Здавалка
Главная | Обратная связь

F - расстояние до изображения



Мы приводим упрощенную формулу, пригодную для большинства случаев любительской съемки. Более громоздкую и сложную полную формулу есть смысл применять для точных расчетов глубины резкости — например при макросъемке или работе с крупноформатными камерами.

Формула расчета глубины резкости в основном подтверждает практический опыт использования разных объективов — глубина резкости тем больше, чем меньше относительное отверстие объектива, меньше фокусное расстояние объектива и больше расстояние до объекта съемки. Однако в формуле расчета глубины резкости есть еще один параметр субъективного происхождения — размер допустимого кружка нерезкости. Эта величина описывает возможную степень размытия изображения, которая еще не замечается как нерезкость при просмотре фотографий. Смысл этого понятия в том, что каждая точка объекта отображается на пленке/матрице либо в виде точки (в случае точной фокусировки), либо в виде маленького кружка, который и называется кружком нерезкости. Если кружок нерезкости достаточно мал, то на фотографии он будет восприниматься точно так же, как точка. А изображение, соответственно, будет смотреться фактически так же, как и идеально резкое. Однако диаметр допустимого кружка нерезкости мы не зря назвали субъективным параметром. Дело в том, что его значение может значительно различаться в зависимости от степени увеличения негатива при печати, размера фотографии, расстояния, с которого эта фотография будет рассматриваться. Требования к размеру допустимого кружка нерезкости будут значительно строже при использовании профессиональной оптики (как при фотографировании, так и при печати!), при съемке на резкую и мелкозернистую пленку. А при минилабной печати любительской пленки, отснятой недорогой «мыльницей», вследствие заметно худшей общей резкости снимка размер кружка рассеяния можно задавать в несколько раз больше. Аналогична ситуация и в цифровой фотографии: использование более совершенной матрицы приводит к увеличению детализации и улучшению резкости изображения. Соответственно, более жесткие ограничения накладываются на допустимый диаметр кружка нерезкости, а значит — уменьшается и глубина резкости.

Отклонения от идеальной резкости заметны по-разному и в зависимости от сюжета.

Пропадание или явное ухудшение деталировки изображения достаточно четко разграничивает зоны резкости и нерезкости. Поэтому наличие мелких деталей на фотографии делает даже незначительную расфокусировку изображения хорошо заметной. И наоборот — если объект съемки лишен четких контуров и мелких деталей, кажущаяся глубина резкости становится больше.

Для примерного расчета глубины резкости при использовании 35-мм камер диаметр допустимого кружка нерезкости обычно принимают равным 0,025—0,03 мм. Исходя из этого значения и рассчитываются шкалы глубины резкости, имеющиеся на большей части объективов.

Попутно остановимся еще на одном интересном моменте. Принято считать, что широкоугольный объектив имеет глубину резкости значительно больше, чем длиннофокусный. Однако если в формулу расчета глубины резкости ввести масштаб изображения (отношение размеров изображения объекта на пленке к его реальным размерам), то оказывается, что глубина резкости зависит только от масштаба изображения, диафрагмы и кружка рассеяния и совершенно не зависит от фокусного расстояния объектива. Формально получается, что при одинаковом масштабе изображения глубина резкости будет идентична при съемке любым объективом — и длиннофокусным, и широкоугольным. В чем здесь ошибка?

Ошибки нет. Ведь, вводя величину «глубина резкости», мы делаем слишком много допущений, в первую очередь — допущение того, что резкость есть понятие «двоичное» — то есть либо резко, либо не резко, независимо от других условий. Но такая постановка вопроса возможна лишь в двухмерном (плоском) пространстве. Если попытаться построить более точную модель, описывающую восприятие резкости/нерезкости реальных трехмерных объектов, то это будет намного более сложная формула. К тому же мы ведь фотографию не линейкой смотрим. В процессе восприятия изображений основную роль играет мозг человека, который распознает знакомые ему предметы не только по резкой и четкой картинке, но даже по отдельным фрагментам или контурам, «домысливая» недостающую информацию. Лицо знакомого человека или контуры знакомого здания мы легко узнаем и в том случае, когда на фотографии они изображены слегка смазанными или размытыми. Поэтому в плане оценки восприятия фотографии было бы более правильным вести речь о степенях нерезкости изображения, введя как минимум две градации нерезкости — «не резко, но легко узнаваемо» и «не резко до неузнаваемости».

Самый простой пример тому — размытие фона при съемке длиннофокусным и широкоугольным объективами имеет разный характер совсем не потому, что где-то глубина резкости больше, а где-то меньше. Просто широкоугольник чаще всего применяется для съемки в гораздо меньшем масштабе, чем объектив длиннофокусный. К тому же даже при одинаковом масштабе изображения переднего плана длиннофокусный объектив изображает задний план в гораздо более крупном масштабе, чем широкоугольный. Поэтому задний план на фотографии, снятой длиннофокусным объективом, оказывается менее узнаваемым и воспринимается менее резким. И наоборот — широкоугольный объектив кажется имеющим большую глубину резкости вовсе не потому, что изображение каждого из предметов, находящихся на заднем плане, изобилует мелкими и четкими деталями. Детализация объектов на заднем плане ничуть не лучше, чем в случае съемки длиннофокусным объективом, и в этом нетрудно убедиться при помощи лупы (напомним — речь идет о случае одинакового масштаба изображения объектов переднего плана). Однако за счет более крупного масштаба изображения заднего плана в случае съемки длиннофокусным объективом резкость (а точнее — детализация) изображения уже падает до неузнаваемости, в то время как на снимке, сделанном широкоугольником, задний план остается еще вполне узнаваемым, даже будучи чуть-чуть нерезким.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.