Пояснительная запискаСтр 1 из 8Следующая ⇒
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 1. Примерная образовательная программа………2 2. Рабочая программа дисциплины………………………………………2 3. Материалы для самостоятельной работы……………………………15 4. Методические указания для студентов………………………………27 5. Методические рекомендации для преподавателей..………………...31 6. Презентации к лекциям и семинарским занятиям…………………..36
Утверждено на заседании кафедры философии, социологии и политологии 2012 г.
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религии. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной традиции в мировых религиях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога. 2.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Пояснительная записка 2.1.1. Краткая характеристика дисциплины. Предмет учебной дисциплины – изучение религиозной подсистемы духовной культуры. В рамках курса исследуется становление и эволюция религиозных комплексов архаической эпохи и древних цивилизаций, формирование и диффузия мировых религий, место религии в современном обществе. 2.1.2. Цели: - реконструкция основных этапов религиозной истории - определение общих, особенных и единичных параметров ведущих религиозных систем - исследование принципов межконфессионального взаимодействия. 2.1.3. Задачи: - исследовать процессы становления, эволюции и распространения основных религиозных систем; - определить способы взаимодействия религиозных комплексов с материальными и духовными составляющими исторического процесса, исследовать диалектику взаимодействия структурообразующих предметных и духовных факторов генезиса и эволюции религии; - реконструировать процесс формирования религиозного сознания, его основные ступени, пути формирования и содержание ключевых понятий и идейных систем; - восстановить ценностные ориентиры, нормы и модели поведения, содержание традиций, ментальных констант, формировавшихся в религиозной сфере культуры; - установить существенные характеристики стабильных и транзитивных периодов религиозной истории, содержание качественных изменений, имевших место при переходе от архаической эпохи к цивилизации и смене цивилизаций; - исследовать диалектику общего и особенного, диахронные и синхронные моменты в религиозной истории цивилизаций, пути их кросскультурного взаимодействия; - определить, как религиозные комплексы воздействовали на форму и содержание, смысловые уровни художественных образов и системы морали, подвергаясь их обратному влиянию. 2.1.4. Требования к результатам освоения программы, компетенции: Студент, прошедший подготовку по курсу «История и философия религии» усваивает содержание разделов его рабочей программы, приобретая способность ретрансляции знаний. Выходными качествами студентов педагогических специальностей, связанными с их будущей деятельностью в образовательной сфере, является обретение знаний о мировых религиях и способности использовать их в преподавательской деятельности и общении с детьми и родителями, имеющими собственное отношение к буддизму, исламу и разновидностям христианства. Студент должен приобрести следующие компетенции: владеет культурой межконфессионального диалога, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации о традиционных и нетрадиционных религиях России (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиоведческие проблемы (ОК-2); способен понимать значение религии и свободомыслия как форм мировоззрения и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества верующих и неверующих(ОК-3); способен использовать знания о современных религиях в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4); готов, способен профессионально взаимодействовать с неверующими и представителями различных конфессий(ОК-7), (ПК-9); готов использовать нормативные правовые документы о свободе совести в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию религиозных и национальных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического развития религиозной подсистемы культуры, место человека в этом процессе, основания деления социальных систем по религиозному признаку(ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики на религиозные темы(ОК-16). способен использовать систематизированные теоретические и практические знания по истории религии и религиоведению при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способен использовать возможности образовательной среды для создания атмосферы религиозной терпимости в группах учащихся (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями учащихся с учетом их конфессиональной принадлежности(ПК-5); способен организовывать толерантное сотрудничество обучающихся и воспитанников, независимо от их отношения к религии (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы религиоведческой направленности для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации гуманитарного сотрудничества (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной конфессиональной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Содержание дисциплины ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|