МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Главной задачей исследования истории религии студентами, связанной с их будущей деятельностью в образовательной сфере, является изучение мировых религий и приобретение способности использовать знания о них в преподавательской деятельности и общении с детьми и их родителями, имеющими особенное отношение к буддизму, исламу и разновидностям христианства. В связи с этим рекомендуется обратить особое внимание на изучение следующих смысловых блоков дисциплины. Понятие мировой религии, его основное содержание. Динамика становления и развития мировых религий. Буддизм: основы вероучения и культа.Мировоззренческие основы буддизма. Социокультурные предпосылки буддизма. Личность Будды. Особенности буддистских представлений об отношении человека к действительности. Концепция множественности миров. Буддийская трактовка зла, его источников и неизбежности в человеческом бытии. Жизнь как страдание. Учение о сансаре и карме. Понятие нирваны и условия ее достижения. Восьмеричный путь спасения. Пять правил праведного поведения. Миротворчество как добродетель. Система буддийских ценностей и реализация философии ненасилия. Буддизм в России. Христианство и его основные направления. Исторические условия становления христианства.Монотеистические корнихристианства. Основы вероучения христианства. Православие. Православное богословие: структура и специфика. Литургия, гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Христианская мистика. Таинства православной Церкви. Догмат в православном богословии. Символ веры. Принципы православной антропологии: принцип богообразности и богоподобия человека. Русское православие. Христианская мораль в славянской традиции. Взаимоотношения Церкви и Государства. Церковный раскол: условия и предпосылки. Идея «Москва - Третий Рим». Религия и развитие национальной формы философии. Католицизм.Причины и условия возникновения раскола внутри христианства. Расхождение между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа. Учение о Пресвятой Деве Марии. Учение о заслугах и чистилище. Учение о непогрешимости римского папы. Учение о церкви. Целибат. Основные исторические вехи римско-католической церкви. Римские епископы в доникейский период. Становление идей примата в римской церкви. Распространение христианства в Европе. Истоки западного монашества. Подготовка Реформации. Протестантизм.Реформаторское движение XVI в. в Европе. Требование свободы и чистоты религии. Самостоятельный поиск пути к Богу, примат личного религиозного опыта. Идея личной ответственности, священства всех верующих и политический либерализм. Основы вероучения протестантизма: отвержение церковного предания, учение о спасении, учение о церкви. Таинства. Основные течения в протестантизме. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканская церковь. Протестантские общины Республики Коми: евангельские христиане - баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, Церковь Христа. Ислам: основы вероучения и культа.Социокультурные предпосылки возникновения ислама. Общие корни и различия ислама и христианства. Вероучение ислама. Основные направления в исламе. Система ценностей ислама. Идея предопределения. Теократическая идея социального мира. Исламское учение об изначальном различии народов и государств. Представление о джихаде в Коране. Способы защиты и распространения веры. Современные концепции джихада. Ступени в движении к «миру по Аллаху» / мир с Богом, с собой, с семьей, с обществом/. Шариат. По итогам изучения дисциплины предусмотрено проведение круглого стола «Религиозные организации Республики Коми. Основные направления деятельности». Изложение материалов, относящихся собственно к истории религии, рекомендуется предварить кратким изложением сведений о религиоведении, основных направлениях религиоведческих исследований и понятийном аппарате, раскрыть практическое предназначение учебного курса. При этом предлагается обратить внимание на следующие сюжеты. Предмет, источники, методология и методика религиоведческих исследований. Методология: априорное, опытное, духовное знание. Цели, задачи и практическое предназначение курса. Образовательная, воспитательная и мировоззренческая дисциплины. Конкретные учебные задачи и программа курса. Праксиологические аспекты курса. Основные понятия. Религия. Бытие. Космос. Бог. Человек. Религия как представление человека о всеобщих мировых связях» выражаемое при помощи специфического поведения. Религия как "преломление Бытия в человеческом сознании" (А. Мень). Бытие. Три области Бытия: Божие, небесное, земное. Космос как вместилище Бытия. Бог как сверхсущество, кому нет равных на земле и кого невозможно постичь человеческим разумом. Богословское понимание Божьего, небесного и земного бытия. Современные интерпретации разных уровней бытийности. Человек. Богословское понимание происхождения, строения (тело, душа, дух) и предназначения человека. Современные научные антропологические концепции. Теологические основы христианской «мирологии» /понятие жизни и мира как «священного Дара Божьего», роль Церкви в судьбах мира/. Предпосылки появления новых религиозных течений. Оформление сект. Особенности сектообразования /объединение групп, не разделяющих основные вероучительные положения ортодоксальной церкви, преследование официальными властями, миграция религиозных групп/. Пятидесятничество и его основные толки. Вероучение пятидесятников. Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение всемирного христианства.). Основы вероучения и направления деятельности. Богородичный центр и его вероучение. Свидетели Иеговы. Методисты. Евангельские христиане - баптисты. Армия спасения. Христианские религиозные объединения. Исламские объединения. Буддийские объединения. Нетрадиционные культы. Интерконфессиональные религиозные объединения. Религиозные образования восточного происхождения. Религиозные образования западнохристианской ориентации. Заключение по сопоставительному анализу богословских и светских интерпретаций основных религиоведческих терминов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|