Здавалка
Главная | Обратная связь

Постоянная полная интеграция



Варианты инклюзивного образования: полная интеграция, неполная интеграция, временная интеграция и др.

Исследования ИКП РАО в области интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью проведенных в Институте коррекционной педагогики исследований являлось создание системной модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду нормально развивающихся сверстников. Требовалось определить, обосновать и экспериментально проверить набор вариантов организации совместного обучения, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

При разработке вариативных форм организации интегрированного обучения и внедрения их в практику, ставились следующие задачи:

· расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка;

· обеспечить детям с отклонениями в развитии возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

· обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;

· обеспечить массовым педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.

Не менее значимо развитие интеграции для нормально развивающихся детей, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», закладывать культурную норму формирующегося гражданского общества — уважение к различиям между людьми.

Исследование позволило определить обязательные условия интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду:

· желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;

· наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

· наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;

· психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;

· готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка вариантов организации интегрированного воспитания и обучения основывалась на положении о том, что отечественная образовательная система должна обеспечивать возможность подобрать каждому ребенку ту форму интеграции, которая доступна и полезна для его психического развития, образования и формирования жизненной компетенции.

При разработке вариантов организации интегрированного воспитания и обучения учитывались современные научные представления о том, что уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может быть существенно различным, поскольку биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать вторичные отклонения в психическом развитии, которые могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения — специально организованного и особым образом устроенного. Учитывая значительную вариативность индивидуальных уровней развития детей с особыми образовательными потребностями, требовалось предусмотреть соответствующий набор моделей интеграции — от полной и постоянной до минимальной и эпизодической.

Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей, о проблемах которых они мало осведомлены. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения. Очевидно, что развитие интеграции требует принципиально нового взаимодействия специальных и обычных психологов, специальных и обычных педагогов, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учебных заведений. Соответственно создаваемые модели интеграции должны описывать механизмы реального взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе интегрированного воспитания и обучения ребенка. Рассмотрим разработанные варианты организации совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками, последовательно отвечая на следующие вопросы:

каким детям может быть полезна данная форма интеграции;

· в каких видах образовательных учреждений она может быть организована;

· каковы правила комплектования групп и классов;

· как дозируется время интеграции;

· каково содержание и характер совместной деятельности детей;

· какие специалисты участвует в процессе обучения и воспитания;

· где и кем оказывается специальная педагогическая помощь;

· каков механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов.

Постоянная полная интеграция

Чем более близким к возрастной норме является уровень развития ребенка и его психологическая готовность к совместному обучению, тем более полная интеграция ему показана, хотя и в этом случае сохраняется необходимость оказания индивидуальной коррекционной помощи.

Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.

Полная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

Сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень психического развития ребенка обеспечивается, как правило, при условии раннего выявления нарушений и проведения систематической коррекционной работы с первых месяцев жизни. Именно раннее начало и грамотная организация коррекционной помощи резко повышают вероятность достижения ребенком равного или близкого к норме уровня психического развития, а потому ранняя помощь — это самый надежный путь к полной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Полная интеграция может быть организована в разных учреждениях — массовом (обычном), массовом интегрированного обучения; комбинированном.

Правила комплектование групп/классов при полной интеграцииследующие: дети с отклонением в развитии по 1–3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы.

Дозировка времени интеграции отсутствует — дети в течение всего дня находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Содержание совместной деятельности не регламентируется: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают все учебные занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками.

В условиях постоянной полной интеграции процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования.

Специальная педагогическая помощь может оказываться как внутри учреждения, если это массовое образовательное учреждение интегрированного обучения или учреждение комбинированного вида, так и вне его, если дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в обычное массовое учебное заведение.

Интеграция необходима всем детям, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия с окружающими людьми, однако чем ниже уровень развития ребенка в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, чем менее он психологически готов к интеграции, тем более дозированным и регламентированным должен быть процесс совместного обучения. Только в этом случае у нас есть шанс сделать интеграцию и доступной, и полезной для развития ребенка.

Рассмотрим варианты дозированной интеграции.

Постоянная неполная интеграция может быть полезна как дошкольникам, так и школьникам с ограниченными возможностями здоровья.

Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Более широким является спектр показаний для детей дошкольного возраста. Постоянная, но неполная интеграция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений.

Для дошкольников постоянная, но неполная интеграция — это прежде всего обеспечение (вне зависимости от уровня общего и речевого развития) нахождения в среде нормально развивающихся сверстников с целью максимально возможной нормализации способов социального взаимодействия.

Постоянная, но неполная интеграция может быть организована во всех типах дошкольных образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах. Дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная», или в один класс под названием «гибкий».

Правила комплектования смешанных групп и гибких классов таковы: в дошкольной смешанной группе две трети детей составляют нормально развивающиеся воспитанники и одну треть — дети с определенным отклонением в развитии; гибкие классы могут быть организованы только в тех массовых школах, где имеется несколько параллельных классов, поскольку в состав каждого гибкого класса вводятся 2–3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего речь идет о детях ЗПР и неосложненной умственной отсталостью), которые периодически должны объединяться в одну группу для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам.

Время совместного пребывания дозируется, но при этом составляет большую часть дня. В смешанных группах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся вместе с остальными постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий (фронтальные и индивидуальные), которые проводятся учителем-дефектологом. В гибком классе школьники с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего речь идет о детях с задержкой психического развития) находятся с нормально развивающимися сверстниками большую часть дня, за исключением времени освоения учебных предметов по специальным программам, а также фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий, которые проводятся учителем-дефектологом.

Содержание и характер совместной деятельности регламентируются. В смешанной группе дети с ограниченными возможностями здоровья проводят большую часть учебного и все внеклассное время совместно с остальными. Учащиеся гибкого класса находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, в оставшееся время они объединяются с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья для работы по специальным коррекционным программам.

В случае неполной интеграции в процесс обучения в смешанной группе и гибком классе в равной мере вовлекаются педагоги массового образования и педагоги-дефектологи. В смешанной группе в первой половине дня фронтальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводит учитель-дефектолог, а с нормально развивающимися детьми — массовый воспитатель. Во второй половине дня все занятия проводятся совместно под руководством массового воспитателя. Учитель-дефектолог специально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к тем занятиям, которые во второй половине дня будут проходить совместно с нормально развивающимися детьми. В гибком классе часть учебных предметов преподает массовый педагог, а часть — дефектолог, он же готовит детей к учебным занятиям в общем потоке.

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.

Частичная интеграция может быть обеспечена в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих и обычные группы, и специальные группы, а также в тех массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии.

При частичной интеграции дети с ограниченными возможностями здоровья являются воспитанниками специальной группы или учениками специального класса, которые комплектуются по обычным для таких групп/классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отдельные дети с более высоким уровнем развития систематически вводятся в обычные группы (классы) по 1–3 человека.

Время интеграции дозируется, содержание совместной деятельности регламентируется. Дети дошкольного возраста в первой половине дня занимаются в специальной группе, фронтально и индивидуально, а во второй половине дня часть воспитанников может посещать обычную массовую группу, для чего в ее расписание вносятся изменения. На вторую половину дня переносятся те занятия и виды деятельности, которые могут быть успешно освоены детьми в ситуации совместного обучения и воспитания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.