Здавалка
Главная | Обратная связь

По основам экологии



О.Д. Лукашевич

 

Словарь - Справочник

Терминов и определений

по основам экологии

 

Томск

Издательство Томского государственного

архитектурно-строительного университета

УДК 504.75 (03, 031)

ББК 28.08(92)

Л 84

Лукашевич, О.Д. Словарь-справочник терминов и определений по основам экологии: учебное пособие [Текст] / автор-составитель О.Д. Лукашевич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. – 220 с. – ISBN 978-5-93057-267-4

 

Словарь-справочник терминов и определений по основам экологии включает основные унифицированные термины, используемые в экологии. Определения понятий и краткие справочные сведения по важнейшим разделам фундаментальной и прикладной экологии взяты из словарей, справочников, учебников, рекомендованных МО РФ по университетскому образованию.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей, обучающихся по направлению «Строительство» очной и заочной форм обучения. Оно поможет быстро подготовиться к контрольным работам, тестированию и зачету, а также удобно для самостоятельного освоения материала. Может быть полезно для специалистов в области природоохранной деятельности, рационального природопользования.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ТГАСУ.

 

 

Рецензенты:

начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области, доктор технически наук, профессор А.М. Адам.

доцент кафедры природопользования Томского государственного университета, кандидат геолого-минералогических наук, доцент В.А. Ананьев.

© Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2008 © О.Д. Лукашевич, 2008

ISBN 978-5-93057-267-4

 


предисловие

 

Словарь составлен в помощь студентам очного и заочного отделений всех специальностей, обучающихся по направлению «Строительство», изучающим курс «Основы экологии». В него включены многие термины и определения, заимствованные из законов Российской Федерации, международных соглашений, государственных стандартов, ведомственных нормативно-правовых актов, а также унифицированные термины, используемые в литературе, знание которых важно для освоения курса «Основы экологии» в соответствии с рекомендациями государственного образовательного стандарта.

Пособие следует рассматривать как часть учебно-методического комплекса, включающего курс лекций, практикум, задания для самостоятельной работы.

Основная цель написания пособия – оказать помощь в получении экологических знаний, ознакомить студентов с современным понятийным аппаратом, быстрое развитие которого не отражено в ранее изданных учебных пособиях. Некоторым традиционным терминам сегодня придается новый смысл, а толкование других терминов и понятий есть только в современной научной и нормативной литературе, не всегда доступной студентам.

В последние годы происходит изменение содержания образования. Расширение и углубление экологии как науки, осознание необходимости решения задач выживания человека в техносфере диктует необходимость серьезного изучения законов взаимодействия природы и общества, экологизации учебных дисциплин естественно-научного, гуманитарного, технико-технологического направлений. Будущий инженер должен разбираться в таких вопросах, как оценка состояния, устойчивости, развития природно-территориальных и природно-хозяйственных комплексов, экологический мониторинг, управление в системе охраны природы и природопользования, разработка рекомендаций по сохранению природной среды. Вместе с тем вузовское образование должно быть ориентировано на формирование целостной естественнонаучной картины мира. Употребление самих понятий «экология», «экологический» в контексте, далеком от изначального биологического смысла, а больше в связи с поиском средств ухода от глобальной экологической катастрофы, требует от инженера-выпускника строительного вуза глубоких и разносторонних знаний.

В соответствии с подписанной Россией в 2005 г. Европейской стратегией «Образование в интересах устойчивого развития» наша высшая школа обязана ориентироваться на исторически неизбежную смену целей образования от передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в условиях глобализации, к опережающей модели образования. В связи с этим обстоятельством в учебном пособии достаточно большое внимание уделено освещению вопросов ценностей и принципов устойчивого (сбалансированного, самоподдерживаемого) развития общества и природы. Рассмотрены термины, касающиеся социальной экологии, экологии человека, экологической культуры, экологической этики.

Ограниченность объема книги не позволила включить в нее некоторые термины из разделов экологии, касающихся глобальных проблем дефицита ресурсов, уничтожения тропических лесов, экологии человека (особенностей обмена веществ, экотоксикологии, проблемы качества продуктов питания и др.).

Одна из задач автора-составителя была «выравнивание» уровня ранее полученных студентами знаний. К сожалению, любая группа студентов очень неоднородна по своей школьной подготовке и готовности воспринимать учебный материал. Студенты заочного факультета зачастую так давно обучались, что забыли многие термины, понятия, законы, знание которых необходимо для понимания и осмысления основ экологии. Работа с пособием, по нашему мнению, поможет студентам самостоятельно ликвидировать пробелы в экологических знаниях и успешно освоить новые разделы учебной программы: о составе и свойствах экосистем, о процессах, обуславливающих глобальные экологические проблемы, о биосфере, об экологическом мониторинге и экспертизе, об экологической безопасности, о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о малоотходных и безотходных технологиях, о концепции устойчивого развития.

Словарь-справочник содержит как краткие статьи, лишь в общих чертах раскрывающие смысл терминов, так и статьи, в которых в развернутом виде характеризуется суть понятий. Такой подход связан с поставленной автором-составителем задачей не только уложиться в рамки формальной унификации, но и дать справочные материалы по вопросам, слабо освещенным в научно-технической и справочной литературе. В статьях имеются перекрестные ссылки, даны фундаментальные химические, физические, биологические, технические понятия.

Понятия и термины в словаре-справочнике расположены в алфавитном порядке, что позволяет читателю быстро найти интересующую информацию. Для терминов, обязанных происхождением греческим и латинским словам, по возможности, даны значения на языке первоисточника. Во многих случаях термины состоят из двух и более слов. Если читатель не найдет определение какого-либо термина на первое слово, то нужно искать определение на второе слово.

Книга задумывалась как многофункциональный словарь-справочник. Он может быть использован: как терминологический словарь, в котором кратко разъясняются понятия и иностранные слова, используемые в природоохранных документах, учебной и научно-технической литературе; как справочник, позволяющий найти характеристики состава и свойств некоторых строительных материалов, наиболее часто встречающихся природных и искусственных химических соединений и их смесей и др.; как источник дополнительной информации по важным экологическим, эколого-социальным, эколого-экономическим проблемам современности; как средство быстрого ознакомления с экологической проблемой с помощью краткой обзорной статьи, посвященной тематическому разделу (круговорот воды, культура здоровья и т.п.). Выделение курсивом близких по смыслу, взаимосвязанных слов и словосочетаний позволяет читателю расширить и облегчить круг поиска информации. Так, например, при знакомстве с термином «отходы» обнаруживается необходимость обратиться к понятиям «утилизация отходов», «захоронение отходов», «промышленные отходы» и т.д.

Для некоторых слов, имеющих несколько значений, приведены только те из них, которые, на взгляд автора-составителя, наиболее важны для курса. Особое внимание уделено практическим аспектам, а также вопросам охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения. Ряд терминов помещен в пособие с учетом его востребованности будущими инженерами строительных специальностей.

Пособие написано в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта дисциплины «Экология» (ЕНФ-05).

А

АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА(от греч. ά – отрицатель­ная частица, bioticos – жизненный) – совокупность условий неор­ганической среды, влияющих на живые организмы. Жи­вые (биотические) и косные (абиотические) компоненты связаны меж­ду собой в биогеоценозе.

 

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ– комплекс физико-химических условий среды, окружающих орга­низм и влияющих на него (температура, влажность, давление, радиацион­ный фон, свет и др.). Принципиально отличаются от биотических и антропогенных факторов.

 

Абориген(от лат. aborigenes – от начала) – коренной обитатель (человек, животное, растение) какой-либо территории, населяющий ее с давних пор.

АБСОРБЦИЯ(от лат. аbsorbeo – поглощение) – поглощение вещества из газа или жидкости всей массой другого вещества – абсорбента. Естественные минералы-абсор­бенты – цеолиты, монтмориллонит, асбест и др. Процесс, обратный абсорбции – десорбция.

 

Авария– опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба природной среде окружающей среде.

«АВТОТРОФность человека»– концепция В.И. Вернадского, формулирующая условия независимости человека от естественной среды его обитания, снижение его гетеротрофности. В современной философской литературе к условиям автотрофности относят атомную энергетику, производство синтетических материалов, искусственных продуктов питания, выход на замкнутые производственные системы.

АВТОТРОФЫ, или автотрофные организмы(от греч. аutos – сам, trophe – пища) – организ­мы, синтезирующие органические вещества из неорганиче­ских соединений (как правило, из диоксида углерода и воды) в процессе фотосинтеза (растения) или хемосинтеза (бактерии). Это продуценты экосистем, созда­ющие первичную биологиче­скую продукцию. Автотрофы находятся на первом трофическом уровне в экосистемах и передают орга­нические вещества и содержа­щуюся в них энергию гетеротрофам консументам и ре­дуцентам.

 

Агломерация –групповая система расселения, компактная территориальная интеграция городских и сельских поселений различной величины и производственно-хозяйственного профиля с малыми разрывами между застроенными территориями и высокой плотностью населения, объединенных интенсивными функциональными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.).

Агрессивность воды –способность воды и растворенных в ней веществ разрушать различные материалы путем химического воздействия.

АГРОСФЕРА – часть биосферы, вовлеченная в сельско­хозяйственное использование (т. е. занятая агроэкосистемами). На долю агросферы приходится примерно 30 % суши, в том чис­ле около 10 % занято пашней, а остальное – естественными кормовыми угодьями.Это со­отношение различается в раз­ных районах мира. Резервы расширения агросферы исчерпаны, дальнейшее увеличение доли агросферы, особенно за счёт уничтожения лесов, будет неминуемо усугублять кризисную ситуацию на планете.

 

АГРОЭКОСИСТЕМА– искусственная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема, в которой применяется сельскохозяйственная деятель­ность, или совокупность биогенных и абиогенных ком­понентов участка суши, используемого для производст­ва сельскохозяйственной продукции. Часто под агроэкосистемой понимается взаимосвязанная (экономически, энергетически и экологически) система в масштабе од­ного крупного хозяйства. Среди саморегулируемых экосистем характеризуется высокой биологической продуктивностью.

 

Адаптация(от лат. аdaptatio – приспособление) –1) процесс и результат приспособления организмов к условиям существования;

2)приспособление организмов, зданий, сооружений, систем, приборов к определенным условиям функционирования. В медицине обозначает и процесс привыкания. Различают видовую (генотипическую) адаптацию, происходящую в ряде поколений и связанную с процессом видообразования, и индивидуальную (фенотипическую) адаптацию, или акклимацию, происходящую в пределах индивидуального развития организма и затрагивающую его генотип. В результате адаптации возникают экологические группы организмов, например: влаголюбы – гидрофиты и «сухотерпцы» – ксерофиты; растения устойчивые к затенению и требующие для нормального развития полного солнечного света; животные, которые обитают в лесах или на болотах, ведут ночной образ жизни. Адаптацией объясняется различный состав биоты экосистем разных экологических условий.

 

АдСОРБЦИЯ(от лат. ad – на и sorbeo – поглощение) – поглощение веществ поверхностями тел (адсорбентов) из смежной газовой или жидкой среды, протекающее на границе раздела фаз.

 

АЗОТ ОРГАНИЧЕСКИЙ – азот, входящий в состав органических веществ, таких, как протеины и протеиды, полипептиды, аминокислоты, амины, амиды, мочевина. Источниками азотсодержащих органических веществ являются отмирающие организмы и их прижизненные выделения, а также атмосферные осадки, сточные воды. На долю органического азота нередко приходится 50–57 % общего растворённого в воде азота. Концентрация органического азота в воде и почве подвержена значительным изменениям с общей тенденцией к увеличению в тёплый период года.

азотбактерии –бактерии, связывающие (фиксирующие) азот атмосферы (см. азотфиксаторы).

 

азотфиксаторы –бактерии, водоросли, низшие грибы, способные фиксировать (связывать) газообразный азот из атмосферы. Число видов азотфиксаторов велико, наиболее важными являются клубеньковые бактерии и сине-зеленые водоросли.

Аквакультура –разведение и выращивание водных организмов (рыб, моллюсков, ракообразных, водорослей) в контролируемых условиях для повышения продуктивности водоемов (в морях, лагунах, лиманах, речных эстуариях – сильно расширенных устьях рек). Разведение и выращивание водных организмов в морской воде называется марикультурой. Мировая продукция аквакультуры растет. Производительность аквакультуры в тропических морях достигает 1–2 т рыбы с 1 га.

 

Аккумуляция (от лат. accumulatio – накопление) – процесс накопления на Земле минеральных и органических веществ. Различают вулканическую, морскую, речную, озерную, ветровую и другие типы аккумуляции. Антропогенная аккумуляция многообразна и включает накопление опасных для человека и биоты загрязнителей – тяжелых металлов, радиоактивных веществ, гербицидов, пестицидов. См. биоаккумуляция.

 

АККЛИМАТИЗАЦИЯ– приспособление организмов к новым или изменив­шимся климато-географическим условиям существования.

 

Акклимация – индивидуальная (физиологическая, фенотипическая) адаптация.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.