Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Методология и методы научно-педагогических исследований



Вопросы контроля:

1. Что мы понимаем под «методологией», «методами научно-педагогических исследований»?

2. Какова логика научно-педагогических исследований?

3. Какие классификации методов научно-педагогических исследований вам известны?

4. Назовите теоретические методы научно-педагогических исследований и дайте им краткую характеристику?

5. Назовите эмпирические методы научно-педагогических исследований и дайте им краткую характеристику?

6. Назовите математические методы научно-педагогических исследований и дайте им краткую характеристику?

7. Можно ли ограничиться выбором одного метода при проведении исследования?

8. Какие из методов научно-педагогических исследований, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

Задания для СРС:

1.Составьте библиографический список, используя различные источники. Оценивается правильность оформления.

2.Схематично изобразите традиционную классификацию методов педагогического исследования.

Тестовые задания для контроля знаний

1. Научно поставленный опыт воспитания или обучения, в точно учитываемых условиях -

A. наблюдение;

B. эксперимент;

C. изучение опыта;

D. педагогический процесс;

E. экспертиза.

2. Специально организованное восприятие объекта, педагогического явления в естественных условиях - это:

A. педагогическое исследование;

B. лабораторное воспитание;

C. естественный эксперимент;

D. педагогическое наблюдение;

E. лабораторный эксперимент.

3. Методом работы с научными источниками является:

A. лицензирование;

B. конспектирование;

C. тестирование;

D. анкетирование;

Е. беседа.

4. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников -

A. эксперимент;

B. беседа;

C. анкетирование;

D. интервью;

Е. экспресс-лекция.

5. Фиксацию внешних проявлений поведения без выяснения причин и мотивов поступков предполагает:

A. анкетирование;

B. эксперимент;

C. моделирование;

D. тестирование;

Е. наблюдение.

Тема: ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ КАК ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вопросы контроля

1. Кто ввел в научный оборот термин «дидактика»? Что такое «дидактика»?

2. Что является объектом и предметом дидактики?

3. Каковы основные категории дидактики? Раскройте их сущность.

4. Какие проблемы стоят перед дидактикой на современном этапе развития?

5. Что такое процесс обучения?

6. Каковы структурные компоненты процесса обучения?

7. Какие функции выполняет процесс обучения?

8. Что такое принципы обучения? Назовите и кратко охарактеризуйте основные принципы обучения?

9. Что такое закономерности обучения?

10. Какие закономерности обучения Вы знаете?

11. Какие виды обучения вам известны? Охарактеризуйте их. Назовите преимущества и недостатки каждого из видов обучения.

 

Задания для СРС

1. Выпишите в глоссарий определения основных понятий по данной теме: дидактика, педагогический процесс (процесс обучения или учебно-воспитательный процесс), содержание образования, функции обучения, средства обучения, формы обучения, методы обучения, закономерности обучения, принципы обучения, учитель, ученик, знания, умения, навыки.

2. В определении предмета дидактики в научно-педагогической литературе не наблюдается единого подхода:

1) обучение как средство образования и воспитания;

2) закономерности и принципы обучения, а также его цели, содержание, методы, формы, и средства;

3) взаимодействие преподавателя и учащихся;

4) процесс преподавания и учения, а также условия необходимые для его протекания и результаты этих условий.

А что Вы выделили бы в качестве предмета дидактики? Свой ответ обоснуйте.

3. Синтезируя приведенные ниже определения, установите сущность учебного процесса.

1) Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2) Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3) Процесс обучения заключается в управлении познанием.

4) Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков.

5) Процесс обучения - это двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учащихся.

6) Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

7) В учебном процессе осуществляется воспитание и развитие учащихся.

8) Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.

9) Сущность учебного процесса состоит в организации учения.

10)Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения учащихся.

4. Что Вы понимаете под принципами обучения? Из предложенных ответов лишь один правильный. Какой?

1) Принципы обучения - это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся.

2) Под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.

3) Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.

5. Распределите известные вам принципы обучения на группы:

1) принципы, отражающие требования к деятельности учителя;

2) принципы, отражающие требования к содержанию образования;

3) принципы, отражающие требования к позиции учащихся в учебном процессе, к их знаниям, умениям и навыкам;

4) принципы, ориентированные на закономерности познавательной деятельности учащихся.

Свое решение обоснуйте.

Примечание: один и тот же принцип обучения может относиться к нескольким из указанных групп.

6. Внимательно прочтите определения понятия «обучение», проанализируйте их содержание.

Обучение - это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности (Педагогическая энциклопедия. – М., 1966).

Обучение - это основной путь получения образования, целенаправленно организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов (Энциклопедический словарь).

Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся (Т.А.Ильина).

Обучение - это социальная функция по передаче и усвоению общественного опыта, это акт взаимодействия учителя и ученика, с целью усвоения последним некоторого отрезка социального опыта (И.Я.Лернер).

7. Категория «образование» одна из наиболее сложных как в педагогике, так и в дидактике. Она определяется как:

1) процесс усвоения системы знаний;

2) результат усвоения знаний, достижение установленных образовательных уровней;

3) деятельность, обеспечивающая развитие личности;

4) система учебно-воспитательных учреждений;

5) ценность для некоторой категории граждан и др.

Выпишите из учебной и научно-педагогической литературы определения понятия «образование», в которых используются названные выше подходы. Сделайте содержательный анализ выписанных вами определений.

8. Постройте логическую схему процесса обучения. Обоснуйте ее.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.