИ, которые в полной мере могли бы удовлетворить ее информационные потребности и интересы. Например, это проявляется в том, что местные газеты берут на себя функции центральных изданий, печатая те же дайджесты международных и общенациональных новостей. Следует искать свою целевую аудиторию, помня при этом, что активная публика еще не вся аудитория, она не выражает всех дум и чаяний аудитории данной газеты. Неразумно удовлетворять лишь сиюминутные информационные потребности населения, ведь основная задача СМИ – формирование массового сознания, его обогащение с ориентацией на общечеловеческие ценности (следует разделять «потребности» и «потребу»). От редакций сегодня требуется системный подход к типологии издания. Резюмируя всё вышесказанное, тезисно представим этот подход, проиллюстрировав его схемой «Система объективных, объективно-субъективных и субъективно-объективных типообразующих факторов СМИ» (на примере газет). Читательская аудитория всегда была, а теперь, когда газеты находятся в рыночном пространстве, тем более остается главным типоформирующим признаком, если издание претендует на влиятельность и независимость, экономическую в том числе. Также особую роль при формировании типа газеты играет владелец (учредитель, издатель). Если же говорить о всей совокупности типообразующих факторов, то их можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные. 1. К группе объективных факторов, существующих как данность, влияющих как бы извне, отнесем: 2. Группу объективно-субъективных факторов, учитывающих природу журналистики как особого рода деятельности и определенного вида СМИ, напрямую зависящих от владельца, учредителя, издателя, редактора, составили: Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редактора, менеджеров, журналистов, технических работников, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (подготовленность читателя, характер чтения, сотворчество, читательская активность). Трансформируются объективные факторы – изменяется роль объективно-субъективных типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Значение квалификации субъектов деятельности вообще трудно переоценить: тип в конкретном издании оптимально выявляется лишь тогда, когда конкретные исполнители, реально оценив объективно сложившуюся ситуацию, точно определяют задачи, объект, предмет, и при помощи конкретных методов, средств, приемов достигают поставленной цели. Типологическая проблема всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) приводит к конфликтным ситуациям на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу. Заметим и следующее: конкретная содержательная и композиционно-графическая модели СМИ могут быть созданы в соответствии с типом издания, но при этом не «работать». Тип – это теоретическая категория, это – канон, следование которому оптимизирует деятельность редакции. Не сбрасывая со счетов интуицию, профессиональное чутьё (см.: угадать тип; импровизировать при поиске новой тематики и проблематики, расширяя «возможности» типа; находить новые приёмы и формы в пределах типологической определённости и т.д.), следует признать, что эффективность СМИ зависит от системного – научного – подхода к типологии. Тип периодического издания не подобен элементу естественной классификации – постоянному в своём физическом виде (поскольку опирается на «чистые» основания, например, на удельный вес и валентность) – он многофакторен. Лишь рассматривая типоформирующие признаки в системе (см. схему), анализируя их, учитывая внутренние связи, время от времени меняющиеся, можно описать тип, а затем создать научную модель конкретной газеты – базу для независимого, экономически успешного СМИ. Во взаимодействии всех моделей – финансово-организационной, экономико-правовой, содержательной, композиционно-графической, творчески-организационной, психолого-организационной и других составляющих – можно создать газету, отвечающую определенному типу издания, гарантировать её успех в достижении как идеологических, творческих, так и экономических целей.
1. О роли редактора следует сказать особо. В своё время журналист «Известий» А. Плутник в одной из статей охарактеризовал различные «эпохи» своей газеты, связанные с именами главных редакторов – Аджубея, Толстикова, Алексеева, Лаптева и др. Если даже согласиться с тем, что тип издания сохранялся, всё же его модификация, конкретизация имела каждый раз своё «необщее выражение» (порой менялись цели, аудитория, другие типологические признаки). __________________________ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|