Здавалка
Главная | Обратная связь

Причины образования СССР



Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

 

Политика НЭПа:

Отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу был обусловлен следующими причинами:

1. Прогрессирующий рост хозяйственной разрухи и невозможность ее преодоления методами «военного коммунизма».

2. Рост недовольства в стране и расширение движения «зеленых».

3. Политический кризис власти в 1920 г.

4. Крушение иллюзий большевиков о созидательной и мессианской исключительности рабочего класса и надежд на мировую революцию.

Сущность нэпа.Курс на новую экономическую политику взял Х съезд РКП(б). Чтобы начать выводить страну из разрухи, необходимо было ее накормить. Для решения этой задачи следовало прежде всего заинтересовать крестьянина в расширении производства сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому на Х съезде РКП(б) было принято решениео замене продразверстки продналогом. 21 марта 1921 г.декрет о продналоге принял ВЦИК. В среднем размеры натурального налога оказались на 30 - 50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и зависели от плодородия почвы. Налог устанавливался в натуральном виде, объявлялся заранее и составлял 5% от всего урожая. Кроме зерновых хозяйств, натуральными налогами облагались животноводческие. Первоначально вводилось 13 налогов, но впоследствии они были заменены единым сельхозналогом. С 1924 г. он стал взиматься в денежном выражении. Переход к продналогу позволил крестьянам планировать свое хозяйство и самостоятельно распоряжаться излишками сельскохозяйственных продуктов. Это в свою очередь требовало восстановления рынка и товаро-денежных отношений,что стало одной из основных черт нэпа. 28 марта 1921 г. ВЦИК принял декрет о разрешении местного товарообмена (в августе местные ограничения были сняты), а 24 мая 1921 г. - о разрешении частной торговли. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос об упорядочении денежного обращения. В конце 1921 г. был образован Государственный банк. В 1922 - 1924 гг. проводилась денежная реформа, в основе которой была идея об одновременном функционировании двух «параллельных» денежных единиц: старых совзнаков и новых червонцев. В течение 15 месяцев Госбанк выкупил у населения все совзнаки(1червонец обменивался на 60 тыс. совзнаков) и они прекратили хождение. Взамен их вошли в обращение золотые червонцы. К ним добавились бумажные деньги достоинством в 1, 3, 5 рублей, которые обеспечивались золотым запасом, а также разменная монета из серебра и меди. В 1924 г. реформа была закончена. Рубль как денежная единица укрепился не только внутри страны, но и на мировом рынке: на мировых валютных биржах червонец ценился выше фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам.

Восстановление рынка требовало отказа от административных и переходу к экономическим методам хозяйствования, в частности, к материальной заинтересованности.В 1921 г. отменена всеобщая трудовая повинность и карточная система, восстановлен принцип платности услугтранспорта, почты, телеграфа, жилищно-коммунального хозяйства. Это облегчилопереход от уравнительной системы оплаты к сдельной(1922 г.). Эти меры хотя и стимулировали рост производительности труда (к 1923 г. она составила 62% довоенного уровня), но вызвали резкий протест в рабочем классе: в 1922 г. бастовали почти 200 тыс. рабочих. Недовольство рабочих вызывало и появление безработицы. В 1924 г. безработными были около 1 млн человек. До начала индустриализации безработица увеличивалась.

У молодой Советской республики не было средств, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство. Было решено прибегнуть к помощи частного капитала.17 мая 1921 г. был издан декрет о частичной денационализации мелкой промышленности. Частным предпринимателям передавались в основном небольшие, полуразрушенные предприятия легкой промышленности, на восстановление которых требовались большие затраты. 7 июля был принят декрет о создании частных предприятий с числом работающих не более 20 человек. С появлением частной собственности экономика становится многоукладной.Обычно говорят о существовании в это время пяти социально-экономических укладов: частнохозяйственного, удельный вес которого составлял 8%, государственно-капиталистического (1%), социалистического (38%), мелкотоварного (51%) и патриархального (2%).

К середине 1920-х годов насчитывалось около 325 частных предприятий. Хотя, как уже отмечалось, их удельный вес в экономике страны составлял 8 %, но давали они 26% всей производимой продукции. Возрождение частной собственности привело к появлению в советском обществе нэпманов - владельцев небольших предприятий, торговых заведений, мастерских, кафе, ресторанов. К 1926 г. их число достигло 2,3 млн человек, что составляло 1,6% населения. По отношению к ним Советская власть проводила весьма противоречивую политику: с одной стороны, она санкционировала их появление, а с другой - всячески ограничивала их, «душила» налогами и полностью лишила политических прав. Согласно налоговому законодательству 1920-х годов, основная тяжесть налогов приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки, чернорабочие, низкооплачиваемые служащие и пенсионеры от уплаты налогов освобождались. Понимая бесперспективность частного предпринимательства в СССР, нэпманы не вкладывали свои капиталы в развитие производства, а тратили их на роскошь и развлечения, чем вызывали зависть и ненависть у остального населения.

В сельской местности частный сектор составляло кулацкое хозяйство. С лета 1921 г. было разрешено брать землю в аренду и использовать наемный труд в деревне (не более 5 человек). Но государство всячески сдерживало рост капиталистических элементов в деревне, поэтому к 1927 г. доля кулацких хозяйств в общей численности крестьянских дворов составляла 3,5%.

Государственно-капиталистический уклад был представлен концессионными предприятиями, которые создавались на основе декрета ВЦИК от 23 ноября 1920 г. Они не получили широкого распространения (1%). Привлечение иностранного капитала сдерживалось недоверием властей к буржуазному предпринимательству, неразвитостью концессионного законодательства, слабостью социалистического сектора в промышленности, высокими налогами, отсутствием квалифицированных кадров. В концессии сдавались предприятия отраслей, не имеющих стратегического значения. Иностранные предприниматели не допускались в нефтедобычу, металлургию, железнодорожный транспорт, судостроение, радиотехнику и т.п. Во второй половине 1920-х годов потребность государства в валюте в связи с началом индустриализации несколько оживила концессионную политику, однако свертывание нэпа привело окончательно к прекращению практики концессий.

С началом нэпа серьезные изменения происходят в государственном секторе экономики. В нем остались крупные и рентабельные предприятия, обеспеченные топливом и сырьем. Остальные либо закрывались, либо сдавались в аренду. Государственные предприятия подчинялись непосредственно ВСНХ. Полностью менялись система и методы управления промышленностью: вместо администрирования и централизации перешли к децентрализации и хозрасчету.Реорганизовывался и значительно сокращался управленческий аппарат. Из 70 главков ВСНХ оставалось 16. Предприятия получали хозяйственную самостоятельность. Декрет ВЦИК И СНК 10 апреля 1923 г. «О государственных промышленных предприятиях» наделил руководство предприятий правом самостоятельно решать вопросы о снабжении и сбыте, о снижении себестоимости продукции, о распределении прибыли и т.п. Фактически предприятия переводились на самофинансирование и самоокупаемость.

В целях повышения эффективности государственные предприятия могли объединяться в рамках отрасли в тресты, которые в свою очередь - в синдикаты. К середине 1920-х годов возникло 79 общесоюзных трестов и 21 синдикат, которые почти полностью монополизировали большинство отраслей промышленности. Однако нельзя говорить о полной хозяйственной самостоятельности предприятий, поскольку ВСНХ постоянно вмешивался в их деятельность.

В экономике страны в годы нэпа значительный удельный вес составляло мелкотоварное хозяйство (51%). Оно было представлено в городах кустарными ремесленными мастерскими, а в сельской местности середняцкими хозяйствами. Единоличное крестьянское хозяйство оставалось относительно слабым и неразвитым. Оно объединяло 5-6 человек. В среднем на двор приходилось до 12 десятин земли, лошадь и 1-2 коровы. Орудия труда оставались примитивными. Урожайность не превышала 7-8 центнеров с гектара, товарность - не более 20%.

Около трети крестьянских хозяйств составляли бедняцкие хозяйства без рабочего скота и инвентаря. Они имели натуральный патриархальный характер.

Переходной ступенью от мелкотоварного уклада к социалистическому становится кооперация. Государство уделяет ей огромное значение, считая ее основным методом перевода мелкотоварного хозяйства на путь социализма. В годы нэпа развивались преимущественно ее простейшие формы: потребительская, снабженческая, кредитная, жилищная. Но возникали и более сложные производственные: товарищества по обработке земли (ТОЗы), машинные, мелиоративные, семеноводческие и племенные станции, промысловые артели. К 1928 г. различными формами кооперации было охвачено около 28 млн человек, что в 13 раз больше, чем в 1913 г. По отдельным отраслям сельскохозяйственного производства кооперация объединяла до 90% всех хозяйств. Пытаясь установить контроль над деятельностью кооперативов, государство создает органы по их управлению. Во главе потребительской кооперации встал Центросоюз, кустарно-промысловой - Всекопромсоюз. Существовали и более мелкие объединения: Хлебоцентр, Маслоцентр, Льноцентр и др.

Деятельность кооперативных объединений финансировалась Госбанком СССР, Центральным сельскохозяйственным банком, сетью кооперативных и коммерческих банков. Через них государство вмешивалось в денежные дела кооператива, ограничивая приобретение инвентаря, диктуя цены на продукцию, объем и распределение доходов. Постепенно доля государственных средств в кооперативах начинает преобладать. Формой планового регулирования крестьянского производства становится практика заключения договоров между государством и кооперативом (контрактация). В договоры, кроме обязательств по поставке сельхозпродукции и о ее качестве, входили пункты об условиях обработки земли, содержания скота. Если учесть также политическое давление на кооперацию, то можно говорить об отсутствии у нее в условиях нэпа реальной хозяйственной самостоятельности. Низкий профессиональный и культурный уровень работников кооперации, бесхозяйственность и расточительность также дискредитировали кооперацию перед крестьянами. Большинство из них не видело ее преимуществ.

Противоречивость новой экономической политики состоит в несоответствии экономических и политических преобразований. Несмотря на некоторое оживление работы Советов и демократизацию страны, ослабления политической монополии РКП(б) не произошло.В 1921-1922 гг. прошел ряд судебных процессов над представителями партий эсеров и меньшевиков, которых обвиняли в контрреволюционной деятельности. Решением суда деятельность этих партий была запрещена, а многие из участников оказались репрессированными. В 1924 г. меньшевики, а в 1925 г. эсеры объявили о самороспуске и эти партии прекратили существование на территории СССР. Действовали лишь их заграничные центры.

В политике сохранялись классовые приоритеты. Конституция 1924 г. к категории лишенцев причислила лиц, использующих наемный труд или живущих на нетрудовые доходы, монахов и церковнослужителей, бывших полицейских, жандармов и др. При выборах депутатов в Советы преимущество по-прежнему сохраняли рабочие. Но в сельской местности в Советах заметно растет число средних и зажиточных крестьян. Однако теперь власть осуществлялась не столько через Советы, сколько через партийно-государственный аппарат от имени Советов, представительные органы оказались в подчинении у исполнительных.

Существенные изменения происходят и в РКП(б). На основании резолюции Х съезда партии в ней во второй половине 1921 г. прошла первая чистка, в результате которой из нее выбыло около 25% членов. Исключали пассивных и запятнавших себя недостойным поведением коммунистов. Партия освободилась от случайных людей. Но уже с 1924 г. начинается кампания по массовому приему в ее ряды «рабочих от станка». Критерием приема зачастую была просто классовая принадлежность. Численность партии быстро растет (с 1924-1926 гг. она увеличивается в 2 раза). Это отрицательно сказывается на ее качественной характеристике: менее 1% коммунистов имели высшее образование, 63% - начальное, 26% значились самоучками, т.е. не закончили никакого учебного заведения. Такие кадры были не в состоянии вникнуть в суть идеологической и политической борьбы 1920-х годов и оказать на нее какое-либо влияние. Они превращались в послушное большинство и способствовали впоследствии складыванию командно-административной системы.

Партийные органы все более занимались решением хозяйственных и административных вопросов. Ни одно серьезное преобразование не производилось без разрешения партийных органов. Между ними складывается строгая система соподчинения. Формируется широкий слой профессиональных управленцев со своими интересами, привилегиями, идеологией, образом жизни. На смену выборности кадров приходит практика назначений. Партия все более бюрократизируется. Идет дальнейшее сращивание партийного и государственного аппарата. За годы нэпа число аппаратчиков увеличивается в 3 раза и достигает 3,5 млн человек. Основную массу из них составляли малообразованные «выдвиженцы». Это и понятно, так как к 1928 году на всю страну приходилось только 233 тыс. специалистов с высшим и 228 тыс. - со средним специальным образованием.

В 1920 г. в идеологической и культурной жизнинаблюдались элементы плюрализма и демократизации, хотя нельзя говорить об ослаблении цензуры.Но и в этой сфере власти исходили из принципа классовой целесообразности. Идейные противники большевиков подвергались гонениям, запрету и даже выдворялись за границу. Так, в 1922 г. на так называемых «философских пароходах» из России были изгнаны около 200 известных деятелей науки и культуры.

Несмотря на всю противоречивость новая экономическая политика все же позволила в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.