Здавалка
Главная | Обратная связь

Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического силлогизма, или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.



0 - Все люди ссорятся, но далеко не все ссоры переходят границу закона. Следовательно...

1 - Среди бедных людей есть талантливые, а некоторые таланты являют­ся уникальными. Следовательно...

2 - Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам, но ни одна идея не является вещью. Следовательно...

3 - Ни одна точная наука не является гуманитарной, но юридическая тео­рия не является точной наукой. Следовательно...

4 - Некоторые информационные сообщения являются травмирующими психику, а информация - необходимый источник правильных решений. Следовательно...

5 - Не все политики прозорливы, но все они принимают властные реше­ния. Следовательно...

6 - Некоторые научные школы конкурируют, а всякий конкурент стремится победить. Следовательно...

7 - Всякая учёба есть работа, а некоторые находят в работе удовольст­вие. Следовательно...

8 - Лень является труднопреодолимым пороком, но учёные не ленивы. Следовательно...

9 - Все добрые дела заслуживают благодарности, но некоторые из них со­вершаются тайно. Следовательно...

Образец:

Что моё - то не чужое, а всё моё ношу с собой. Следовательно...

Из данных посылок можно вывести заключение: ...следовательно,всё, что я ношу с собой - не чужое. Для проверки правильности вывода необходимо выявить логическую форму данного умозаключения.

1. В заключении определяем меньший (S) и больший (Р) термины сил­логизма.

Заключение является общеотрицательным суждением (Е):

Ни одно S не есть Р

Субъект суждения - понятие «что я ношу с собой» - меньший термин силлогизма (S).

Предикат заключения - понятие «чужое» - больший термин (Р).

2. Определяем средний термин силлогизма (М) - понятие, которое есть в обеих посылках и отсутствует в заключении - «моё».

3. Составляем схему данного силлогизма:

Ни одно М не есть Р (Е)

Все М есть S(А)

Ни одно S не есть Р (Е)

4. Проверить правильность полученного умозаключения можно одним из трёх способов.

а) Проверка соответствия вывода общим правилам простого категорического силлогизма показывает, что здесь в отношении меньшего термина («что я ношу с собой») нарушено правило терминов, запре­щающее, чтобы термин был распределён в заключении (как субъект общеотрицательного суждения) в то время как он не распределён в по­сылке (как предикат общеутвердительного суждения). Значит, заклю­чение не следует из посылок с необходимостью.

б) Обратившись к правилам фигур и модусов, сначала устанавливаем фигуру данного вывода. Так как средний термин (М) в обеих посылках является субъектом суждений, то умозаключение построено по треть­ей фигуре, модус ЕАЕ. Фиксируем в данном силлогизме нарушение одно­го из особых правил третьей фигуры - заключение должно быть только частным, а у нас оно общеотрицательное. Соответственно, и модус ЕАЕ не является правильным модусом категорического силлогизма, по­строенного по третьей фигуре. Заключение не следует с необходимо­стью.

Итак, все способы проверки правильности силлогизма показали, что вывод из посылок сделан неправильный, недостоверный.

в) Чтобы проверить правильность силлогизма методом круговых схем, нужно изобразить отношения между понятиями-терминами так, как они даны в суждениях-посылках, а затем посмотреть, получилось ли на общей схеме то отношение между меньшим и большим терминами, которое выражено в заключении. В данном примере видно, что попарные отношения между М и Р. М и S - не позволяют выяснить, как относятся друг к другу S и Р. Эта неопределенность показывает, что средний термин не связывает между собой больший и меньший термины, что здесь не действует правило, то есть мысль нелогична.

 

9. Выведите заключение из данных посылок и проверьте пра­вильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаклю­чений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказыва­ний).

0 - Если бы план курсовой работы был составлен правильно, работа по­лучила бы высокую оценку. Однако в плане обнаружены ошибки. Следова­тельно...

1 - В любом обществе есть богатые и нищие. Подавляющее большинство студентов не относится к богатым. Следовательно...

2 - Всякое занятие можно отнести к сфере труда или досуга. Чтение - это любимый досуг миллионов людей. Следовательно...

3 - Студента могут отчислить из вуза, если он не сдаёт зачёты и экзамены в установленные сроки или если он нарушает устав высшего учебного за­ведения. В данном случае студент сдал все зачёты и экзамены. Следова­тельно...

4 - Договор об оплате может быть индивидуальным или коллективным. С гражданином Ю. подписан индивидуальный контракт об оплате. Следова­тельно...

5 - Если читатель возвращает книгу в неудовлетворительном состоянии, библиотекарь отказывается принять её. Библиотекарь отказалась принять данную книгу. Следовательно...

6 - Результат предварительной аттестации студента тем выше, чем регулярнее он посещает аудиторные занятия, активнее участвует в семинарах. Работа в библиотеке не является аудиторной. Следовательно...

7 - Если повышается уровень профессиональной квалификации работни­ка, то повышается и производительность его труда. В этом коллективе все работники учатся заочно. Следовательно...

8 - Если производство товара дотируется государством, то часть его ры­ночной цены компенсируется из средств госбюджета. Государственное об­разование дотируется государством. Следовательно...

9 - Инвестиционные проекты могут быть социальными, научно- техническими или информационными. Данный инвестиционный проект является научно-техническим. Следовательно...

Образец:

Если в стране или регионе закрываются промышленные предпри­ятия. то в этой местности улучшаются показатели экологическойбезопасности. В данном регионе прекратили работу почти все про­мышленные предприятия. Следовательно... Из посылок можно вывести заключение, что, следовательно, экологическая обстановка в даннойместности улучшилась.

Данное умозаключение является условно-категорическим. Первое предложение выражает условную посылку: а→ b. Второе предложение содержит утверждение основания (антецедента) условной посылки (а). В заключении, которое мы вывели, содержится утверждение следствия (консеквента) условной посылки (b).

Таким образом, мы имеем дело с утверждающим модусом условно­категорического умозаключения: а→ b; а

b

Эта разновидность утверждающего модуса - от утверждения осно­вания к утверждению следствия - является правильной, поэтому за­ключение логически достоверно.

10. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опро­вержение и проверьте правильность полученного рассуждения.

0 - Каждому специалисту необходимы логические знания и навыки.

1 - Высококвалифицированному специалисту необходимы знания в облас­ти естественных наук.

2 - Современному профессионалу нельзя без экологического образова­ния.

3 - Психолог должен знать историю своей страны и мира.

4 - Специалист гуманитарного профиля не обязан быть компетентным в области права.

5 - Всякому специалисту необходимы знания и умения пользователя ПК (персонального компьютера).

6 - Специалисту в области социальных отношений полезно знать ино­странные языки.

7 - Современный юрист нуждается в социологической подготовке.

8 - Специалисту любой профессии необходимо знать психологию.

9 - И юрист, и социальный работник, и психолог обязательно должны знать основы политологии.

Образец:

Тезис: Чтобы знать психологию, необходимо получить специальноеобразование.

Для доказательства этого тезиса можно пойти путём дедукции:

a1 - Всякое специальное знание требует специального образования.

а2 - Психология - это специальное знание.

Т - Следовательно, для того, чтобы знать психологию, надо полу­чить специальное психологическое образование.

Построенная аргументация является прямым дедуктивным доказа­тельством. Современная психология, действительно, является обла­стью специализированного научного знания и специального профессио­нального образования, поэтому приведённое доказательство можно оценить как сильное, убедительное.

Построим опровержение данного тезиса.

Если бы для того, чтобы знать психологию, было необходимо полу­чить специальное образование (Т), то никто из людей без специального образования не мог бы считаться хорошим психологом, знатоком чело­веческих душ (с). Но это не так: задолго до появления психологической науки и обучения психологии как профессии были известны люди, пре­красно разбиравшиеся в тонкостях души, умело «игравших» на душев­ных слабостях окружающих (~с). Следовательно, для знания психологии получение специального образования не обязательно (~Т).

Построенное рассуждение является прямым опровержением тезиса в форме правильного отрицающего модуса условно-категорического умозаключения:

Т→с; ~с







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.