Здавалка
Главная | Обратная связь

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНЫЕ ДЛЯ ЗРЕНИЯ СИТУАЦИИ



В этой главе я предлагаю обсудить применение основных принципов восстановления зрительных способностей в тех распространенных ситуациях, которые люди с нарушенным зрением склонны считать наиболее трудными.

Чтение

При чтении мы подвергаемся особенно сильному искушению использовать глаза и разум неправильным способом. К тому же, увлеченность повествованием провоцирует нашу слишком человеческую слабость к пожинанию конечных результатов. Мы столь жаждем видеть как можно больше и как можно быстрее, что полностью пренебрегаем нормальными и естественными возможностями, при помощи которых такая цель может быть достигнута. Неправильное функционирование становится привычным для нас, и наше зрение продолжает ухудшаться.

Первым делом нужно понять, что пожинание конечных результатов затрудняет работу и снижает их эффективность. Так что, когда бы и что бы мы ни читали, мы должны сдерживать проявления нашей нетерпеливости и избавляться от интеллектуального обжорства.

На ранних стадиях зрительного переобучения ясное и без усилий чтение не может быть достигнуто без обилия отдыха и

1 Ирит — воспаление радужной оболочки глаза.

расслабления. Иными словами, расслабление является одним из основных средств достижения цели: видеть как можно больше текста с минимальным напряжением и с максимальной работоспособностью. Поэтому, когда мы сдерживаем свою нетерпеливость, то прежде всего для того, чтобы позволить глазам и разуму расслабиться, в чем они так нуждаются, но чего постоянно лишены из-за привычки неправильного использования.

Чтобы обеспечить глаза и разум достаточным расслаблением, необходимо принять на вооружение следующие правила.

Первое. Закрывайте глаза на одну-две секунды в конце каждого или каждого второго предложения. Расслабьтесь и представьте последнее слово, которое прочитали, и знак препинания за ним. Когда вновь откроете глаза, посмотрите сперва на это слово и знак препинания, - они покажутся ощутимо четче, чем когда вы их читали. Переходите к следующему предложению.

Второе. В конце каждой страницы (или двух) делайте перерыв на пару минут для пальминга. Пожинателям конечных результатов такое, безусловно, покажется невыносимым испытанием. Но пусть они поймут, что эти перерывы приведут их к цели быстрее и легче. А также то, что "подавление" нетерпеливости возможно, будет весьма полезным для их характера!

Третье. Если есть возможность, принимайте солнечный свет на закрытые и открытые глаза перед пальмингом, а после пальминга — на закрытые. Если солнца нет, купайте глаза в свете сильной электрической лампы.

Четвертое. Когда читаете, сядьте там, откуда можно видеть календарь или другой хорошо знакомый текст с крупным шрифтом, висящий в дальнем конце комнаты. Периодически отрывайте глаза от книги и аналитически рассматривайте буквы или цифры. Если вы читаете при дневном освещении, смотрите за окно вдаль.

Пятое. Память и воображение могут быть привлечены на службу лучшему зрению. Время от времени делайте паузы, расслабляйтесь и, закрыв глаза, вспоминайте букву или слово, на которое только что смотрели. Представьте ее на белом фоне. Затем представьте белизну фона ярче, чем вы видели. Откройте глаза, посмотрите на фон вокруг и внутри реальных букв и постарайтесь увидеть его таким же ярким, как в воображении. Закройте еще раз глаза и начните снова. После двух-трех повторений — недолгий пальминг, и можно продолжать чтение. (В качестве альтернативного упражнения. Закройте глаза, вспомните последнюю виденную букву и воображаемой ручкой поставьте рядом с ней две черные точки: или сверху и снизу, или слева и справа. Переместите внимание с точки на точку шесть раз и откройте глаза, глядя на реальную букву, представьте, что видите рядом с ней такие же черные точки; проделайте с ними то же, что и в воображении. Повторите упражнение несколько раз и попальмируйте глаза).

Шестое. Когда шла речь о дальнозоркости, я рассказал о способе, каким люди, страдающие от пресбиопии, могли улучшить свое зрение: они брали миниатюрное издание и легко, без усилий смотрели на мельчайший шрифт, точнее, на светлые пробелы между строк. Это упражнение полезно не только пожилым людям с ухудшающимся зрением, любой, у кого есть трудности с чтением, может с выгодой тренировать себя в процессе работы...

Но хватит о технике расслабления, рассмотрим, как правильно выполнять самое действие чтения.

Здесь, как и во всех других зрительных ситуациях, величайшими врагами нормального зрения являются напряжение, неправильно направленное внимание, пристальное вглядывание. Чтобы одолеть этих врагов, надо быть внимательным и соблюдать такие правила.

Первое. Не задерживайте дыхания и не позволяйте векам надолго застывать без движения. Почаще моргайте, и нормально, спокойно и свободно дышите.

Второе. Не вглядывайтесь, не пытайтесь видеть всю строку или фразу одинаково хорошо. Поддерживайте глаза и внимание в непрерывном движении и, таким образом, вводите центральную фиксацию в действие. Этого легче всего достигнуть, заставив глаза после каждой прочитанной строки бежать к началу следующей по пробелу между ними. По началу эта техника покажется сбивающей с толку, но очень скоро вы обнаружите, что она немало делает для ясного и легкого чтения, что буквы и слова видны лучше, когда они, так сказать, перелетают с места на место, чем если были бы обездолены фиксированным вглядыванием; они также лучше видны, когда рассматриваются как прерывания чистого белого фона, а не вещи, существующие сами по себе и требующие расшифровки.

Третье. Не хмурьтесь, когда читаете. Нахмуривание является симптомом нервно-мышечного напряжения, вызываемого внутри и вокруг глаз неправильно направленным вниманием и усилием видеть. При достижении динамического расслабления и нормального функционирования привычка хмуриться пройдет сама собой. Но ее уход может быть ускорен, а физические и психические напряжения ослаблены частыми и намеренными сдерживающими действиями. В середине строки, абзаца, страницы внезапно прервите чтение и обратитесь на себя; вы застанете врасплох свои лицевые мышцы. Закройте ненадолго глаза, расслабьтесь и намеренно расправьте брови.

Четвертое. Когда читаете, глаза не должны быть полуприкрыты. Хотя, в отличие от нахмуривания, у этого действия оправдание есть. Опуская веки, мы сужаем площадь нормального зрительного поля, и таким способом устраняем часть отвлекающих факторов, в том числе рассеянное освещение, поступающее в глаза от тех пространств страницы, на которые не смотрим.

Многие люди с нарушенным зрением осуществляют чтение сквозь узкую щель между верхним и нижним веками; эта привычка более всего свойственна тем, у кого помутнена роговица или другие светопроницаемые (в нормальном состоянии) ткани. Оптический эффект таких помутнений сравним с эффектом, производимым крохотными водяными каплями, плавающими во взвешенном состоянии в воздухе осеннего утра; мириады этих капель отражают и рассеивают свет, образуя густую пелену, сквозь которую не пробиться взглядом. И страдающий человек, прикрывая веки, инстинктивно избавляет роговицу от избыточного света, что как бы снижает густоту тумана в его глазах, где роль водяных капель исполняют помутнения.

Но чтобы удерживать веки в таком положении, требуются непрестанные мышечные усилия. Эти усилия повышают напряжение внутри и на периферии глаз, а оно дает себя знать повышением напряжения разума. Вне сомнений, зрение из-под полуприкрытых век является способом его немедленного улучшения, но за это немедленное улучшение придется дорого расплачиваться в будущем, поскольку достигается путем нарастания напряжения и утомления, что чревато прогрессирующим ослаблением зрительной силы. Именно поэтому важно найти метод исправления этой крайне нежелательной тенденции. Сознательного расслабления век, чтобы они постоянно оставались нормально открытыми, будет недостаточно. Да и, скорее всего, все закончится тем, что мы будем видеть намного хуже, чем ранее, поэтому в целях самозащиты мы вынуждены будем вернуться к старым и плохим привычкам.

К счастью, существует простейший способ достижения тех же результатов, какие дают полуприкрытые веки. Вместо того, чтобы отсекать ненужное освещение и другие отвлекающие факторы в конце пути, то есть в глазу, мы отсечем их в самом начале. Все, что потребуется, это лист плотной черной бумаги, линейка и острый нож.

Возьмите черную бумагу и отрежьте столько, чтобы хватило закрыть половину обычной книжной страницы; посередине прорежьте щель — чуть длиннее печатной строки, а по ширине равную двум-трем таким же строкам. Впрочем, ширину прорези легко менять (в зависимости от размера шрифта), надвигая на нее полоску той же черной бумаги; когда нужная ширина достигнута, полоска закрепляется скрепками для бумаг. Затем, если все готово, наложите черную бумагу на страницу — так, чтобы нижняя кромка прорези как бы подпирала читаемую строку. Когда строка дочитана, сдвиньте прорезь на строку ниже. И так далее.

Это простое до абсурда приспособление полезно всем, кто испытывает какие-либо трудности в чтении. Для тех же, кто страдает от помутнения роговицы и других тканей, оно раза в два улучшит ясность их зрения, при том, что веки полностью открыты и расслаблены.

Чтение сквозь прорезь способствует той технике антивгля-дывания, о которой я уже говорил: быстрые перемещения вперед и назад по чистому светлому пространству сразу под шрифтом. Прямой край черной бумаги — точно железнодорожный путь, по которому взгляд катится быстро и плавно. Кроме того, легче представить фон светлее, чем в действительности, когда рассматриваешь и вспоминаешь его по контрасту с черной бумагой.

Черная бумага с прорезью может иногда быстро исправить привычку пытаться видеть слишком много текста и видеть сразу. Короткая щель в три четверти дюйма позволит видеть ровно столько, сколько может быть воспринято желтым пятном, а быстрые перемещения внутри ограниченного пространства введут в игру центральную ямку — точку наибольшей чувствительности глаза.

Разумеется, бумагу с такой прорезью придется передвигать от слова к слову, и, возможно, чтение с ней воспримется как мучительство (чтобы свести к минимуму это неудобство, чередуйте длинную и короткую прорези). Но если человек сознает, что, идя на некоторые жертвы, он вырабатывает у себя (и для себя) полезные привычки зрительных функций, то наверняка примирится с временными трудностями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.