Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. А между тем заря разгорается; вот уже золотые волосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И. С. Тургенев.)

- Предлагаю пойти в лес. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок. И для девчонок, и для мальчишек, только очень наблюдательных и любознательных.

II. Определение темы и целей урока.

– Отгадайте загадки и определите тему урока.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(Солнце.)

Из-под снега расцветают,

Раньше всех весну встречают.

(Подснежники.)

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька.)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой?

(Ручей.)

– Почему загадка о солнце – первая? (Потому что солнце стало подниматься на небе выше и на смену зиме идет весна. «Весна» – тема нашего урока.)

- Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работ. Вы знаете его? Сегодня на уроке нам предстоит определить порядок работ весны, узнать, какая весна соответствует марту, апрелю, а какая – маю. За окном зима, поэтому чтобы ответить на вопросы урока, надо попасть в гости к весне. Помогут нам в этом волшебные слова:

Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап – весна настала!

III. Изучение нового материала.

– Идет матушка-весна, отворяйте ворота! Первым март пришел, белый снег сошел. Расскажите о марте.

- «С марта весна открывается», – говорят в народе. Однако отсчет вешних дней ведется по-разному. Календарная весна начинается в первый день марта. Фенологическая – с первых проталин и подснежников. Метеорологическая – с перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая же весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия. По астрономическим данным, жизнь весны короче лета, но продолжительнее осени и зимы. Она длится 92 дня и 21 час. Первый весенний месяц богат светом.

Март хотя и плакса, но хитрец большой:

Глаз один в слезинках, а в лучах другой.

- Снег сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, – тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. (А. Куприн.)

– Как удалось марту справиться со снегом? (Солнце светит ярче, становится теплее.)

– В народе март называют «протальник». Какие изменения в неживой природе происходят в марте? (Увеличивается высота солнца, повышается температура, тает снег, из осадков преобладает дождь.)

– Ответьте на вопросы марта, ответы запишите, а весной проверите свои предположения.

– Какого цвета весной тени на снегу? (То синие от неба, то лиловые от закатного солнца, то желто-коричневые от земли.)

– Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный.)

– Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

– С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

Вскрываются почки, как реки! Такая стоит трескотня!

Тяжелые сонные веки весна наконец подняла!

Г. Новицкая

– С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, он разносится по дереву – в растении началось сокодвижение.)

– Оживают весной деревья. Загустели кроны – это набухли на ветвях почки. Ветви у берез стали бронзовыми. Такой цвет называют мартовским загаром.

– Кто дает в природе команду зацветать? (Солнце.) Как это происходит? (Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.)

– Поставьте в воду веточку тополя или другого дерева. Посмотрите, как набухают почки, разворачиваются листочки. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

– Какие вы знаете цветы, которые, не дожидаясь схода снега, начинают цвести? Как их называют? (Гусиный лук, первоцвет, галантус. Эти цветы расцветают, не дожидаясь схода снега.)

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники, Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

– Почему подснежники спешат цвести? (Они очень любят свет.)

– Какое самое заметное изменение происходит в неживой природе в марте? (День становится длиннее и ярче.) Солнце начинает одолевать зиму. Появляются проталины, но ведь вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

– На смену марту приходит апрель.

Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда. Месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой.

Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей.

Я. Колас

– Прилетают птицы. Удлиняется день, уменьшается облачность. Иногда набегут тучи, и земля вновь покроется ослепительно белым снегом. Но как только затихнет северный ветер, опять припечет солнце и вновь запорхают яркие бабочки-лимонницы, мушки, комары.

В конце первой декады реки полностью освобождаются ото льда. На оголенных проталинках первой зацветает мать-и-мачеха, затем ольха и лесной орех.

– Какие изменения в природе происходят в апреле? (Прилетают птицы, день становится длиннее, появляются насекомые, реки освобождаются ото льда, зацветают травы и деревья.)

– В марте весна только улыбается, а в апреле можно почувствовать ее запах. Как, по-вашему, пахнет весна?

– Кого манит аромат распустившихся цветов?

Говорят, ивовый пир – праздник для насекомых. Какие насекомые вьются вокруг ивы? (Шмели, мухи, пчелы, бабочки.)

– Как называется наука, изучающая муравьев? (Мирмекология.)

Муравьи живут семьей. В семье есть родоначальница – царица. Она живет в самом укромном м безопасном месте. Мелкие муравьи – няньки – ухаживают за ней. Больше всего в муравейнике – рабочих муравьев. Они строят, добывают пищу, вскармливают молодь.

В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи – солдаты. Оружие муравьев – челюсти.

– Когда придете весной в лес, найдите муравейник и понаблюдайте за его обитателями.

– Какие цветы в нашей местности появляются первыми? Что и как помогает им цвести?

– Как вы думаете, какое самое большое дело у весны в апреле? Когда придет апрель, понаблюдайте, какие наиболее яркие изменения происходят в живой природе в нашей местности.

– У птиц началось движение. Зимние гости – снегири, свиристели – потихоньку улетают на север. А с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Подумайте, в каком порядке птицы возвращаются на родину весной. Вспомните о сроках отлета птиц.

Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.

Птицы – это песнь и полёт! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём, и ночью.

Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.

Птицы – дети радуги. Их перья переливаются разными цветами.

Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.

Птицы – это тайна и красота. Без них нам не обойтись!

Наука, изучающая птиц, называется орнитологией.

1. Маленькая перелетная птица с темно-бурым оперением.

2. Небольшая птица, превосходный певец.

3. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.

4. Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.

5. Крупная промысловая птица.

6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

7. Мелкая птица, живущая по берегам водоемов, заросших камышом.

8. Дневная хищная птица.

О т в е т ы: 1. Стриж. 2. Жаворонок. 3. Кукушка. 4. Аист. 5. Тетерев. 6. Вальдшнеп. 7. Пастушок. 8. Коршун.

– Птиц иногда называют «лесными Айболитами». Почему? (Они поедают вредных насекомых, которые причиняют вред деревьям.)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

– Расскажите, что вы знаете о дятле. Почему его называют «доктором наших лесов»?

– Каких птиц вы знаете? Чем они помогают лесу?

Воробей – уничтожает вредных насекомых, спасает травянистые растения и деревья от вредителей.

Ворон – лесной санитар, собирает падаль, очищает лес.

Дрозд – лечит деревья. Засовывает свой клюв глубоко в землю и вытаскивает из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев.

Пищуха – клюв длинный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый вниз. Может легко забраться в любую щель и достать насекомых-вредителей.

7. И г р а «Пищевые цепи».

– Кто быстрее и правильно составит пищевые цепочки, где завершающим звеном являются: дятел; синица; кукушка; филин.

– Рассмотрите и сравните изображение гнезд различных птиц.

Гнездо – это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яички в нем – как горстка сияющих драгоценностей. В гнезде певчего дрозда похожи на изумруды. Но что изумруды – они мертвы! А в яичках будущие птенцы. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, ненайденный принесет он радость.

– Каким птицам человек помогает устраивать гнезда? (Но большинству птиц наша помощь не нужна. Они сами творят чудеса.)

– Скоро мы совершим удивительное путешествие в тропический лес и раскроем другие тайны этого экзотического уголка природы.

– Весенние песни, весенние заботы. Птицы прилетели, гнездо обжили, что же дальше? (Выводят птенцов.) Что вы об этом знаете?

Птичий рабочий день длится 16–19 часов. Надо кормить птенцов. Зато птенцы растут не по дням, а по часам. Но птенцы – не дармоеды. Чем больше они едят, тем больше от них пользы. Какой? (Птенцы очищают от вредных насекомых леса, сады, поля.)

– Заканчивается апрель – месяц настоящей весны. Какие глобальные изменения произошли в неживой природе? (Растаяли последний снег и лед на реках.) Впереди месяц – тропинка к лету.

Светит в мае солнце ярко, расцвели вокруг цветы.

– Какие цветы расцветают в мае?

Древнерусское название мая – «травень» да еще «песенник». Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. В народе говорят: «Май леса одевает, лето в гости ожидает». Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий. Холоден май в тундре, но и там весна – хозяйка.

– Почему в народе говорят: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает»?

Б л и ц в и к т о р и н а.

Карточки с ответами прикрепляются на доску вместе с иллюстрациями или гербарием.

1) Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчелы и шмели. (Медуница.)

2) Мелкие, белые, похожие на колокольчики душистые цветки, собраны в красивую кисть на верхушке стебля, цветы свешиваются в одну сторону. Цветы с сильным и резким запахом используются для приготовления духов. (Ландыш.)

3) Зеленовато-желтые цветки похожи на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие. Этим растением любят лакомиться гуси. (Гусиный лук.)

4) Очень изящное небольшое растение с приятным запахом. Цветы маленькие, белые, душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появляется. (Майник.)

5) Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло. (Фиалка.)

6) Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля. Название свое растение получило за раннее цветение и морщинистые листья. Соцветие похоже на связку ключей – отсюда его народное название «ключики». (Первоцвет.)

7) Растение с ярко-желтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк.)

8) Это дерево можно встретить во влажных местах по берегам рек и озер, в лесах, оно зацветает первым из деревьев. Шишечки, кору и листья применяют от многих болезней. (Ольха.)

9) Это дерево – особый род ивы. У него пушистые, словно меховые, сережки. Ветки цветущего дерева люди приносят в свои дома. (Верба.)

10) Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,

И о чем она грустит, никому не говорит. (Ива.)

11) Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-желтой корзинкой. После цветения появляются листья. Растение лекарственное. Верхняя часть листа более холодная, чем нижняя. (Мать-и-мачеха.)

– Как одним словом назвать эти растения? (Первоцветы.)

– Чем первоцветы отличаются от подснежников?

IV. Итог.

– Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя?

– Что вы хотите узнать о жизни леса летом?

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.