Здавалка
Главная | Обратная связь

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.



Предшкольная подготовка

 

 

Год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

Глава I Подготовка детей к школе

……………………………………………

1.1.Теоретические аспекты подготовки детей к школе

1.2.Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению:

-фронтальное обследование………………………………………………

-индивидуальное обследование…………………………………………..

2..1.О готовности дошкольников к обучению в школе……………………..

2.2.Предшкольная подготовка: ее цели и задачи…………………………….

1. Как готовить ребенка к школе (материалы к родительскому

собранию)……………………………………………………………………

2.3.Организация комфортного обучения в период адаптации

первоклассников……………………………………………………………

2. Приложение 1. Диагностическая карта для записи детей в школу…….

Приложение 2. Тест для записи детей в школу…………………………..

Приложение 3. Анкета для родителей…………………………………….

Заключение

ВВЕДЕНИЕ.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. Каждый учитель начальных классов, набирая первый класс, начинает предшкольную подготовку детей и их родителей за год до поступления малыша в школу и, конечно же, каждый учитель сталкивается с проблемой обеспечения благополучной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

«Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу» – написано в журнале « Начальная школа» №8 2005г. Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

Цель работы – показать, что возможна такая организация процесса подготовки и обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившиеся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником).

Задачи:

Во-первых, изучить теоретический материал по теме «Предшкольная подготовка и адаптационный период первоклассника», во-вторых, изложить некоторые аспекты готовности и подготовки детей к школе; в-третьих, изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме, опираясь на статьи и журналы для учителей начальных классов.

Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям скорректировать свою деятельность в подготовительный период.

 

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. В настоящее время уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа - очень серьезный , переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой, которая чаще всего не подходит под его рост, не имеет подножки. Резко сокращается время отдыха, прогулок, вырастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7 лет это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный.

Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, у него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.

Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому необходимо прислушиваться, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и заняться им нужно как можно раньше.

На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих первоклассников неловким и неуклюжим, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.

Также, стоит уделять 15-20 минут в день для занятий с ним (более продолжительные, еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Это может быть - рисование, лепка, конструирование, мозаика, важно, чтобы он умел слушать взрослого. Понимать вопросы, выполнять задания. Необходимо помнить о временных интервалах занятий, т.к. через 10 минут ребенок уже может не слушать вас, крутиться, лезть под стол, зевать. Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый маленький успех и труд. Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители очень мало читают детям. Желательно читать по 10-15 минут в день с обязательным рассматриванием картинок и беседой по прочитанному, задавать ребенку простые вопросы: « О чем читали?», «Кто из героев понравился почему?».Вы научите ребенка высказываться, любить книгу, думать, рассуждать.

Предлагайте ребенку рассказывать о делах в д/ саду, о прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов. Первый учитель- важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел - любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда, сын, или, дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или не понятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».

Совсем не желательно учить ребенка писать. Лучше, если ребенок будет больше рисовать, печатать буквы, устно считать, сравнивать. Очень хорошо. Если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

ГЛАВА 1.

Теоретические аспекты подготовки детей к школе

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования, на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.

Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка. Его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонетический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение, умственное и речевое развитие).

Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е., компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения. Для осуществления индивидуально- дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Каковы же предпосылки успешного овладения языковой и математической грамотностью. Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние пространственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций); соответствующий возрасту уровень развития устной речи ( состояние слухо - речевой памяти, состояние словарного запаса и грамматического строя речи, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно - образное мышление, основы логического мышления). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлениями, лежащими в основе счета и самым счетом, хотя бы в пределах 6, представлениях об операциях сложения и вычитания, умения сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Большое число общих компонентов, определяющих готовность ребенка к обучению чтению. Письму и математике, позволяет осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.

Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу 1 класса.

Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику не только задача выявить у ребенка какое – либо нарушение, но главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми. Которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя, но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но, как говорил выдающийся психолог Л.С.Выготский «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель – научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить. Чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.