Здавалка
Главная | Обратная связь

КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин».



 

КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин» был образован в 1995 году Постановлением Администрации Алтайского края за № 263 от 05.07.95 г. с целью профилактики и поддержки физического, психического и социального здоровья мужчин трудоспособного возраста через оказание социальной, психологической, социально-медицинской, правовой помощи мужчинам, переживающим кризис, а также членам их ближайшего социального окружения. (http://www.criscentr.ru/)

Центр, создаваясь на стыке социальных практик здравоохранения и социальной защиты, внедряет на практике инновационные психосоциальные технологии и передовой зарубежный опыт в данной области, имеет научную поддержку профессорско-преподавательского состава Алтайского государственного университета. На базе центра открыт филиал кафедры социальной психологии АлтГУ.

На сегодняшний день определились и развиваются наиболее эффективные направления деятельности и формы работы Центра:

· индивидуальное очное и дистантное (по телефону и интернету) социально-психологическое консультирование. Консультации проводят психологи (включая медицинского и детского психолога), юрист;

· развитие и поддержка проекта Ответственное отцовство (организация мероприятий Воскресенье вместе с папой; информационное консультирование разводящихся пар и отцов о действиях, которые помогут минимизировать травму для ребенка при распаде семьи; работа игрового пространства «Веселые джунгли» для проведения досуга отцов с детьми и многое другое);

· профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми, в том числе через курирование семей, находящихся на ранних стадиях семенного неблагополучия по технологии Работа со случаем (в том числе и неполных отцовских семей).

· Активно используются выездные формы работы в районах Алтайского края. Обобщенный опыт работы специалистов центра транслируется через стажировки и информационно-обучающие мероприятия специалистам социальной сферы Алтайского края.

· осуществление правозащитной деятельности, представление интересов клиента Центра в суде;

· участие в разработке и реализации целевых программ социальной защиты населения;

· внесение предложений в органы государственной власти по совершенствованию законодательства в области охраны прав семьи, работы социальных служб по профилактике кризисных явлений;

· методическое обеспечение учреждений социального обслуживания населения края по профильным направлениям деятельности Центра, повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания;

· проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества;

· проведение научно-исследовательской работы, апробация, внедрение и отработка инновационных форм, методов и технологий социального обслуживания, подготовка научно-методических рекомендаций, сборников статей, тезисов и т.д.

· изучение и адаптация к условиям региона зарубежного опыта, развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

 

Структура центра включает в себя 8 структурных подразделений:

1. отделение консультативного приема

2. отделение экстренной психологической помощи по телефону

3. отделение по работе с неполной отцовской семьей

4. отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

5. отделение профилактики насилия в семье

6. организационно-методическое отделение

7. филиалы центра в г. Славгороде

8. филиалы центра в г. Рубцовске

 

В Краевом кризисном центре для мужчин на базе отделения ПБПН существует ряд проектов, направленных на работу с несовершеннолетними: «На пороге взросления», «Моё будущее - в моих руках», «На пути к цели». Данные проекты направлены на формирование жизненных целей, установок, пропаганды ЗОЖ, профилактику конфликтов. Так же специалисты отделения являются кураторами и тренерами КПП «Свет в родном окне», в рамках которой ведётся работа с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса. Основной акцент в работе центра делается работу с отцами и детьми. На базе имеется игровое пространство, где отцы и дети могут проводить время вместе. И организован проект «Развитие отцовских инициатив». В центре работает несколько психологов.

 

в соответствии с заданиями ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛОГИКА ГЛАВЫ 2

3. Изучение места психолога в структуре организации, условий его профессиональной деятельности, а также функционально-должностных обязанностей, профессиональных компетенций, правовых и этических основ деятельности психолога.

4. Анализ содержания, форм, методов и направлений профессиональной деятельности психолога в базовых организациях, предприятиях и учреждениях.

5. Изучение основной рабочей и отчетной документации психологической службы, содержания и разделов плана работы, психологических карт, журналов индивидуальных и групповых консультаций и т.д.

6. Составление профессиограммы рабочего местапсихолога и специфики работы психолога по организации психологического обеспечения деятельности предприятия, организации или учреждения на основе анализа профессиональных, и личностныхособенностей, предъявляемых к психологу на данном рабочем месте, а также квалификационных характеристик и требований.

 

2. ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

2.1. Характеристика структурных подразделений КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»

Отделение консультативного приема.

 

Цель: предоставление консультативных социально-психологических, социально-правовых (юридических), медико-социальных, социально-педагогических услуг клиентам центра посредством осуществления комплекса психокоррекционных, реабилитационных, просветительских мероприятий.

Отделение консультативного приема функционирует с января 1997 года, и было создано в связи с актуальной потребностью клиентов в получении консультативных услуг специалистов различных профилей. Действительно, зачастую трудная жизненная ситуация клиента характеризуется неблагополучием во многих сферах, что обуславливает целесообразность различной по направленности помощи. Реализуя принцип комплексности, в отделении ведут консультативный прием специалисты: специалист по социальной работе, психологи, психотерапевт, андролог, сексопатолог, юрист.

Оказание комплексной консультативной помощи в трудной жизненной ситуации является оптимальной технологией, направленной на активизацию внешних и внутренних ресурсов человека необходимых для преодоления кризисной ситуации, обретения адаптивного личностного механизма и трансляции данного опыта на свое ближайшее социальное окружение.

Консультативный процесс как вид деятельности отделения представляет собой четко налаженную безотказно функционирующую систему, которая имеет оптимальное в плане достаточности и информативности документальное сопровождение, что позволяет оперативно анализировать процесс и реагировать на изменения в нем. Важным системообразующим звеном консультативного процесса является первичный прием. Специалист первичного приема, исполняя функции координации консультативного процесса, обеспечивает его оперативность и бесперебойное функционирование. Основное содержание первичного приема - всесторонний анализ специфики жизненной ситуации клиента, его запроса и направление на прием к соответствующему специалисту, а также поддержание мотивации на посещение консультации посредством создания принимающей эмоциональной атмосферы, информирование об услугах Центра и предварительная запись на консультации.

Консультативная деятельность является проблемночувствительной, ярко представляющей специфику проблемных полей обращений клиентов. Систематичность и специфичность запросов клиентов сигнализирует о возникшей проблемной зоне социального неблагополучия, что можно рассматривать как форму социального заказа на тот или иной вид и направление работы. В этом случае экстренное реагирование на возникшее социальное неблагополучие является основным наполнением содержания деятельности специалистов отделения. Этот формат осуществляется посредством разработки целевых программ, фокусно направленных на разрешение социально-психологическими средствами заявленной проблематики. Формат экстренного реагирования помимо поиска и исследования целевых групп предполагает также технологическую мобильность специалистов, которая заключается в освоении и внедрении инновационных пространств психосоциальной работы с мужчинами. В результате обозначенного подхода, в отделении помимо консультативного приема функционируют следующие программы и проекты:

· Проект «На дворе детвора!»

· Программа «Моё будущее - в моих руках»!

· Кризисная линия для мужчин

· Программа социально-психологической реабилитации мужчин, перенесших инфаркт миокарда.

· Программа "Быть вместе - стать ближе"

· Психологический клуб «Восхождение к индивидуальности».

· Психологическое сопровождение клиента в кризисном состоянии.

· Программа выступлений в «Школе молодоженов»

· Программа «Супервизия телефонных консультантов»

· Тренинг «Мой выбор»

· «С папой вместе в школу»

· Программа тренинга профессионального самоопределения подростков

· Тренинг-группа личностного роста «33»

· «Супервизия специалистов (психологов) социальной сферы»

· Проект «Вырастайка»

· Проект «В кругу заботы и любви»

· Проект «Мой мир – моя семья»

· Проект «Культпоход»

· Проект выездного лагеря личностного самоопределения для старших школьников из неблагополучных семей «Автограф»

· Проект «Под отцовским крылом»

· Проект «Свет в родном окне»

 

Проект "Кризисная линия для мужчин". Руководитель проекта: Агальцова Ирина Васильевна. Тел. 8-800-350-0123 (круглосуточно).

В трудных жизненных ситуациях, кризисах, периодически оказываются или длительное время находятся множество людей - мужчин и женщин. Кризисная линия – один из механизмов способных оперативно помочь и решить возможные проблемы, крайне отрицательно сказывающихся на психологическом микроклимате, жизненных силах человека.

Кризисная линия для мужчин при ККЦМ создавалась с учетом психологических особенностей такой категории как мужчины.

В процессе социализации мужчина подвергается сильнейшему воздействию общества. Ему навязываются те модели поведения, которые общественное сознание связывает с образом мужчины. Социум требует от него строгого подчинения стереотипу «мужской роли» и отказу от индивидуальных проявлений его особенностей.

Мужчина имеет множество ролей в семье, на работе – он и «сын», «родитель», «кормилец», «шеф», «сотрудник», но практически нет отношений, в которых была бы востребована целостность его личности. Поэтому он стремится к возникновению этих взаимоотношений. Это чувство невостребованности способствует его обращению в ККЦМ, или на Кризисную линию для мужчин в поисках собеседника, в отношениях с которым он может найти подтверждение своей целостности.

Кризисная линия позволяет обеспечить для мужчины доступную, анонимную, понятную и естественную помощь независимо от возраста и социального положения.

Кризисная линия не ставит целью изменить стереотип поведения мужчины, а она должна помочь адаптироваться к новым социальным ролям, преодолеть стрессы, физические перегрузки, координировать мужчину в пространстве существующих служб и услуг.

Опыт ККЦМ показывает, что проблемы, с которыми абоненты обращаются на Кризисную линию могут быть самыми разнообразными. Это могут быть консультации по проблемам семейного насилия, проблемам суицидов, наркотической и алкогольной зависимости, психических травм, супружеских взаимоотношений, потери близких, проблемам в сексуальной сфере и проблемам одиноких отцов, а также социальной изоляции мужчин и многое другое.

Все это и многое другое позволило создать кризисную линию именно для мужчин.

Кризисная линия предполагает – 24 часовой режим работы (круглосуточно, без выходных). Нами использован и обобщен зарубежный и отечественный опыт телефонного консультирования.

Цель работы Кризисной линии для мужчин - оказание экстренной психологической поддержки мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей, в том числе несовершеннолетним находящимся в кризисной ситуации посредством дистантного психологического консультирования.

Основные задачи:

· психологическое консультирование мужчин, находящихся в трудной жизненной ситуации и членов их семей по психологическим проблемам, содействие снижению психологического дискомфорта;

· информационное консультирование мужчин, находящихся в трудной жизненной ситуации и членов их семей с целью установления их связи со специалистами Центра, социальными службами края, центрами занятости населения, юридическими службами и т.д.;

· создание банка ресурсной информации для предоставления мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей;

· формирование психологической культуры и укрепление физического здоровья мужчин через средства массовой информации.

Помощь по телефону доверия является наиболее доступной в любое время суток, понятной, естественной и обеспечивающей бесплатную психологическую консультацию.

Помимо не посредственной работы с клиентом, нами проводятся семинары-тренинги «Телефонное консультирование». Основной целью являлось обучение и подготовка консультантов для работы кризисной линии для мужчин, выработка концепции деятельности. Для участия в семинарах все кандидаты проходили определенный отбор: собеседование и психологическое тестирование, поскольку работа на кризисной линии предъявляет строгие требования к личностным и деловым качествам консультантов (ригидность мышления, социальная зрелость, тревожность, агрессивность, коммуникабельность).

 

В центре особое внимание уделяется уровню квалификации сотрудников. В центре трудятся, в том числе 4 кандидата наук и 14 специалистов высшей квалификационной категории. Специалисты неоднократно награждались дипломами, грамотами и благодарностями, в том числе Министра здравоохранения и социального развития РФ, Губернатора Алтайского края, Алтайского краевого законодательного собрания, Главалтайсоцзащиты, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, муниципальных администраций, общественных организаций и т.д. Но главное, с 2007 года специалисты получили более 500 положительных отзыва от своих клиентов.

В июле 2002 года Краевому кризисному Центру присвоен статус базового экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития. А в 2006 году по результатам конкурса центру присвоен статус опорно-экспериментального учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В структуре деятельности отделения специалисты различных направлений решают свои специфические задачи. Юридическая, правовая помощь помимо индивидуальных консультаций осуществляется в формате юридического сопровождения, что выражается в подготовке пакета документов, представления дел клиента в суде, подаче жалоб в соответствующие инстанции и т. д. и направлена на оптимизацию жизненной ситуации клиента посредством более полного использования прав и свобод гражданина, применения на практике действующего законодательства РФ. Большинство дел представлено проблематикой семейного права. Для запросов клиентов характерны споры отцов по участию в воспитании детей после развода. Можно констатировать значительные трудности по защите прав отцов в судебной системе, по-видимому, по причине устоявшихся стереотипов приоритетности прав матери. Кроме семейного права в запросах клиентов присутствует проблематика жилищного и трудового права, что так же характерно для переживания трудной жизненной ситуации.

Реализуя принцип комплексности, клиентам предоставляются социально-медицинские андрологические консультативные услуги. Для данных услуг свойственно сочетание сугубо медицинской направленности и социально-психологической. Так немаловажным аспектом андрологической помощи является формирование у клиента ответственного репродуктивного поведения, которое проявляется, прежде всего, в наличии мотивации на сохранение и трансляцию репродуктивного здоровья как неотъемлемой части жизни современного мужчины.

В структуре деятельности отделения преобладают социально-психологические услуги, что соответствует запросам и потребностям клиентов.

Социально-психологические услуги специалистов направлены на содействие клиентам - мужчинам трудоспособного возраста, переживающим трудную жизненную ситуацию и их ближайшему окружению - в улучшении психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

Целью работы психолога является создание психологических условий для формирования культурно-продуктивной самоактуализирующейся личности клиента, обладающей чувством жизненной перспективы, действующей осознанно, способной зрело и ответственно анализировать свою жизненную ситуацию с различных точек зрения и самостоятельно преодолевать трудную жизненную ситуацию.

Социально-психологические услуги осуществляются в двух формах работы: индивидуальная и групповая.

 

Индивидуальное психологическое консультирование.

 

Индивидуальные психологические консультативные услуги должны обеспечивать оптимизацию значимых межличностных отношений, а так же активизацию и мобилизацию потенциалов и ресурсов личности клиента, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации и решения социально-психологических проблем. Психологическое воздействие основано на диалоговом взаимодействии посредством циркуляции психологической информации между психологом и клиентом. Психологическая информация, которую получает и использует психолог, является конкретным знанием об особенностях функционирования психической реальности клиента, полученным психологом на основе . обобщенной научной теории.

Используются следующие технологии:

1. Психологическое сопровождение лиц в кризисном состоянии. Цель - содействие клиенту в продуктивном изменении личности при кризисных состояниях для преодоления трудных жизненных ситуаций и эффективного жизнеосуществления в индивидуальных социальных обстоятельствах. Сопровождение осуществляется достаточно длительный период времени, необходимый для проявленности позитивных личностных изменений на поведенческом уровне в конкретной жизненной ситуации клиента.

2. Кризисное консультирование. Цель - оказание клиенту экстренной кратковременной психологической помощи (в том числе по телефону) направленной на поддержку жизненного тонуса, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности, анализ, исследование и мобилизация физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов, а так же формирование мотивации к активным действиям для выхода из кризисного состояния и преодоления трудной жизненной ситуации.

 

Психологическое консультирование.

 

Цель - повышение внутриличностной компетентности клиента, налаживание значимых межличностных отношений, формирование потребности в психологических знаниях с целью полноценного развития

личности на каждом возрастном этапе, самоактуализация индивидуальности и повышение психологической культуры клиента и его микросоциальной среды.

При реализации вышеперечисленных технологий работы используются следующие техники, приемы и методы:

беседа, интервью, 5-ти шаговый рефрейминг, парадоксальная интенция, интерпретация, свободные ассоциации, обратная связь, самораскрытие, отражение чувств, перефразиование, анализ актуальных эмоций, уточнение, прояснение, побуждение, подбадривавние, активное слушание, директива, конфронтация, провокация, придание значимости, молчание, эмпатическая позитивная поддержка, анализ альтернатив, воздействующее резюме.

С целью исследования наличия и глубины кризисного состояния психики используется психодиагностическая методика цветовой тест Люшера в электронном варианте. Данная методика является проективной, анализирующей бессознательные структуры психики, что позволяет оперативно выявлять особенности актуального эмоционального состояния клиента с целью диагностики кризисных переживаний, что необходимо для предоставления адекватной, эффективной и своевременной психологической помощи.

 

Групповая работа.

 

Психологические услуги, оказываемые в групповой форме, направлены на развитие и формирование навыков социальной компетентности клиентов посредством привития социально ценных норм поведения, формирования личностных посылок для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и установок на личностный и социальный рост. Активное психологическое воздействие основано на процессах групповой динамики малой группы, которая представляет собой многоуровневую структуру межличностных отношений и, посредством структурирования процессов обратной связи, служит инструментом самоисследования коммуникативного стиля, социальных установок и личностных ресурсов клиентов участников группы.

Используемые технологии:

1. Социально-психологический тренинг.

Цель - развитие умений и навыков, способствующих личностному и социальному развитию, самореализации индивидуальности и актуализации личностных ресурсов с последующей отработкой и закреплением навыков их использования в условиях работы тренинговой группы.

2. Группа само- и взаимопомощи.

Цель - объединение клиентов переживающих общую проблемную ситуацию для передачи опыта преодоления асоциальных форм жизнедеятельности, снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности и помощи в выходе из состояния дискомфорта. Посредством формирования чувства сопереживания и взаимной поддержки фасилитируется ощущение безопасности и эмоциональной защищенности участников, способствуя успешной социальной адаптации участников.

3. Клуб общения.

Цель - создание психологических условий для сохранения, поддержания и укрепления психологического, социального и психического здоровья клиентов, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и эффективного общения.

При реализации технологий групповой работы используются следующие техники, приемы и методы:

групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, управление процессами групповой динамики, структурирование процесса обратной связи, развивающие психологические упражнения, психогимностика, аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, дыхательные и телесно-ориентированные техники, элементы психодрамы, арттерапии.

Психокоррекционные мероприятия носят заявительный характер и реализуются в индивидуальной и групповой формах работы. Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии и направлена на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

Содержание конкретной деятельности каждого специалиста по оказанию социально-психологических услуг регламентируется рабочей программой, разработанной в соответствии с особенностями, потребностями и запросами

целевой группы клиентов, целями и задачами социально-психологической помощи. Рабочая программа утверждается директором Центра и соответствует требованиям Государственных стандартов.

В процессе работы специалист получает от клиента психологическую информацию, касающуюся особенностей личности, межличностных отношений клиента, специфики социально-демографического статуса и жизненной ситуации. Содержание данной информации является профессиональной тайной. Психолог обязан предпринимать меры по обеспечению конфиденциальности всей полученной от клиента информации, и несет ответственность в установленном порядке за разглашение профессиональной тайны. Специалистами отделения осуществляется инновационная форма социального обслуживания - выездная консультативная бригада. В целях повышения доступности консультативной помощи для регионов края в 2000 году внедрен в работу формат выездной консультативной бригады. В составе консультативной бригады участвуют специалисты: психолог, психотерапевт, юрист, андролог, специалист по социальной работе. Для удобства населения и структурирования работы специалистов осуществляется предварительная запись на консультации, для чего проводится информационная кампания в местных СМИ.

Деятельность Отделения консультативного приема является ведущей в структуре деятельности Центра, количество предоставляемых специалистами отделения услуг составляет 30% от общего количества услуг. Специалистами отделения осуществляется методическая работа. С 2003 года разработан и внедрен в практику формат супервизорской работы в виде регулярного функционирования «Супервизорской группы» для психологов социальной сферы с целью профилактики и коррекции профессионально-личностных затруднений и повышения качества социально-психологических услуг. С 2006 года регулярно проводится стажировка «Психологическое сопровождение лиц в кризисных ситуациях» для психологов учреждений социального обслуживания Алтайского края.

 

 

Отделение экстренной психологической помощи населению по телефону.

 

Цель: предупреждение и купирование симптомов кризисов у мужчин трудоспособного возраста и членов их семей, также снижение уровня агрессивности в обществе, в том числе, аутоагрессии, предотвращения самоубийств и ослабление психологического дискомфорта мужчин трудоспособного возраста.

Открытие в Алтайском крае (да и впервые в России) Кризисной линии для мужчин (первоначальное название отделения) состоялось в декабре 2001 года и было приурочено к Ежегодной Международной акции «16 дней борьбы с насилием», объявленной Организацией Объединенных Наций.

Кризисная линия для мужчин является членом Российской Ассоциации телефонов экстренной психологической помощи, а так же членом Ассоциации Телефонов доверия для детей и подростков.

В аграрном, удаленном от центра регионе, каким является Алтайский край, еще недостаточно развита система оказания социальных и психологических услуг определенным категориям населения. Поэтому Кризисная линия для мужчин, построенная на принципах дистантного консультирования нередко может быть единственным источником оказания человеку в трудной жизненной ситуации экстренной психологической поддержки.

Кризисная линия призвана помочь мужчинам адаптироваться к новым социальным ролям, преодолевать стрессы, физические перегрузки, координировать абонентов в пространстве существующих служб и услуг. Линия работает круглосуточно, без перерывов на выходные и праздники.

Кроме того, в задачи отделения входит проведение исследовательской работы по разработке методик дистантного психологического консультирования мужчин и членов их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; изучение и адаптация отечественного и зарубежного опыта по организации деятельности данного типа телефона доверия; разработка критериев оценки качества профессиональной деятельности специалистов службы; формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья, атмосферы психологической защищенности клиентов.

Создание Кризисной линии для мужчин позволило своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку абонентам и способствовало расширению спектра услуг Кризисного Центра для мужчин.

С 2002 года на Кризисной линии осуществляется программа «Супервизия телефонных консультантов», направленная на повышение профессионального мастерства, профилактику и преодоление «синдрома сгорания» специалистов линии, развитие знаний, навыков и умений,

профессионально важных качеств консультантов телефона доверия. Супервизия при телефонном консультировании - один из методов подготовки и повышения квалификации телефонных консультантов. В процессе супервизии (групповая и индивидуальная) консультант получает возможность осознавать, интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные ситуации, возникающие в работе, что, в конечном итоге способствует, повышению качества экстренной психологической помощи абонентам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Служба активно развивает волонтерское движение. Каждые три месяца, сначала основания Кризисной линии, службой проводится семинар для волонтеров и практикующих психологов «Телефонное консультирование», с последующей обучающей практикой волонтеров на линии. Волонтеры, наиболее успешно проявившие себя в практике и консультировании, приглашаются в дальнейшем на постоянную работу в отделение, если возникает такая необходимость. В качестве ведущих, в семинаре участвуют все консультанты отделения и руководитель службы. Волонтеры в большом объеме участвуют в работе службы, привлекаются для рекламных и других акций.

В 2007 году средствами массовой информации широко освещалось открытие службой собственного сайта для молодежи в рамках конкурса грантов по краевой целевой программе «Молодежь Алтая на 2006-2010гг». Проект рассчитан на молодежь и подростков, проживающих в отдаленных районах Алтая.

В 2008 году Кризисная линия для мужчин в связи с оптимизацией бюджетных ресурсов и созданием единого телефона доверия экстренной психологической помощи населению переименована в «Отделение экстренной психологической помощи населению по телефону».

 

Отделение профилактики насилия в семье.

 

Цель: профилактика и предотвращение насилия в семье через информационно-просветительскую деятельность, работу с мужчинами, допускающими жестокое обращение в семье и работу с профессиональными сообществами на территории Алтайского края.

Отделение профилактики насилия в семье создано 3 февраля 2003 года. Работа с проблемой домашнего насилия, осуществляемая специалистами Отделения профилактики насилия в семье, имеет как профилактическую, так и реабилитационную направленность.

 

Профилактика насилия в семье.

 

Профилактическая работа с проблемой насилия в семье направлена на работу с общественным мнением. С этой целью осуществляется просвещение широких слоев населения по проблеме насилия, способам его профилактики и предотвращения, направленное на формирование общественного мнения, и, в частности мнения мужчин, относительно неприемлемости насилия в семье. Проводятся разнообразные по форме и типам информационно-просветительские мероприятия с целью распространения информации о сущности, видах, формах и причинах такого явления, как домашнее насилие. Основным в предоставлении информации является сообщение о способах пресечения, профилактики и ресурсах получения помощи в случае насилия в семье.

Специалистами отделения регулярно проводятся следующие социально-значимые акции:

- «Белая лента» - ежегодная уличная акция в рамках международной акции «16 дней против тендерного насилия», проходит в виде уличного шествия с тематическими плакатами и транспарантами и сопровождается распространением среди населения тематических информационных материалов, белых ленточек, как символа единства мужчин и женщин в борьбе с насилием в семье, произносятся лозунги и бечевки ненасильственной тематики; цель акции - привлечение внимания власти и общества к проблеме насилия;

- «День без насилия. Позвони!» - горячая линия, консультирование по телефону по проблематике насилия;

- оп-Мпе консультирование по проблеме насилия;

- конкурс детских рисунков «Нарисуй свою жизнь без насилия!» с целью формирования негативного отношения подростков к насилию;

- «Творчество молодых против насилия» конкурс студенческих работ - плакатов социальной рекламы, направленной на профилактику и решение проблемы насилия.

В отделении проводятся групповые проекты профилактической

направленности:

- «Быть вместе - стать ближе», группа для молодых супружеских пар, нацеленная на гармонизацию семейных отношений;

- Тренинг-группа «Мой выбор» для подростков по формированию навыков ненасильственного поведения;

- «Фестиваль молодых семей», выездной семинар-тренинг направленный на укрепление внутрисемейного взаимодействия;

- «Семейная гостиная», клуб общения для молодых семей с целью формирования позитивных семейных традиций;

- «Школа семьи», цикл лекций-бесед с целью поддержки молодых функциональных семей и предотвращения случаев насилия;

- Дискуссионный клуб для мужчин, неравнодушных к проблеме домашнего насилия;

- «Укрощение гнева», тренинг-группа для мужчин, чья профессиональная деятельность связана с насилием по формированию навьжов конструктивного выражения агрессии, профилактике и коррекции агрессивного поведения.

В период за 2005-2008г. были выпущены Методические

рекомендации по организации и проведению мероприятий в рамках международной акции «16 дней действий против тендерного насилия» (из опыта работы Краевого кризисного центра для мужчин), буклет для мужчин «Управление гневом», пособие для подростков «Общение без насилия». Регулярно осуществляется работа со средствами массовой информации.

 

Реабилитационная работа.

 

Технологии, используемые специалистами отделения позволяют осуществлять помощь в решении проблемы насилия начиная с этапа приема сигнала о проблеме и на всем протяжении работы. Первоначальная помощь начинается с приема сигнала о ситуации насилия через круглосуточный телефон доверия либо непосредственное обращение клиента в центр или принятие сигнала о случае насилия от специалистов других систем (образование, здравоохранение, ТОСНО, правоохраниетельные органы и т.д.). После принятия сигнала о случае насилия, специалисты проводят диагностику, определяют степень риска для пострадавших, разрабатывают план безопасности. Данная работа проводится как в учреждении, так и при выходе в семью. Затем, совместно с клиентами, разрабатывается и реализуется план реабилитации. На всех этапах выполнения плана реабилитации проводится мониторинг и оценка изменений в ситуации, принимаются необходимые меры по корректировке плана.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию с распространение проблем домашнего насилия в Алтайском крае, в настоящее время необходимыми являются следующие направления работы:

1. Инициирование и развитие законотворческой деятельности на уровне Алтайского края, что должно выражаться в принятии Закона Алтайского края по социально-правовой защите от насилия в семье; принятии подзаконных нормативных актов и документов, экспертизе существующего законодательства.

2. Разработка и внедрение на территории края социальных проектов и программ, направленных на профилактику и работу с семьями, находящимися в ситуации домашнего насилия путем инициирования и проведения конкурсов социальных проектов.

3. Содействие развитию межсекторного социального партнерства органов государственной власти, социально ориентированного бизнеса, некоммерческих организаций и учреждений социального обслуживания для формирования консолидированного бюджета финансирования социальных программ и проектов, направленных на решение проблемы домашнего насилия.

4. Создание единого информационного пространства с целью оценки распространения проблемы домашнего насилия, ее динамики и информированию по оказанию помощи семьям, находящимся в ситуации насилия в семье.

5. Выработка механизмов межведомственного взаимодействия для интеграции совместных усилий в решении проблемы домашнего насилия органов власти, учреждений и организаций различных ведомств, что может выражаться в организации и реализации совместного комплекса мероприятий и системы мер.

6. Организация изучения передового зарубежного и отечественного опыта в решении проблем домашнего насилия, а также внедрение инновационных технологий работы, направленных на оказание экстренной помощи семье, находящейся в ситуации домашнего насилия, комплексную поддержку и реабилитацию лиц, пострадавших от домашнего насилия и коррекцию поведения лиц, допускающих жестокое обращение в семье.

7. Расширение практики методической и обучающей деятельности для специалистов сферы социального обслуживания населения, работающих с семьями, находящимися в ситуации домашнего насилия, а также специалистов правоохранительных органов и медсудэкспертизы, здравоохранения, образования и средств массовой информации.

 

Отделение по работе с неполной отцовской семьей.

 

Цель: оказание социально-психологической, социально-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки неполной отцовской семье, направленной на оптимизацию жизненных сил членов неполных отцовских семей, а также мужчин, чьи проблемы связаны с осуществлением роли отца.

Отделение создано в феврале 2003 года.

Работа отделения строится по следующим направлениям:

- Организация работы с детьми из неполных отцовских семей;

- Организация работы с отцами, заинтересованными в воспитании своего ребенка;

Организация работы с неполными отцовскими семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Организация массовых мероприятий в рамках проекта «Ответственное отцовство». В рамках организации работы с отцами и детьми из неполных отцовских

семей, специалистами отделения используются индивидуальные и

групповые формы работы.

На базе Центра один раз в месяц проходят встречи Клуба отцов. Цель работы клуба - создание доверительной атмосферы общения отцов, способствующей обсуждению вопросов отцовско-детских взаимоотношений и выработке практических путей создания здоровых семейных отношений. Участники клуба получают возможность оценки успешности своих действий на опыте и примере других, а так же предоставлять для обсуждения свой опыт воспитания детей.

Для детей и подростков из неполных отцовских семей специалистами отделения проводится цикл групповых занятий «Школа жизни». Эта форма работы с подростками направлена на развитие личности подростка, на выработку стратегий и тактик поведения по преодолению жизненных трудностей, а так же возможности их предупреждения.

В летнее время проводятся выездные палаточные лагеря для детей и подростков из неполных отцовских семей.

При работе с неполными отцовскими семьями в трудной жизненной ситуации специалистами отделения осуществляется социальный патронаж семей.

Проект «Ответственное отцовство» заключается в создании комплексной системы мер социально-психологической помощи и поддержки семей, создании условий для личностного развития всех членов семьи, а также продвижение идеи ответственного отцовства через организацию массовых мероприятий.

В рамках проекта был успешно реализован краевой конкурс «Отец -ответственная должность!», цель которого - укрепление роли и повышение статуса отца-воспитателя своих детей в социально-культурном пространстве.

Уличная акция «Мой папа - СУПЕРПАПА!», которая проводится в летнее время в парках города, преследует цель укрепление роли и повышение значимости статуса отца-воспитателя своих детей в обществе.

Специалистами отделения по работе с неполной отцовской семьей ведется методическая работа, так в начале 2008 года вышел сборник «Ответственное отцовство в контексте социальной работы: отечественный и зарубежный опыт» посвященный Году семьи в России.

В перспективе развития отделения планируется реализация проекта по работе с будущими и молодыми отцами, а также реализация проекта «Воскресенье вместе с папой».

 

Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Цель работы отделения - реализация социально-психологических и социально-педагогических мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Алтайского края. В структуре Краевого кризисного центра для мужчин отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних функционирует с 2001 года.

Основные направления деятельности:

- профилактическая работа с детьми и подростками:

- социальная работа с родителями;

- социальная работа со специалистами, работающими с семьей;

- социальная работа с добровольцами.

В профилактической работе с несовершеннолетними и родителями используется индивидуальный и групповой подход. Ведется активное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, несовершеннолетних по самоопределению, профессиональному выбору, трудностям межличностного взаимодействия, проблемам социализации.

При работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и имеющих проблемы в воспитании детей, специалистами отделения используются технологии:

- социальный патронаж,

- интенсивная семейная терапия,

- сетевая терапия,

- родительский клуб.

Комплексное использование данных технологий позволяет не только просвещать родителей по вопросам детско-родительских, семейных отношений, но и содействовать в формировании условий, позволяющих семье преодолеть трудную жизненную ситуацию тем самым, улучшая положение детей в семье.

Групповая работа с несовершеннолетними строится на принципах добровольной активности, доброжелательности, самораскрытия, жизненного опыта. Специалистами отделения проводятся группа само- и взаимопомощи для мальчиков подростков с девиантным поведением, низкопороговый клуб «Лестница», которые направлены на приобретение навыков адекватного и равноправного общения, повышение уровня самосознания, формирование адекватной самооценки и навыков принятия собственных решений. Немаловажным компонентом работы с подростками является мероприятия направленные на социальную адаптацию, в которые входят развитие способностей к предотвращению и разрешению конфликтов, восстановление эмоциональных связей с семьей и близкими, формирование навыков здорового образа жизни.

Во время летних каникул проводится профильный оздоровительный выездной палаточный лагерь, который является заключительным этапом работы группы само- и взаимопомощи. Целью работы лагеря является организация полноценного отдыха детей, а так же укрепление их физического и социального здоровья.

Также с целью профилактики безнадзорности специалистами отделения активно развивается направление по уличной социальной работе, с целью улучшения положения и здоровья уличных детей города не посещающих постоянно те или иные секции, кружки и т.п. в период летних каникул, путем привлечения к организованным социально-одобряемым формам досуга. Так с 2006 года специалистами были реализованы акции «Построй свой двор», «Поменяй сигаретку на конфетку», «Квартал», «А у нас во дворе», конкурс дворовой песни «Гитары нашего двора».

Отделением ведется методическая работа для специалистов края, так за период 2004 - 2007 гг. были выпущены методические пособия: «Социальный патронаж семьи», «Уличная социальная работа», «Комплексные технологии работы с уличными детьми, а также с их ближайшим соц. окружением».

 

 

2.2. Должностная инструкция психолога отделения консультативно КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания РФ, утвержденных постановлением Минтруда России от 05 апреля 2000 г. с изменениями от 02.07.2001г., положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения.

1.1. Психолог относится к категории специалистов.

1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора Центра по представлению заведующего отделением консультативного приема.

1.3. Психолог подчиняется непосредственно заведующему отделением, в своей практической деятельности руководствуется приказами и распоряжениями директора Центра и настоящей инструкцией.

1.4. Психолог в своей профессиональной деятельности руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральными законами РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ, законами Алтайского края и региональных органов управления системой социальной защиты населения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, а также Уставом Центра и положением об отделении консультативного приема.

2. Должностные обязанности.

Психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение и восстановление психологического, психосоматического и социального благополучия мужчин, перенесших инфаркт миокарда.

2.2. Оказывает индивидуальные психологические консультативные услуги пациентам Кардиоцентра по направлению врача-кардиолога с целью исследования личности клиента, особенностей внутренней картины болезни, психологических причин возникновения патологии, а также с целью коррекции проблемных структур личности.

2.3. Проводит психодиагностические мероприятия с целью выявления личностных особенностей, способствующих развитию заболевания, эмоционального состояния после перенесенного инфаркта миокарда.

2.4. Составляет психологическое заключение по результатам психодиагностики и индивидуального консультирования, заполняет консультационный лист.

2.5. Предоставляет рекомендации лечащему врачу относительно реабилитационных мероприятий социально-психологической направленности.

2.6. Проводит ежедневно групповые занятия релакс-тренинга с целью обучения навыкам саморегуляции, оптимизации эмоционального состояния посредством снижения уровня

2.7. Составляет или разрабатывает авторскую целевую программу психокоррекции, которая регламентирует содержание профессиональной деятельности психолога отделения.

2.8. Осуществляет просветительскую деятельность с целью повышения психологической культуры населения и формирования запроса на услуги психолога.

2.9. Повышает профессиональную компетентность посредством супервизии в индивидуальной и групповой форме. Регулярно принимает участие в обучающих семинарах по профилю своей работы, тренингах личностного роста.

 

2.10. Применяет в своей деятельности современные научно-обоснованные методики и техники психодиагностики и психокоррекции.

2.11. Принимает участие в проведении общественных информационных акций о психологической службе Центра, содержании и задачах ее деятельности.

2.12. Осуществляет обобщение своего опыта практической работы, публикует и издает научно-методические, информационные материалы, участвует в проведении обучающих семинаров.

2.13. Совместно со специалистами отделения участвует в прогнозировании развития направлений деятельности отделения.

3. Права.

Психолог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства Центра, касающихся его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства Центра у заведующих отделениями и специалистов Центра информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

3.5. Привлекать с помощью заведующего отделением специалистов всех структурных подразделений Центра к решению задач, возложенных на него.

3.6. Требовать от заведующего отделением оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

3.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.

3.8. Самостоятельно выбирать теоретическую ориентировку (методологическую, психокоррекционную, психодиагностическую, психосоциальную), формы и методы работы, очередность проведения различных видов деятельности.

3.9. Отказаться от выполнения таких распоряжений администрации, которые противоречат профессиональным и этическим принципам работы.

3.10.На защиту профессиональной чести и достоинства.

3.11.На защиту своих прав и законных интересов, включая судебную защиту.

4. Ответственность.

Психолог несет персональную ответственность :

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, Уставом Центра и положением об отделении консультативного приема.

4.2. За соблюдение и защиту прав и законных интересов клиентов, за обеспечение конфиденциальности психологической информации предоставляемой клиентом в процессе оказания ему помощи.

4.3. За виновное причинение Центру ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым гражданским законодательством РФ.

4.4. 3а соблюдение установленных в Центре правил внутреннего трудового распорядка.

5. Служебные взаимоотношения.

5.1. Психолог починяется непосредственно заведующему отделением консультативного приема.

5.2. Взаимодействует с другими специалистами Центра, руководителями и сотрудниками других государственных и негосударственных организаций и учреждений социальной защиты, образования и здравоохранения по вопросам входящим в его компетенцию.

6. Квалификационные требования к должности.

6.1. На должность психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Психология».

6.2. Психолог должен знать:

Конституцию РФ, ТК РФ, Указы и Распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, Декларацию прав и свобод человека, профессиональную этику психолога, общую психологию, психологию личности, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, клиническую психологию,основы патопсихологии, психосоматику, основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены, основы профориентации, психологию труда, психодиагностику, психологическое консультирование, теорию и практику психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга, методы групповой консультации, психофизиологию, психологию семьи, этнопсихологию, конфликтологию, правила внутреннего трудового распорядка, правила техники безопасности и противопожарной защиты, основы работы на ПК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.