Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание на летнюю сессию (апрель2016)



 

Практическое занятие № 15

Эстетические принципы в сказках О. Уайльда

 

1. Место творчества О. Уайльда в литературе конца XIX – начала XX вв.

2. Своеобразие творческого метода писателя. О. Уайльд и английский эстетизм:

а) философские и литературные предпосылки эстетизма

б) проблема соотношения искусства и жизни в творчестве эстетистов и О. Уайльда

в) понятие искусства и красоты

г) вопрос о назначении искусства.

3. Идейно-художественный анализ сказок О. Уайльда.

Сказка «Счастливый принц»:

а) тематика, особенности проблематики, основной конфликт;

б) тема красоты и искусства в сказке;

в) образ Счастливого принца;

г) образ Ласточки;

д) авторская позиция в сказке

Роль парадокса в сказках О. Уайльда («Соловей и роза», «Мальчик-звезда», «Великан-эгоист» и др.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уайльд О. Предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».

2. Яковлев, Д. Е. Эстетика английского эстетизма конца XIX века (О. Уайльда) / Д. Е. Яковлев // Вестник Московского университета. Филология. Серия 7. – 1980. – № 4. – С. 22 – 29.

3. Урнов, М. В. Ужасные дети // Урнов М. В. На рубеже веков. – М., 1970.

4. Аникст, А. А. О. Уайльд / А. А. Аникст // Уайльд О. Избранные произведения : в 2 т. – М., 1960. – Т. 1.

5. История английской литературы. – Т. 3.

6. Питер Акройд. Завещание Акройда. Роман // Иностранная литература. – 1993. – № 4. – С. 5 – 103.

Занятие № 16

Рассказы И. А. Бунина

 

1. Основные проблемно-тематические пласты рассказов писателя.

2. Характер Оли Мещерской в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»:

а) Найдите в тексте детали, характеризующие социально-бытовые обстоятельства жизни главной героини. Определите ведущую особенность ее характера в социальной сущности. В каких эпизодах она проявляется?

б) Какую роль играет природа в формировании характера Оли Мещерской? Приведите соответствующие детали.

в) В каком порядке располагаются изобразительные детали в тексте повествования? Почему автор нарушает естественно-хронологическую последовательность сюжетного действия? Как объясняет этот композиционный прием Л. Выготский? В чем достоинства и спорные моменты его трактовки?

г) попытайтесь обобщить основные способы создания характера Оли Мещерской как эпической героини.

2. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900 г.):

а) Как способ повествования, избранный автором, соотносится с идейной направленностью произведения? Каким воспринимается образ повествователя?

б) Какую функцию выполняют образные детали произведения? Как связаны между собой картины быта и природы?

3. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915 г).

Чем это произведение отличается от первого:

а) в композиции, включая способ повествования;

б) в проблематике;

в) в идейной направленности.

г) Какими средствами создается образ главного персонажа рассказа?

д) В чем своеобразие авторской позиции: что в ней достойно разделения, а что представляется спорным?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская литература конца XIX – начала XX вв. 1901 – 1907. – М. : Наука, 1971. – С. 113 – 163 ; Русская литература конца XIX – начала XX вв. 1908 – 1917. – М. : Наука, 1972. – С. 96 – 116, 168 – 169.

2. Келдыш, В. А. Русский реализм нач. XX в. / В. А. Келдыш. – М., 1975. – С. 114 – 138, 206.

3. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 9 т. / И. А. Бунин. – Т. 2. – М. : Художественная литература, 1965. – С. 473 – 484, 504 – 508 ; Т. 4. – М. : Художественная литература, 1966. – С. 449 – 463, 483 – 488.

4. Михайлов Олег. Страницы русского реализма. – М., 1982. – С. 99 – 112.

5. Смирнова, Л. А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX в. / Л. А. Смирнова. – М., 1977. – С. 178 – 186.

6. Афанасьев, В. Н. И. А. Бунин. Очерк творчества / В. Н. Афанасьев. – М., 1966.

7. Волков, А. А. Проза Ивана Бунина / А. А. Волков. – М., 1969.

8. Твардовский, А. О Бунине / А. Твардовский // Бунин И. А. Собр. соч. – Т. 1. – М., 1965. – С. 7 – 49. Или: Твардовский, А. О литературе / А. Твардовский. – М., 1973. – С. 69 – 112.

9. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Л. А. Смирнова. – М., 1993. – С. 129 – 136, 148 – 153.

10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство (изд-ия 1965, 1968, 1986 гг.).

11. Максимов, Л. Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (На материале рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» // Русский язык в школе. – 1993. – № 6. – С. 3 – 12.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.