Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет, цель и основная задача логики как науки



Московский институт экономики, менеджмента и права

 

 

Кафедра истории и философии

 

 

Е.А. Полякова

ЛОГИКА

Конспект лекций

Москва 2008

 

Автор: Полякова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Логика: Конспект лекций / Полякова Е.А. – М.; МИЭМП, 2008.,

 

 

Конспект лекций предназначен для студентов очной формы обучения и

заочной формы выходного дня всех специальностей. Печатается по

решению научно-методического совета Московского института

экономики, менеджмента и права.

 

 

© Полякова Е.А., 2008

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2008

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….6

Глава 1. Предмет, цель и основная задача логики как науки………………7

Логика как наука……………………………………………………..7

Особенности процесса познания……………………………………8

Форма мысли…………………………………………………………8

Глава 2. Роль языка……………………………………………………………9

Понятие языка ………………………………………………………9

Аспекты изучения языка…………………………………………….10

Виды языка (по происхождению)…………………………………..10

Имя – основная смысловая категория языка………………………11

Виды имен.…………………………………………………….. …...11

Глава 3.Основные законы логики……………………………………………12

Понятие логического закона………………………………………...12

Закон тождества……………………………………………………...13

Закон непротиворечия……………………………………………….13

Закон исключенного третьего………………………………………14

Закон достаточного основания……………………………………...14

Глава 4. Понятие………………………………………………………………15

Понятие как форма мышления……………………………………...15

Содержание и объем понятия……………………………………….16

Логические приемы формирования понятий………………………16

Виды понятий………………………………………………………...17

Отношения между понятиями………………………………………18

Логические операции с понятиями…………………………………21

Глава 5. Суждение…………………………………………………………….24

Суждение как форма мышления……………………………………24

Простые суждения…………………………………………………...25

Сложные суждения…………………………………………………..27

Отношений между простыми суждениями ………………………..28

Глава 6. Логика вопросов………………………………………………………30

Сущность и структура вопроса……………………………………….30

Виды вопросов…………………………………………………………31

Правила постановки простых и сложных вопросов…………………32

Глава 7. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения……………………...33

Понятие умозаключения………………………………………………..34

Дедуктивное умозаключение…………………………………………..34

Непосредственные умозаключения……………………………………35

Опосредованные умозаключения. Простой категорический

силлогизм………………………………………………………………..36

Общие правила категорического силлогизма…… ..…………………39

Сокращенный силлогизм………………………………………………40

Сложный силлогизм и его виды……………………………………….41

Сложносокращенный силлогизм………………………………………41

Дедуктивные выводы из сложных суждений…………………………42

Глава 8. Индуктивное умозаключение………………………………………….47

Понятие индукции………………………………………………………47

Виды индукции………………………………………………………….48

Индуктивные методы установления причинных связей……………..50

Понятие вероятности……………………………………………………53

Глава 9. Умозаключение по аналогии……………………………………...54

Понятие аналогии………………………………………………….54

Виды аналогии: аналогия свойств и отношений………………...54

Виды аналогии по степени достоверности заключений………...55

Глава 10. Гипотеза и ее виды…………………………………………………….56

Понятие гипотезы………………………………………………………56

Виды гипотез……………………………………………………………56

Построение и опровержение гипотез………………………………….57

Глава 11. Логические основы теории аргументации……………………………58

Понятие аргументации…………………………………………………58

Состав аргументации…………………………………………………...59

Структура аргументации……………………………………………….60

Способы аргументации………………………………………………...61

Правила в доказательстве и опровержении…………………………...63

Ошибки в доказательстве и опровержении…………………………...63

Стратегия и тактика аргументации……………………………………64

Понятия о софизмах и логических парадоксах……………………… 67

Список литературы…………………………………………………………… …..68

 

 

Введение

Логика является обязательной дисциплиной в высших учебных заведениях, особенно на юридических специальностях. Необходимость изучения логики для специалистов всех направлений обусловлена тем, что любая наука, любой вид деятельности человека основываются на принципах и законах логического мышления.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и самого себя. Для этого им были изобретены различные способы познания. Эффективное познание невозможно без логически правильного мышления.

Человек не рождается с развитым абстрактным мышлением. Это результат постоянной мыслительной деятельности. Изучение логики – один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления.

Цель данного учебного пособия – оказание помощи в изучении логики студентам очной и заочной форм обучения, в понимании и освоении основных вопросов курса.

Задачами данного учебного пособия являются:

1. Развитее логической культуры студентов на основе обучения логическим операциям, развития абстрактного мышления, совершенствования логической памяти.

2. Знакомство с логическими принципами научного исследования, с такими его составляющими, как объяснение, определение, обобщение, классификация, доказательство, опровержение и т.д.

3. Обучение правилам аргументации, навыкам рационального убеждения в научной дискуссии.

В результате изучения данного курса студенты должны

1. знать:

- основные законы, приемы, формы и операции мышления;

- правила аргументации;

2. уметь:

- применять свои знания в мышлении;

- владеть навыками убеждения и научной дискуссии.

В основе данного учебного пособия лежат лекции, прочитанные в Сергиево-Посадском филиале МИЭМП на очном и заочном отделениях с 2004 – 2008 гг. Программа курса «Логика» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Предмет, цель и основная задача логики как науки

1. Логика как наука.

2. Особенности процесса познания.

3. Форма мысли.

 

Логика как наука

Логика – это наука о мышлении. Она возникла в 4в. до нашей эры. Ее основателем является Аристотель. Это – формальная логика.

Основная цель логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

Историю логики можно разделить на два основных этапа:

1-й: с момента возникновения до сер. 19 в. – это формальная, традиционная логика;

2-ой – после середины 19 в. – математическая или символическая логика. Второй период связан с бурным развитием науки, проникновением в нее математических методов.

Объектом изучения логики является мышление человека. Логика не единственная наука, изучающая мышление – это и психология, и физиология, и медицина… Но только логика изучает мышление как средство познания. Ее предметомявляются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.