Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности процесса познания



Познание–процесс отражения объективного мира сознанием человека. Познание представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Познание может быть чувственным и отражать мир непосредственно и абстрактным – отражать мир опосредованно. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение внешнего материального мира, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее в различных формах.

Чувственное познание не дает нам знание о причинной зависимости между явлениями. Для этого существует мышление, отражающее действительность в определенных логических формах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. (Формы абстрактного мышления будут рассмотрены далее подробно).

Особенностями абстрактного мышления являются:

А) обобщение – способность мышления абстрагироваться (отвлечение) от единичного, выделяя в предметах общее, существенное;

Б) способность опосредованно отражать действительность. Т.е. мы можем получать новые знания, не прибегая к чувственному восприятию, а на основе уже имеющихся знаний. Такое знание называется выводным, а процесс – выведение.

В) связь с языком: язык выражает результат мыслительной деятельности.

Основной задачейлогического исследования является обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения.

Рассуждение – это цепочка выводов, вытекающих один из другого. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.

Форма мысли

Логическая форма мысли – это ее строение, способ связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логическая форма отражает общие структурные связи объективного мира.

Структуру мысли, т.е. ее форму можно выразить при помощи символов. Выявим форму следующих мыслей: «все соловьи – птицы», «все жуки насекомые», «все люди смертны». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S суть P». Эта формула включает S – субъект, т.е. понятие о предмете суждения («соловьи», «жуки», «люди»), Р – предикат, т.е. понятие о признаке предмета («птицы», «насекомые», «смертны»), связку («есть», «суть»), кванторное (количественное) слово «Все», которое указывает, принадлежит ли признак, выраженный предмету, всему объему понятия, выраженному в субъекте, или только его части. Бывает квантор общности («все», «всякий», «каждый», «ни один») и квантор существования («некоторый», «существует»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает логика?

2. Каковы основные формы чувственного познания?

3. Каковы основные формы абстрактного мышления?

4. Назовите основные структурные элементы каждой мысли. Приведите примеры.

 

РОЛЬ ЯЗЫКА

1. Понятие языка.

2. Аспекты изучения языка.

3. Виды языка (по происхождению.

4. Имя – основная смысловая категория языка.

5. Виды имен.

Понятие языка

Язык выступает материальной оболочкой мыслей. Выявление логических структур возможно только при анализе языковых выражений.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Язык состоит из знаков.Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно) предмет, выступающий представителем другого предмета.

Существуют:

1. знаки-образы;

2. знаки-символы.

1. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами (фото, дорожные знаки, отпечатки пальцев).

2. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (буквы, ноты, цифры).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.