Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ



Вопросы контроля:

1. Когда и где сформировалась теория воспитания как самостоятельный раздел педагогики?

2. Что такое воспитание?

3. Почему существует множество определений понятия «воспитание»?

4. Каковы основные задачи теории воспитания на современном этапе развития?

5. Каковы основные категории теории воспитания?

6. В чем специфика категориально-понятийного аппарата теории воспитания?

7. Каковы основные проблемы теории воспитания?

8. Что такое закономерности и законы воспитания? Какие законы и закономерности воспитания вам известны?

9. Что такое принципы воспитания?

10. Есть ли связь теории воспитания и других наук и в чем конкретно это выражается?

Задания для СРС:

1. Поразмышляйте о некоторых формулах педагогической мудрости и приведите примеры, которые могут их подтвердить или опровергнуть.

1. Огонь тушится не огнем, а водой.

2. Агрессия - крик о помощи.

3. Подготовка к обороне - это подготовка к нападению.

4. Хочешь рассеять тьму - включи свет.

5. Бунтовщик - это взбесившийся раб.

6. Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.

7. Не спрашивай человека, совершившего ошибку, почему он так поступил: он этого не знает.

2. Найдите педагогические ошибки в нижеприведенных утверждениях.

1. То, что я делаю, - всегда верно.

2. Я такой как есть, и другим быть не могу.

3. Душевные страдания - признак высшей натуры.

4. Я хочу, чтобы он был хорошим, и пытаюсь что-то делать для этого, но он остается плохим - значит, он меня оскорбляет.

5. Я не могу ничего изменить, потому что другие делают плохо.

6. Он плохой, поэтому я не буду ему помогать.

3.Виктору Гюго принадлежит высказывание: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки».

Действительно ли это так? Свой ответ докажите.

4.Вопрос о роли и месте воспитания в процессе развития и формирования личности является дискуссионным: одни считают, что возможности воспитания беспредельны (так, например, Гельвецию принадлежит фраза: «Воспитание может все!»), другие настаивают на том, что воспитание есть насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным (например, так считал Вольтер: «От всякого воспитания, друг мои, спасайся на всех парусах» ).

А каково Ваше мнение? Какое место занимает воспитание в системе факторов развития человека? Свой ответ аргументируйте, опираясь на знание «Теории воспитания».

5.Внимательно прочтите и проанализируйте высказывания о воспитании.

Природа и воспитание подобны А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу.

Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.)

Воспитание - это деятельность учителя, наставника, преследующая цель выработать определенные нравственные нормы поведения и практические навыки владения ремеслом.

Абу Наср Аль-Фараби (870 - 950)

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Наука о воспитании, может быть, сводится к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желательные таланты и добродетели.

КА. Гельвеций (1715-1771)

Все чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. Воспитание это дается нам или природой, или людьми, или вещами.

Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778)

…Воспитывать ... значит заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его.

В. Даль (1801- 1872)

Воспитание - это преднамеренное, планомерное воздействие одного человека (людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально - полезных природных свойств личности.

А.Л. Пинкевич (1883 - 1937)

Воспитывать - значит организовывать жизнь. В правильной жизни правильно растут дети.

Л.С. Выготский (1896-1934)

Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.

В.А. Сухомлинекий (1918 - 1970)

6. Представьте, что вам предстоит участие в дискуссии о соотношении понятий «социализация», «воспитание» и «развитие».

Внимательно прочтите позиции отдельных ученых по этой проблеме. Чья позиция Вам ближе? Определите взаимосвязь понятий «социализация», «воспитание» и «развитие»?

Социализация тождественна воспитанию. Б.З. Вульфов

Социализация, в известном смысле, противостоит личностному развитию и духовному росту, так как индивидуальность сознательно реконструирует свой социальный опыт и принимает ответственность за нормы и правила отношения к себе, другим, социуму. В.С. Титов

Развитие - общий процесс становления личности человека: социализация развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. А.В. Мудрик

7. Проследите эволюцию взглядов на воспитание в истории педагогической мысли.

Для выполнения этого задания можете обратиться к работам Я.А. Коменского, А. Кунанбаева, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др.

8.Воспитатель сам должен быть воспитан. Карл Маркс

Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Поразмышляйте над проблемой требований к воспитателю. Могли бы Вы составить минимальный перечень требований к воспитателю, без которых нельзя заниматься воспитательной работой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.