Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического силлогизма, или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.
0 - Все люди ссорятся, но далеко не все ссоры переходят границу закона. Следовательно... 1 - Среди бедных людей есть талантливые, а некоторые таланты являются уникальными. Следовательно... 2 - Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам, но ни одна идея не является вещью. Следовательно... 3 - Ни одна точная наука не является гуманитарной, но юридическая теория не является точной наукой. Следовательно... 4 - Некоторые информационные сообщения являются травмирующими психику, а информация - необходимый источник правильных решений. Следовательно... 5 - Не все политики прозорливы, но все они принимают властные решения. Следовательно... 6 - Некоторые научные школы конкурируют, а всякий конкурент стремится победить. Следовательно... 7 - Всякая учёба есть работа, а некоторые находят в работе удовольствие. Следовательно... 8 - Лень является труднопреодолимым пороком, но учёные не ленивы. Следовательно... 9 - Все добрые дела заслуживают благодарности, но некоторые из них совершаются тайно. Следовательно... Образец: Что моё - то не чужое, а всё моё ношу с собой. Следовательно... Из данных посылок можно вывести заключение: ...следовательно,всё, что я ношу с собой - не чужое. Для проверки правильности вывода необходимо выявить логическую форму данного умозаключения. 1. В заключении определяем меньший (S) и больший (Р) термины силлогизма. Заключение является общеотрицательным суждением (Е): Ни одно S не есть Р Субъект суждения - понятие «что я ношу с собой» - меньший термин силлогизма (S). Предикат заключения - понятие «чужое» - больший термин (Р). 2. Определяем средний термин силлогизма (М) - понятие, которое есть в обеих посылках и отсутствует в заключении - «моё». 3. Составляем схему данного силлогизма: Ни одно М не есть Р (Е) Все М есть S(А) Ни одно S не есть Р (Е) 4. Проверить правильность полученного умозаключения можно одним из трёх способов. а) Проверка соответствия вывода общим правилам простого категорического силлогизма показывает, что здесь в отношении меньшего термина («что я ношу с собой») нарушено правило терминов, запрещающее, чтобы термин был распределён в заключении (как субъект общеотрицательного суждения) в то время как он не распределён в посылке (как предикат общеутвердительного суждения). Значит, заключение не следует из посылок с необходимостью. б) Обратившись к правилам фигур и модусов, сначала устанавливаем фигуру данного вывода. Так как средний термин (М) в обеих посылках является субъектом суждений, то умозаключение построено по третьей фигуре, модус ЕАЕ. Фиксируем в данном силлогизме нарушение одного из особых правил третьей фигуры - заключение должно быть только частным, а у нас оно общеотрицательное. Соответственно, и модус ЕАЕ не является правильным модусом категорического силлогизма, построенного по третьей фигуре. Заключение не следует с необходимостью.
в) Чтобы проверить правильность силлогизма методом круговых схем, нужно изобразить отношения между понятиями-терминами так, как они даны в суждениях-посылках, а затем посмотреть, получилось ли на общей схеме то отношение между меньшим и большим терминами, которое выражено в заключении. В данном примере видно, что попарные отношения между М и Р. М и S - не позволяют выяснить, как относятся друг к другу S и Р. Эта неопределенность показывает, что средний термин не связывает между собой больший и меньший термины, что здесь не действует правило, то есть мысль нелогична.
9. Выведите заключение из данных посылок и проверьте правильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаключений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказываний). 0 - Если бы план курсовой работы был составлен правильно, работа получила бы высокую оценку. Однако в плане обнаружены ошибки. Следовательно... 1 - В любом обществе есть богатые и нищие. Подавляющее большинство студентов не относится к богатым. Следовательно... 2 - Всякое занятие можно отнести к сфере труда или досуга. Чтение - это любимый досуг миллионов людей. Следовательно... 3 - Студента могут отчислить из вуза, если он не сдаёт зачёты и экзамены в установленные сроки или если он нарушает устав высшего учебного заведения. В данном случае студент сдал все зачёты и экзамены. Следовательно... 4 - Договор об оплате может быть индивидуальным или коллективным. С гражданином Ю. подписан индивидуальный контракт об оплате. Следовательно... 5 - Если читатель возвращает книгу в неудовлетворительном состоянии, библиотекарь отказывается принять её. Библиотекарь отказалась принять данную книгу. Следовательно... 6 - Результат предварительной аттестации студента тем выше, чем регулярнее он посещает аудиторные занятия, активнее участвует в семинарах. Работа в библиотеке не является аудиторной. Следовательно... 7 - Если повышается уровень профессиональной квалификации работника, то повышается и производительность его труда. В этом коллективе все работники учатся заочно. Следовательно... 8 - Если производство товара дотируется государством, то часть его рыночной цены компенсируется из средств госбюджета. Государственное образование дотируется государством. Следовательно... 9 - Инвестиционные проекты могут быть социальными, научно- техническими или информационными. Данный инвестиционный проект является научно-техническим. Следовательно... Образец: Если в стране или регионе закрываются промышленные предприятия. то в этой местности улучшаются показатели экологическойбезопасности. В данном регионе прекратили работу почти все промышленные предприятия. Следовательно... Из посылок можно вывести заключение, что, следовательно, экологическая обстановка в даннойместности улучшилась. Данное умозаключение является условно-категорическим. Первое предложение выражает условную посылку: а→ b. Второе предложение содержит утверждение основания (антецедента) условной посылки (а). В заключении, которое мы вывели, содержится утверждение следствия (консеквента) условной посылки (b). Таким образом, мы имеем дело с утверждающим модусом условнокатегорического умозаключения: а→ b; а b Эта разновидность утверждающего модуса - от утверждения основания к утверждению следствия - является правильной, поэтому заключение логически достоверно. 10. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения. 0 - Каждому специалисту необходимы логические знания и навыки. 1 - Высококвалифицированному специалисту необходимы знания в области естественных наук. 2 - Современному профессионалу нельзя без экологического образования. 3 - Психолог должен знать историю своей страны и мира. 4 - Специалист гуманитарного профиля не обязан быть компетентным в области права. 5 - Всякому специалисту необходимы знания и умения пользователя ПК (персонального компьютера). 6 - Специалисту в области социальных отношений полезно знать иностранные языки. 7 - Современный юрист нуждается в социологической подготовке. 8 - Специалисту любой профессии необходимо знать психологию. 9 - И юрист, и социальный работник, и психолог обязательно должны знать основы политологии. Образец: Тезис: Чтобы знать психологию, необходимо получить специальноеобразование. Для доказательства этого тезиса можно пойти путём дедукции: a1 - Всякое специальное знание требует специального образования. а2 - Психология - это специальное знание. Т - Следовательно, для того, чтобы знать психологию, надо получить специальное психологическое образование. Построенная аргументация является прямым дедуктивным доказательством. Современная психология, действительно, является областью специализированного научного знания и специального профессионального образования, поэтому приведённое доказательство можно оценить как сильное, убедительное. Построим опровержение данного тезиса. Если бы для того, чтобы знать психологию, было необходимо получить специальное образование (Т), то никто из людей без специального образования не мог бы считаться хорошим психологом, знатоком человеческих душ (с). Но это не так: задолго до появления психологической науки и обучения психологии как профессии были известны люди, прекрасно разбиравшиеся в тонкостях души, умело «игравших» на душевных слабостях окружающих (~с). Следовательно, для знания психологии получение специального образования не обязательно (~Т). Построенное рассуждение является прямым опровержением тезиса в форме правильного отрицающего модуса условно-категорического умозаключения: Т→с; ~с ~Т ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|