Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 6. СИСТЕМА СРЕДСТВ, ФОРМ, МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ (2 часа)



Вопросы лекции

6.1 Понятие средств, форм, методов и приемов воспитания, их взаимосвязь.

6.2 Характеристика методов воспитания. Различные подходы к их классификации.

6.3 Основные методы воспитания, их характеристика

Вопросы СРСП (1 час)

6.1 Что определяется следующими условиями?

Цели воспитания; содержание и закономерности воспитания; ведущий тип деятельности в данном возрасте воспитанников; возрастные особенности воспитанников; воспитательные задачи и условия их решения; уровень воспитанности и мотивации поведения у воспитанников; уровень профессиональной компетентности воспитателя; индивидуальные личностные особенности воспитателя.

6.2 Вставьте пропущенные слова:

Форма воспитания – это внешнее …. Процесса…

Преимущественно применяются ….. формы воспитания

…- педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или… отдельные виды его деятельности.

Поощрение – стимулирование…проявлений…с помощью…оценки её поступков, порождение чувства …и радости от сознания … другими усилий и …личности.

…-торможение…проявлений личности с помощью…оценки её поступков, порождение чувства …стыда и …

… - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что с воспитанниками доводится до … предела, когда …возможностью разрядить ситуацию является какая-либо … и неожиданная мера, способная … преодолеть …позицию воспитанника.

Слова для справок: ложную, положительных, негативных, наказание, затормозить, личности, высокой, конфликт, раскаяния, «взрыв», признания, требование, удовольствия, отрицательной, вины, стараний, резкая, последнего, единственной, «взорвать», выражение, воспитания, групповые.

6.3 Заполните пропуски

Методы воспитания – это … достижения заданной ….воспитания.

Прием воспитания – это …общего метода воспитания, … воздействие, …улучшение.

Средство воспитания – это … приемов воспитания.

6.4 Укажите общие условия, определяющие выбор методов воспитания.

Коллективизм; цели и задачи воспитания; нравственно воспитание; содержание воспитания; возрастные особенности школьников, уровень сформированности коллектива; условия воспитания; систематичность; пожелания родителей; требовательность; профориентация.

6.5 В какой группе перечислены методы стимулирования?

А) рассказ, объяснение, беседа, личный пример;

Б) упражнение, поощрение, приучение, требование, поручение;

В) поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический;

Г) беседа, принуждение, воспитывающие ситуации, контроль.

6.6 Раскройте содержание функций форм воспитательной работы.

Организаторская …

Регулирующая…

Информативная …

6.9 Какие предъявления требований наиболее эффективны в средних классах? Поставьте «+» или «–» там, где они проявляются.

 

Требование Приказ Совет Намек Угроза Доверие Просьба Осуждение
1. Прямое              
2. Косвенное              

 

6.8 Заполните таблицу. Отметьте требования, характерны для:

1) этической беседы; 2) диспута; 3) разъяснения

 

Требования Этическая беседа Диспут Разъяснение
1. Наличие плана      
2. Проблемность      
3. Соответствие опыту ученика      
4. Мастерство педагога      
5. Убедительность      
6. Борьба мнений      
7. Соответствие уровню развития школьников      
8. Сопоставление всех точек зрения      
9. Авторитет воспитателя      
10. Внушение      
11. Своевременность      
12. Форма обращения      
13. Тщательная подготовка      
14.Знание аудитории      

6.9 Для организации какого вида работы с воспитанниками характерны следующие принципы?

-добровольность и свобода в выборе форм и направлений;

- разнообразие форм работы;

- демократичность и открытость;

- активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;

- широкое вовлечение всех учащихся;

- принцип романтики, игры и интереса.

Вопросы и задания для СРС

6.1 Найдите в различных словарях определения понятия «метод». Выберите наиболее полное и точное, на ваш взгляд.

6.2 Воспроизведите в виде таблицы или схемы любую классификацию методов и средств воспитания.

6.3 Определите свою позицию в таком вопросе: являются ли убеждение, внушение, подражание методами воспитания или психологическими механизмами воспитательного воздействия? Аргументируйте свою точку зрения.

6.4 Приведите высказывания из педагогических трудов Я.А.Коменского, П.Д.Юркевич, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского о методах воспитания ребенка. Определите свое отношение к их позиции.

 

 

ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (1 час)

Вопросы лекции

7.1 Содержание процесса воспитания

7.2 Особенности воспитательного процесса

7.3 Воспитательный процесс как система и его роль в целостном педагогическом процессе

7.4 Личностный подход

 

Вопросы СРСП (1 час)

7.1 Напишите рецензию на статью по данной проблеме. Статью согласуйте с преподавателем. Используйте для этого следующие журналы «Педагогика», «Семья и школа», «Образование» «Педагогический вестник» и др. Форма отчёта: текст рецензии.

7.2 Подготовьте доклад на тему: «Роль воспитания в целостном педагогическом процессе».

Вопросы и задания для СРС

7.1 Записать термины по теме в глоссарий.

7.2 Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчёта: соответствующие картотека.

7.3 Подготовьте доклад, мини - реферат на одну из следующих тем:

- Проблема целей воспитания в истории.

- Реализация цели воспитания в современной школе

- Ваш вариант темы (по согласованию с преподавателем).

Форма отчёта: доклад, мини - реферат.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.