ТЕМА 6. СИСТЕМА СРЕДСТВ, ФОРМ, МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ (2 часа)
Вопросы лекции 6.1 Понятие средств, форм, методов и приемов воспитания, их взаимосвязь. 6.2 Характеристика методов воспитания. Различные подходы к их классификации. 6.3 Основные методы воспитания, их характеристика Вопросы СРСП (1 час) 6.1 Что определяется следующими условиями? Цели воспитания; содержание и закономерности воспитания; ведущий тип деятельности в данном возрасте воспитанников; возрастные особенности воспитанников; воспитательные задачи и условия их решения; уровень воспитанности и мотивации поведения у воспитанников; уровень профессиональной компетентности воспитателя; индивидуальные личностные особенности воспитателя. 6.2 Вставьте пропущенные слова: Форма воспитания – это внешнее …. Процесса… Преимущественно применяются ….. формы воспитания …- педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или… отдельные виды его деятельности. Поощрение – стимулирование…проявлений…с помощью…оценки её поступков, порождение чувства …и радости от сознания … другими усилий и …личности. …-торможение…проявлений личности с помощью…оценки её поступков, порождение чувства …стыда и … … - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что с воспитанниками доводится до … предела, когда …возможностью разрядить ситуацию является какая-либо … и неожиданная мера, способная … преодолеть …позицию воспитанника. Слова для справок: ложную, положительных, негативных, наказание, затормозить, личности, высокой, конфликт, раскаяния, «взрыв», признания, требование, удовольствия, отрицательной, вины, стараний, резкая, последнего, единственной, «взорвать», выражение, воспитания, групповые. 6.3 Заполните пропуски Методы воспитания – это … достижения заданной ….воспитания. Прием воспитания – это …общего метода воспитания, … воздействие, …улучшение. Средство воспитания – это … приемов воспитания. 6.4 Укажите общие условия, определяющие выбор методов воспитания. Коллективизм; цели и задачи воспитания; нравственно воспитание; содержание воспитания; возрастные особенности школьников, уровень сформированности коллектива; условия воспитания; систематичность; пожелания родителей; требовательность; профориентация. 6.5 В какой группе перечислены методы стимулирования? А) рассказ, объяснение, беседа, личный пример; Б) упражнение, поощрение, приучение, требование, поручение; В) поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический; Г) беседа, принуждение, воспитывающие ситуации, контроль. 6.6 Раскройте содержание функций форм воспитательной работы. Организаторская … Регулирующая… Информативная … 6.9 Какие предъявления требований наиболее эффективны в средних классах? Поставьте «+» или «–» там, где они проявляются.
6.8 Заполните таблицу. Отметьте требования, характерны для: 1) этической беседы; 2) диспута; 3) разъяснения
6.9 Для организации какого вида работы с воспитанниками характерны следующие принципы? -добровольность и свобода в выборе форм и направлений; - разнообразие форм работы; - демократичность и открытость; - активность, инициативность и самодеятельность воспитанников; - широкое вовлечение всех учащихся; - принцип романтики, игры и интереса. Вопросы и задания для СРС 6.1 Найдите в различных словарях определения понятия «метод». Выберите наиболее полное и точное, на ваш взгляд. 6.2 Воспроизведите в виде таблицы или схемы любую классификацию методов и средств воспитания. 6.3 Определите свою позицию в таком вопросе: являются ли убеждение, внушение, подражание методами воспитания или психологическими механизмами воспитательного воздействия? Аргументируйте свою точку зрения. 6.4 Приведите высказывания из педагогических трудов Я.А.Коменского, П.Д.Юркевич, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского о методах воспитания ребенка. Определите свое отношение к их позиции.
ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (1 час) Вопросы лекции 7.1 Содержание процесса воспитания 7.2 Особенности воспитательного процесса 7.3 Воспитательный процесс как система и его роль в целостном педагогическом процессе 7.4 Личностный подход
Вопросы СРСП (1 час) 7.1 Напишите рецензию на статью по данной проблеме. Статью согласуйте с преподавателем. Используйте для этого следующие журналы «Педагогика», «Семья и школа», «Образование» «Педагогический вестник» и др. Форма отчёта: текст рецензии. 7.2 Подготовьте доклад на тему: «Роль воспитания в целостном педагогическом процессе». Вопросы и задания для СРС 7.1 Записать термины по теме в глоссарий. 7.2 Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям. Форма отчёта: соответствующие картотека. 7.3 Подготовьте доклад, мини - реферат на одну из следующих тем: - Проблема целей воспитания в истории. - Реализация цели воспитания в современной школе - Ваш вариант темы (по согласованию с преподавателем). Форма отчёта: доклад, мини - реферат. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|