Здавалка
Главная | Обратная связь

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ



Классификация состояний

Н. Д. Левитов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Существует множество самых разнообразных психических состояний. Для того чтобы сделать их предметом научного изучения, их необходимо как-то сгруппировать для лучшего обозрения, классифицировать или типизировать.

В области психических процессов по традиции сохраняется классификация на процессы познавательные, эмоциональные и волевые. Но даже эта общепринятая классификация недостаточна: неизвестно, например, к каким процессам отнести внимание и интерес. Кроме того, в ней смешиваются психические процессы и функции, например, процесс мышления стоит в одном ряду с функцией памяти.

Известно, что все попытки классифицировать индивидуально-психологические особенности личности, за исключением темперамента, были неудачны. Только типология темпераментов имеет традицию, насчитывающую от Галена более 19 столетий, но и в этой области чувствуется недостаточность классификации, что сказывается, во-первых, в разном психологическом понимании типов темперамента, а во-вторых, в потребности относить многих людей к смешанным или промежуточным типам. Нет классификации способностей. Нет и, вероятно, не может быть универсальной классификации характеров, а есть только разные, причем не исключающие одна другую, типологии характеров.

В отношении психических состояний проблема классификации, или типологии, столь же, а может быть, и в большей мере затруднительна, как и в отношении характера.

Слишком различны психические состояния, и притом в разном отношении. Есть немало таких сложных и противоречивых психических состояний, которые даже трудно наименовать; их необходимо более или менее подробно описывать.

Отказавшись от исчерпывающей универсальной классификации психических состояний, мы все же должны сделать некоторые обобщения, или группировки, позволяющие установить между ними линии сходства и различия.

В качестве основной, хотя и недостаточной классификации психических состояний в данной книге взято их подразделение на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле, т.е. принято подразделение по аналогии с классификацией психических процессов.

Но не везде, как показывает дальнейшее изложение, имеется совпадение между классификацией психических процессов и классификацией состояний. Так, удивление нами отнесено к познавательной деятельности; в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция.

Однако номенклатура состояний часто не совпадает с номенклатурой процессов: многие психические состояния имеют аналогию скорее из характерологии, чем из области функционального анализа сознания (состояние решительности — нерешительности, трудового подъема — лени).

Таким образом, принятая в книге классификация психических состояний должна рассматриваться как условная и имеющая оперативное, рабочее значение. В ряде случае встречались затруднения, к какой категории данное психическое состояние следует отнести, например, состояние увлечения содержит в себе так много эмоциональных и волевых компонентов, что почти с равным правом его можно отнести к состояниям и эмоциональным, и волевым.

Было бы заманчиво хотя бы типизировать психические состояния по аналогии с типами или чертами характера. Этим наметилось бы столь важное сближение временных состояний психики с более устойчивыми чертами личности. Но нет универсальной типологии характеров, а кроме того, многие черты характера выражают направленность или, по терминологии В. Н. Мясищева, систему отношений, т. е. черты, аналогии которым в психических состояниях не везде легко найти.

Можно различать психические состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают. Став на этот путь, следует говорить о психических состояниях в деятельности игровой, учебной, трудовой, спортивной. Такого рода подразделение закономерно и в некоторой (неполной) мере отражено в данной работе. Оно не заменяет принятой классификации на три группы, которую надо признать основной, но дополняет ее. Вместе с тем, говоря о психических состояниях в деятельности, приходится в ряде случаев вводить новые понятия, ставить новые проблемы, которые не ставились, когда описывались состояния познавательные, эмоциональные и волевые. Например, только в аспекте трудовой деятельности ставятся проблемы утомления, энтузиазма, монотонности именно как психических состояний.

Укажем еще несколько возможных подразделений психических состояний, которые следует учитывать при их анализе;

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во-вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции.

То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, все же у него аффект является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение — состояние, положительно влияющее на деятельность человека.

4. Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности.

Патологические состояния, изучаемые психопатологами и психиатрами, требуют специального рассмотрения.

 

Ю. Е. Сосновикова







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.