Здавалка
Главная | Обратная связь

Номинация «Призвание – Педагог»

Открытый конкурс творческих работ,

Посвященный Году литературы – 2015

«Как слово наше отзовется»

Номинация «Призвание – Педагог»

(«Любимые мои ученики»)

Автор: учитель русского языка и литературы

МОКУ СОШ пгт Лёвинцы

Оричевского района Кировской области

Новоселова Венера Талгатовна

8-909-140-07-90

 

 

 

2015-2016

В декабре 1989 года на территории военного городка Киров-200 состоялось торжественное открытие школы. Средний возраст учителей был 27 лет. И съехались мы из разных уголков нашей необъятной страны.

Мой родной город – Екатеринбург. Теперь моя родина – Вятская земля. Здесь я впервые вошла в класс учителем, здесь были мои взлеты и падения, здесь я шагала по тернистому школьному пути…Сегодня я учитель с многолетним стажем, большим опытом, с наградами – но память всегда воскрешает прошлое, всегда возвращает меня к НАЧАЛУ, к моим первым девятиклассникам.

 

Моему первому выпуску посвящается

Конец ноября 1988 года

Наконец-то откроется школа… Сначала строители обещали сдать ее к 1 сентября, потом к 1 января 1989 года. Второе слово оказалось дороже первого. Чувство единения, сопричастности к общему делу объединило всех: детей, родителей, учителей. Школа стала местом паломничества жителей городка. Все от мала до велика встречались в школе, и закипала работа: строгали, пилили, красили… Школьные коридоры заполонили шумные разговоры, веселый смех. Столько счастливых лиц я больше никогда и нигде не встречала. Мы были бескорыстными энтузиастами. Даже жили на улице Энтузиастов.

10 декабря 1988 года.

«Я Вам не завидую. Будет трудно. Класс хулиганов», - сказал как отрезал В.А.Шишкин. Я назначена классным руководителем 9 (10) класса. А Владимир Александрович был их классным руководителем в Стрижевской средней школе №2. Он от них устал. Устал их догонять. Они почему-то постоянно сбегали с уроков. Бежали из Стрижей в городок. Почти 5 километров.

28 декабря 1988 года.

Сегодня состоится моя первая встреча с хулиганами 9 класса. Будем мыть окна в столярной мастерской. Захожу в кабинет. Чувствую, что ждали. Ну что ж, экзамен так экзамен… Я к нему, кажется, готова. По крайней мере, я так тогда думала. О Боже! Как же я ошибалась…

- Здравствуйте, я Вадим Рухлядьев, гроза 9 класса. Из толпы выделилась фигурка мальчугана. На хулигана он явно не тянул – глаза улыбались. Остальные молчали.

- Какой же ты гроза! У тебя глаза добрые!

Такого ответа они явно не ожидали. И были разочарованы. Мою окно – приглядываюсь: мальчишки затеяли разговор, девчонки молча созерцают. Оценивают, видимо…

11 января 1999 года

Первый урок литературы. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Весь вечер штудировала сочинения русского классика. Целый урок рассказываю о великом мученике России. Хожу беспрерывно по классу. Постукивают только мои каблучки…Раздался звонок. В полной тишине зазвенел голос Верочки Тепляковой:

- Оказывается, писатели такие же обычные люди, как и мы, только ищущие и страдающие…

Значит, цель урока достигнута. Им было интересно. Ура? Не знаю…

Март 1989 года.

Урок литературы, класс пишет сочинение. Легко и уверенно выводит строки Наташа Багаева, Даша Козьмина уже полчаса о чем-то размышляет, глядя в потолок, пыхтит над своим творением Саша Мокрушин, остальные тоже пишут. Вдруг тишина прерывается голосом Вадима. Он о чем-то спрашивает. Его интересует сюжет произведения, пот которому он пишет сочинение и которого он не читал. Не могу понять его вопрос, а он все спрашивает и спрашивает. И тогда Даша абсолютно безучастным голосом, продолжая глядеть в потолок, дает Вадиму ответ. Вадим счастлив!

- Дашка, какая же ты умная! Умнее Венеры Талгатовны.

Даша молчит. Молчу и я. Замолчал и Вадим. Класс пишет сочинение…

Апрель 1989 года.

Урок литературы. Объясняю новую тему. Витенька Буторин, как всегда, подперев рукой щеку, смотрит мне в глаза, а мысли его далеко-далеко… Иринка Корелова переглядывается с Андрюшей Николаюком, жестами решают какую-то проблему. За последней партой шепчутся два неразлучных друга: Саша Мокрушин и Коля Чуланов. Оба под метр восемьдесят. Поднимаю – оказывается, слышат. И вдруг замечаю только ноги, поднятые над партой, и руки, цепляющиеся за парту… и спустя секунду грохот раскатывается эхом по классу. Это упал со стула Саша. Наверное, ушибся. И падал смешно. Но я об этом не думаю. Я вся охвачена яростью – ученик оказывается за дверью. Урок продолжается.

Вернуть бы этот миг. Как бы мы смеялись! Сашенька, прости…Он ушел из жизни молодым. Разбился в автокатастрофе. На похоронах Саши не плакали. Слушали пастора о том, что Бог забирает к себе лучших, что Саше будет хорошо в том, в другом мире. И мы, остающиеся жить на земле, начинали в это верить…

Дочь Саши – Настя Мокрушина – сейчас учится в 10 классе. Я ее классный руководитель…

Апрель 1989 года.

В классе пусто, неуютно. Пора бы взяться за его оформление. Набросали эскиз, выписали стройматериалы, и Витя начал мастерить: обивал стены досками, изготавливал стенды, сооружал полочки, оборудовал мойку. Мастер на все руки. Сам, по своей доброй воле, без всякого принуждения, приходил после уроков и работал. Класс преображался.

Апрель 1989 года.

А на улице уже стояла весна, пьянила своими запахами, красками… Весна пробудила в душах девятиклассников желание помочь Вите. Помогли… Сначала Саша окатил ведром воды Верочку из окна, потом разъяренная Вера выбросила из окна Сашин портфель. Рассчиталась. Потом Витя всех выгнал из класса.

Май 1989 года.

В школе объявили смотр строя и песни. Это значит – пройти строем, распевая песню. Так шагают солдаты. 9 класс решил, что они не солдаты и маршировать не будут. Ничто не убеждало их. Никто не мог на них повлиять. Они категорически отказывались тренироваться. Обратилась за помощью к завучу школы Раисе Степановне. Класс оказался запертым в спортзале (простите, было даже такое). Они остались наедине друг с другом.

На следующий день они маршировали по главной улице городка. Шли возбужденные, глаза горели, песня раскатывалась. Это был их вызов, брошенный мне… И это была победа! Ура!

Май 1989 года

Начались уроки по «Вишневому саду» А.П.Чехова. Трудно дается трактовка образов пьесы. Объясняю – не понимают. Бьюсь как рыба об лед – бесполезно. Вся в слезах ушла из класса. Иду к Татьяне Павловне. Она приехала из Украины, преподавала литературе в техникуме. Иду с мольбой: «Помоги! Проведи урок!» И Татьяна Павловна на скорую руку дает задание своему классу и идет на урок в мой 9 класс. Я занимаю место за партой и, завороженная, слушаю Учителя.

Жизнь Татьяны Павловны оказалась очень короткой. Она ушла из жизни в расцвете своей молодости. Её ребенок так и не смог увидеть белый свет. Бывают люди, одно присутствие которых рядом делает человека счастливым. Татьяна Павловна была таким человеком. Она прожила короткую, но яркую жизнь. Танечка, я бережно храню твой образ в памяти…

Лето 1989 года.

9 класс празднует День рождения. Иду вечером по узенькой дорожке. Слышу: крики, шум – все веселые. Вдруг прорывается грубый возглас. И тут кого-то осеняет: он увидел меня. И все стоящие на балконе разом падают ниц – и воцаряется тишина. Только услышала:

- Атас!

Я тоже вредная. Остановилась поговорить со знакомой. Говорю полчаса, говорю час. Тишина. Спустя время рассказали, как по – пластунски пробирались в комнату, как наглухо закрывали дверь балкона.

Сентябрь 1989 года.

Подкралась осень. До квартиры донеслись знакомые голоса. Выхожу на балкон – мой 11 класс. Зовут за грибами. Пошли. Перешли речку, долго блуждали, а грибов всё не было и не было. И только когда почти смерклось, поняли, что заблудились. Вышли на противоположной стороне, проплутав десяток километров. Дома уже забили тревогу. Дашин папа поднимал взвод солдат на наши поиски. Я побывала в детстве, почти как в сказке.

Сентябрь 1990 года.

На классном собрании решили, что живем скучно, а надо весело. Постановили: каждую пятницу проводить тематические классные вечера. Главное – танцы, остальное – только прикрытие. Чтобы добиться у администрации школы разрешения, нужно представить план. План тут же был составлен. Ответственными назначили родителей. Они будут дежурить по очереди. Но очередь открываю я. Я классный руководитель. Уже целый час идет тематическая часть вечера – сидят, о чем-то философствуют. Стараются… И все во имя того, чтобы час - другой потанцевать. В следующую пятницу я не пришла, уверенная, что дежурят родители. Верила. Пока директор не сказал: «Уважаемая! До каких пор я буду дежурить на ваших дискотеках?»

Октябрь 1990 года.

11 класс пишет самостоятельную работу, а я что-то пишу на доске. Оборачиваюсь: чудная картина предстает перед взором. На третьей парте пред Вадимом М Сашей лежат два батона, стоят две бутылки газированной воды. И еще что-то в пакете. Товарищи обедают.

- Венера Талгатовна, хотите газировки?

Это снова тот самый Вадим. Мой первый двоечник, писавший мне письма из армии, приславший фотографию с надписью «Моей самой любимой учительнице» Пока он был жив, он собирал наш класс вместе по окончании школы. И я всегда ждала его приезда. Он уже жил в Кирове-Чепецке. Приезжал в городок – и они приходили в гости. Это были добрые вечера. Не стало Вадима (погиб трагически). Будто разорвалась цепочка. А я все жду его. Кажется, вот-вот раздастся звонок – и у порога будут стоять они, мои 42-летние девятиклассники.

Несколько слов и Саше Зиновенко и Дарье Козьминой.

Саша всегда приходил в школу в костюме и галстуке, но всегда в кроссовках. Он был влюблен в Дашу. Даша – отличница, единственная дочь в обеспеченной семье, умница, красавица. Сашка – полный антипод. Однажды по литературе за четверть я ему поставила «двойку». В ответ Саша решил принять участие в школьном конкурсе сочинений. Он писал о школе, об учителях. И победил. Окрыленный успехом, решил поступать на филологический факультет педагогического института. Я села за характеристику. Саша завалил экзамены сразу. В приемной комиссии сказали, что готовы были принять его за одну только его характеристику. Саша отметил мой талант: «Умеете же Вы писать характеристики. Я сам себя не узнал».

А то сочинение писала за него Дашенька.

О несостоявшейся первомайской демонстрации.

Скоро 1 Мая! 11 класс загорелся желанием провести первомайскую демонстрацию. Сначала убедили меня, потом – директора школы Дмитрия Павловича. Осталось дело за малым – получить разрешение командования. И полный отказ. Дети так и не поняли: почему нельзя пройти по улицам с красными флагами… Ответ дало время. Шла перестройка. До распада СССР оставалось не так уж и много времени.

По-разному сложились судьбы моих первых выпускников, самых трудных и самых дорогих моему учительскому сердцу.

Я продолжаю листать свой дневник…





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.